Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 20:46, курсовая работа
Однако осмысление его роли и особенностей как зрелища и механизма восприятия до сих пор привлекает к себе внимание исследователей и критиков. Сделано немало интересных наблюдений и обобщений. Правда, многие из выдвинутых концепций отличаются некоторой категоричностью и не столько снимают выдвинутые практикой телевидения вопросы, сколько ставят новые и вызывают желание продолжать дискуссии. Так, попытки противопоставить телевидение другим каналам массовой информации как средства, будто бы способного со временем заменить все другие, вызвали исследования, которые показали, «что в действительности телевидение не только не угрожает существованию прессы, радио, искусств, но, напротив, способствует их развитию. Дискуссионными оказались и утверждения, что с появлением телевидения родилось новое неведомое раньше искусство»1.
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Исторические основы современной телевизионной
журналистики…………………………………………………………
Становление телепублицистики……………..………………...
Развитие «разговорных» жанров на телевидении…..………..
Телевидение периода «перестройки»………………..………..
Тележурналистика в конце ХХ века…………………..………
Глава II. Основные тенденции развития телевизионной журналистики…..
Телевидение сегодня и завтра………………………….………
Судьба некоторых жанров телевизионной публицистики.….
Будущее каналов, программ и передач…………………….….
Журналистские профессии на телевидении………………..…
Глава 3. Пути повышения эффективности подачи телеинформации………
3.1. Телевидение и информационные потребности аудитории…...
3.2. Формы и средства повышения эффективности
тележурналистики……………………………………………....
Заключение……………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………
Более продолжительные программы журнального типа сейчас называют видеоканалами. Это не только технический термин. Весьма протяженная по времени, объединяющая различные темы программа, одновременно включающая самостоятельные передачи, имеет общего ведущего, характерную тематическую направленность и, как правило, территориальное единство. Представляется, что в перспективе телеканалы станут круглосуточными, строго тематическими (спортивный, художественный, экономический и т.д.),
“разбавленными” рекламой, новостями и музыкой.
Безусловно, в работе журналиста на подобном канале будут предъявляться особые требования к творческим, техническим и физическим возможностям.
Произойдут
изменения и в таком многочисле
Понятно, сколь велика роль автора в создании таких пространственно-временных и творчески сложных составных передач. «Здесь он будет вторгаться в сферу деятельности и редактора, и режиссера, и других участников творческого процесса. От его знаний в во всех областях, эрудиции, такта, обаяния, находчивости, чувства юмора, способности публично мыслить вслух, умение «разговорить» гостя студии перед камерой и множество других необходимых качеств обеспечивают в конечном счете успех тележурналу, видеоканалу, шоу, викторине»23.
Программа, как форма существования телевидения, останется. Но она, в зависимости от вида передачи, будет менять свою сущность и содержание. Относительно неизменным по сравнению с другими жанрами останется жанр теледокументалистики. Эволюция социального характера в проблемном телекино будет происходить параллельно возникающим и волнующим вопросам и особенностям общественного развития. Думается, что перспективы документального кино ближайшего будущего связаны с гуманитаризацией и правовым обеспечением социальных процессов.
2.4. Журналистские профессии на телевидении
Среди современные амплуа, в которых журналист предстает перед зрителем, наиболее выделяются следующие основные специализации: обозреватель, репортер, комментатор, интервьюер, редактор и ведущий программы (передачи, ток-шоу, новостей).
Практика отечественного телевидения не всегда дает возможность увидеть ту или иную специальность в “чистом виде”. Сама форма телепередачи «требует от журналиста переключения на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского канала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала»24.
Вместе с тем страдает качество телепередач, когда, например, один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг берется вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседникам на поле или на стадионе репортер, часто не выдерживает студийного монолога. Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком. А отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора- аналитика или неловок в ток-шоу.
