Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 20:46, курсовая работа
Однако осмысление его роли и особенностей как зрелища и механизма восприятия до сих пор привлекает к себе внимание исследователей и критиков. Сделано немало интересных наблюдений и обобщений. Правда, многие из выдвинутых концепций отличаются некоторой категоричностью и не столько снимают выдвинутые практикой телевидения вопросы, сколько ставят новые и вызывают желание продолжать дискуссии. Так, попытки противопоставить телевидение другим каналам массовой информации как средства, будто бы способного со временем заменить все другие, вызвали исследования, которые показали, «что в действительности телевидение не только не угрожает существованию прессы, радио, искусств, но, напротив, способствует их развитию. Дискуссионными оказались и утверждения, что с появлением телевидения родилось новое неведомое раньше искусство»1.
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Исторические основы современной телевизионной
журналистики…………………………………………………………
Становление телепублицистики……………..………………...
Развитие «разговорных» жанров на телевидении…..………..
Телевидение периода «перестройки»………………..………..
Тележурналистика в конце ХХ века…………………..………
Глава II. Основные тенденции развития телевизионной журналистики…..
Телевидение сегодня и завтра………………………….………
Судьба некоторых жанров телевизионной публицистики.….
Будущее каналов, программ и передач…………………….….
Журналистские профессии на телевидении………………..…
Глава 3. Пути повышения эффективности подачи телеинформации………
3.1. Телевидение и информационные потребности аудитории…...
3.2. Формы и средства повышения эффективности
тележурналистики……………………………………………....
Заключение……………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………
Введение………………………………………………………… Глава I. Исторические основы современной телевизионной
журналистики………………………………………………
Глава II. Основные тенденции развития телевизионной журналистики…..
Глава 3. Пути повышения эффективности подачи телеинформации……… 3.1. Телевидение
и информационные потребности а 3.2. Формы
и средства повышения
тележурналистики…………………………………… Заключение…………………………………………………… Литература…………………………………………………… |
.3
.5 .5 .8 .9 10 14 14 15 24 27 29 29
33 35 38 |
Многие современники уже и не помнят, когда появилось телевидение – так давно это было...
Однако осмысление его роли и особенностей как зрелища и механизма восприятия до сих пор привлекает к себе внимание исследователей и критиков. Сделано немало интересных наблюдений и обобщений. Правда, многие из выдвинутых концепций отличаются некоторой категоричностью и не столько снимают выдвинутые практикой телевидения вопросы, сколько ставят новые и вызывают желание продолжать дискуссии. Так, попытки противопоставить телевидение другим каналам массовой информации как средства, будто бы способного со временем заменить все другие, вызвали исследования, которые показали, «что в действительности телевидение не только не угрожает существованию прессы, радио, искусств, но, напротив, способствует их развитию. Дискуссионными оказались и утверждения, что с появлением телевидения родилось новое неведомое раньше искусство»1.
Телевидение как особое, специфическое средство информации, пропаганды и развлечения требует осмысления. Также требует исследований и такая область телевидения как журналистика. Предлагая пищу для размышлений, творческая практика телевидения и его журналистика не могут еще «предложить необходимый материал для определения жестких норм и эталонов»2. Оказывая большое воздействие в силу присущих телевидению “влияющих и формирующих” свойств на характер развития общества и его членов, на их политические, моральные и эстетические критерии, телевизионная журналистика становится существенным фактором социального управления. Необходимость анализа ее сильных и слабых сторон, осуществленных и неосуществленных возможностей, диктуется ее ролью в современном обществе.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что телевидение - одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.
Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие социальных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с наpодом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации. Hаучно-техническая революция, возникновение и расширение влияния общедемократических движений, интенсификация международного сотрудничества и другие важные факторы повышают значение телевизионных передач.
Характер подачи телеинформации, когда телевидение вплетено в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения, имеет большую проблематику как в философском, социальном, творческом и прочем значении, поскольку продолжающееся эволюционное преобразование телевидения оказывает возрастающее воздействие как на материально-пpоизводственную, так и на социально-политическую, культуpно-идеологическую и другие области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.
В связи с этим целью данной работы является выделение и исследование творческого опыта телевизионной журналистики и тенденций ее развития, чтобы иметь представление о современных возможностях и перспективах представления телеинформации для выявления неиспользованных резервов и роста профессионального мастерства телевизионных журналистов.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Становление телепублицистики
Первые попытки веления
публицистического
Жизнь настоятельно требовала новых форм и жанров вещания: аудитория телевидения стремительно росла, становясь, все более массовой.
22 марта 1951 г.
Постановлением Совета
В 1954 г. на Центральном телевидении были образованы редакция литературно- драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и общественно-политическая редакция.4
В новые редакции пришли работать впервые в практике телевидения- журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовешания. Решить задачу превращения телевидения в средство массовой информации можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики.