Это происходит по многим причинам. Среди них: и недостатки профессиональной подготовки журналистов, и неразвитость необходимых личностных свойств, и отсутствие всесторонней практики работы, и инертность мышления, и то, что «пока журналисты по привычке думают в первую очередь не об интеллектуальном импульсе, а о том, что доступно показу, исходя из возможностей техники»25.
В то же время логика технического развития телевидения и требований к специалистам уже сегодня подсказывают, что тележурналист должен уметь многое, владеть сразу несколькими специальностями.
Корреспондент телевидения завтрашнего дня, как представляется, будет сочетать в себе качества и комментатора, и обозревателя, и интервьера, и ведущего телепрограммы. Несомненно на отечественное телевидение придут и продюсеры, и модераторы, и универсальные редакторы, и шоу-аналитики. В недалеком будущем практика работы в глобальных информационных сетях и острая конкуренция “заставят” тележурналиста стать универсальным работником, способным, не выходя из студии, подготовить и провести любую телепередачу.
Особый акцент будет сделан на обеспечение интеграции высокого технического уровня и художественности материала, выходимого в эфир, компьютерной грамотности, компетентности и редакторской подготовке тележурналиста.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДАЧИ ТЕЛЕИНФОРМАЦИИ
3.1. Телевидение и информационные потребности аудитории
Эффективность деятельности телевидения может быть изучена и оценена, по нашему мнению, только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед средствами массовой информации. Осуществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание работников телевидения к этому аспекту эффективности в последнее время заметно возросло.
Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия26.
Исследование информационных потребностей исходит из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения – первоочередная задача.
Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека27. Как показывают данные социологических исследований, наиболее интенсивно развиты и осознаны информационные потребности у групп аудитории с высшей степенью социальной активности: членов выборных органов, общественных организаций, внештатных авторов СМИ и т.п. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности телевидения его роль в удовлетворении информационных потребностей населения.
При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности28.
Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д. Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье29.
Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как при тематических интересах). Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются получаемой телевизионной информацией, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому, на наш взгляд, важно знать, каким образом удовлетворение (или неудовлетворение) определенных информационных потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие телевидения на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться в деятельность общества на различных уровнях – от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба30.
Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует также учитывать образ жизни населения. Это позволяет объяснить закономерности формирования аудитории телевидения, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Материалы проведенных социологических исследований показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в-третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной и общественной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением книг, газет и журналов31.
Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой. Это обуславливает выбор целей деятельности телевидения и критериев его эффективности. Функции, которые выполняет телевидения, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории.
Всеобщей тенденцией,
которая сопутствует
Рассмотрение проблемы эффективности телевидения с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности такой информационной системы как телевидение.
3.2.
Формы и средства повышения эфф
Телевидение – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. По мере расширения технических возможностей роль телевидения возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей оно остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы телевидения, его включающих.
Важное место в арсенале средств, активно содействующих росту эффективности телеинформации, занимают вопросы подбора и расстановки кадров. Хорошо подготовленные и профессиональные выступления на телевидении несомненно более действенны и эффективны, нежели материалы с низким профессиональным уровнем подготовки.
Одним из наиболее важных, на наш взгляд, путей повышения действенности телевидения является вовлечение в творческую работу аудитории. Её участие в формировании информационного пространства – это высокая степень обоснованности, реальности и правдивости телевизионной продукции, это глубина и эмоциональность, острота и неординарность мышления, изложения материала.
В результате поиска путей вовлечения человека в формирование единого информационного пространства рождаются новые формы работы теле.видения. Журналист, получив отзыв, включает автора в изучение поднятой проблемы, помогает ему удостовериться в правоте или ошибочности своих заключений. Общение в рамках информационного пространства журналиста и аудитории позволяет вскрыть всю глубину и сложность проблемы, не обходя при этом «острых углов». Подобного рода сотрудничество тонко и ненавязчиво воздействует на решение важнейших социальных, экономических и политических задач.
Информация о работе Пути повышения эффективности подачи телеинформации