«Процесс становления тележурналистики выразился в попытках создать специфическими телевизионными средствами информационно-публицистические и художественные произведения в жанрах прессы и радиовещания (прежде всего репортажа и интервью, а затем и комментария, корреспонденции, очерка) в апробированных прессой и радиовещанием формах (журнала, обозрения, выпуска новостей и т.п.)»5.
До 1954 г. не существовало продуманного плана публицистических передач, они включались в программы от случая к случаю. Не предпринималось даже попыток разделить публицистические программы по жанровым признакам, любая из них неопределенно называлась “тематическая передача”.
Общие с радиовещанием
«В ноябре 1954 г. по столичному телевидению был передан очерк известного журналиста Е. Рябчикова. Он рассказывал о только что начавшемся строительстве каскада электростанций на Ангаре. Передача представляла собой монтаж кинокадров, макетов, схем, показ которых был объединен выступлением ведущего перед камерой и его же закадровым комментарием»6. Так впервые в телевизионный кадр вошел автор – журналист.
В начале 1957 г. накануне VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов были созданы новые редакции: Главная редакция программ для молодежи ЦТ и редакция “Последних известий” (ныне – Информационное телевизионное агентство – ИТА); а также кинопроизводство.
«История журналистики
– это в большей мере история
становления и
Впоследствии стало ясно, что, не прибегая к форме устных сообщений, невозможно дать телезрителю достаточно полную и вместе с тем необходимую информацию о важнейших событиях.
В 60-е годы дальнейшее совершенствование получила материально-техническая база телеинформации: редакции были оборудованы телетайпами, выросла сеть собственных корреспондентов, кинопроизводство получило новую технику. Телевизионная служба новостей стала успешно конкурировать с кинохроникой. Стала использоваться словесная форма сообщений, когда событие не удавалось зафиксировать на пленке. Однако в дальнейшем, по мере развития телевидения с все большей очевидностью обнаруживались слабые стороны такой формы передачи информации. Кроме того, «процесс становления оперативной телевизионной информации не был гладким. Это сказывалось и в недостаточной регулярности выпусков телевизионных новостей, и в нестабильности форм сообщений. Телевизионной информации не доставало качества ансамбля, который создается отчетливой целенаправленностью содержания и гармоничностью сочетания жанров и стилей, какой свойствен хорошо поставленной газете или журналу» 8. Программа «Время» (стала выходить с января 1968 г.) в некоторой степени устранила эти недостатки, завоевала зрителя, благодаря как регулярности, так и содержательного углубления и увеличения познавательной ценности телематериала.
Многие последующие
телепрограммы стали учиться
у программы «Время» и подражат
1.2. Развитие «разговорных» жанров на телевидении
Появление и развитие разговорных жанров телепублицистики потребовало введение в кадр автора, особенно в публицистических программах, вызвав к жизни их особую форму – персональную (авторскую) программу. Ее отличие от других состояло в том, что автор- исполнитель выступал перед зрителями как центр и основа программы (С. Смирнов, И. Андроников, В. Зорин и др.).
«Телевизионные игры, представляющие собой одну из диалогизированных форм персонифицированного сообщения сполна раскрылись к середине 60-х годов.(«КВН», «А ну-ка девушки», «Алло, мы ищем таланты» и др.) …Возможности раскрытия на телеэкране личности, включенной в импровизированные действия, были использованы и в других программах»9.
Среди принципиально новых в 60-х годах форм вещания можно отметить и художественно-публицистическую программу «Голубой огонек». Однако так как телевидение находится в прямой зависимости от политики, после событий в Чехословакии в 1968 г. эти и другие важные программы надолго прекратили свое существование. В 70-х годах разговорные жанры свое дальнейшее “развитие” получили в форме использования видеозаписей после тщательного монтажа.
Возможность прорыва
на экран “незапланированной”
1.3. Телевидение периода «перестрой
«Гласность, закон о печати, отмена цезуры, вся совокупность политических перемен, происшедших в нашем отечестве, раскрепостили телевизионных журналистов, в том числе и авторов информационных программ. …Телевидение внесло существенный вклад в развал социалистического строя, обрушив на зрителя небывалое количество разоблачительных, предельно откровенных материалов («12-й этаж», «Взгляд», «Общественное мнение» и др.)»10. Однако, принцип персонификации ведущих публицистических передач, обязанных иметь и отстаивать собственное мнение, пришел в противоречие с отжившим принципом партийности. Многие прогрессивные передачи были закрыты.
Телевидение в передачах о предвыборной борьбе и со съездов народных депутатов играло лишь роль посредника. Работа режиссеров и операторов по отбору наиболее выразительных кадров была в данном случае заметнее и важнее, чем выступления обозревателей и репортерские интервью.
Информация о работе Пути повышения эффективности подачи телеинформации