Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 20:46, курсовая работа
Однако осмысление его роли и особенностей как зрелища и механизма восприятия до сих пор привлекает к себе внимание исследователей и критиков. Сделано немало интересных наблюдений и обобщений. Правда, многие из выдвинутых концепций отличаются некоторой категоричностью и не столько снимают выдвинутые практикой телевидения вопросы, сколько ставят новые и вызывают желание продолжать дискуссии. Так, попытки противопоставить телевидение другим каналам массовой информации как средства, будто бы способного со временем заменить все другие, вызвали исследования, которые показали, «что в действительности телевидение не только не угрожает существованию прессы, радио, искусств, но, напротив, способствует их развитию. Дискуссионными оказались и утверждения, что с появлением телевидения родилось новое неведомое раньше искусство»1.
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Исторические основы современной телевизионной
журналистики…………………………………………………………
Становление телепублицистики……………..………………...
Развитие «разговорных» жанров на телевидении…..………..
Телевидение периода «перестройки»………………..………..
Тележурналистика в конце ХХ века…………………..………
Глава II. Основные тенденции развития телевизионной журналистики…..
Телевидение сегодня и завтра………………………….………
Судьба некоторых жанров телевизионной публицистики.….
Будущее каналов, программ и передач…………………….….
Журналистские профессии на телевидении………………..…
Глава 3. Пути повышения эффективности подачи телеинформации………
3.1. Телевидение и информационные потребности аудитории…...
3.2. Формы и средства повышения эффективности
тележурналистики……………………………………………....
Заключение……………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………
Человек, оперирующий камерами, всегда имеет свою точку зрения (и как художник, и как политик), и с этой точки зрения он вглядывается в происходящее. В первоначальном отборе материала и заложены начала журналистского видения жизни тех, кто «творит реальность» зрительными образами.
Однако в подобной форме передач митинга, сессии, торжественного церемониала и т.п.) всегда следует помнить о двух определяющих факторах: во-первых, о неприкосновенности самого жизненного явления, невозможности его обработки, перестройки; и, во-вторых, о том, что на экране предстает не описание события, а само событие — в реальных, физически зримых образах.
Первая, начальная форма использования прямого телевидения может быть названа не комментированным показом или трансляцией события, это и есть простейший вид телерепортажа.18
Характер репортажной передачи определяется содержанием материала, диктуется самой жизнью. Только соответствие формы содержанию, конечно, при главенстве последнего, при подчинении ему, обусловливает в результате достоинства передачи, ее пропагандистский и познавательный смысл. Истина эта в журналистской практике и теории общеизвестна.
Иные события, явления
Именно объективный характер материала определяет другой вид телевизионного репортажа: комментированный репортаж. Здесь уже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, хотя само событие предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер, как очевидец события, наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана.
Репортер — это «гид»
Какой же материал должен служить
объектом комментированного
Всем этим жизненным явлениям присуща общая, особенно важная для телевидения закономерность: в их основе лежит действие, развивающееся во времени и в пространстве, т.е. непременно наличествует «репортажный стержень» как основа передачи.
И главная творческая проблема в подготовке и проведении таких репортажей — проблема сочетания изображения и слова.
В передаче события по телевидению определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера находящегося по другую сторону экрана не организует, не ведет действие, а наоборот следует за ним.19
Каким же должно быть это слово — живое слово журналиста ведущего репортаж?
Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не может подобно газетчику размышлять над каждым словом каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, выправить его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель, так же изумляясь, так же волнуясь, так же «болея», как и сидящие у телевизоров. Вся подготовка к репортажу в подобных случаях сводится к сбору предварительных, но по возможности самых полных сведений о предстоящем событии. А задача — та же, что и у радиожурналиста или газетчика искать и находить одно-единственное словосочетание слов, находить яркий запоминающийся образ, емкую, порой и остроумную фразу.20
Как некомментированный репортаж (трансляция), так и репортаж с закадровым комментарием хотя и в разной степени, но обладают следующими общими и обязательными чертами: во-первых, композиционным строем передач как бы «владеет» само жизненное явление — событие; изменить его развитие невозможно, допустима лишь интерпретация происходящего либо в характере показа, либо в словесном закадровом комментарии; во-вторых налицо стабильный «эффект присутствия» — совпадение во времени действия и его восприятия зрителем. В-третьих, динамика отражения объекта, развитие в пространстве и времени, зримо раскрывающее логика события. В-четвертых, экранная природа обусловливает то, что перед зрителем предстают сами факты, а не описание их (при этом комментирующее слово в данном случае играет роль, подчиненную зрительному образу)21.
Основным предметом
Основным для экрана является зримое движение, действие. Но за событием, за фактом журналист должен разглядеть нечто большее — увидеть связь с другими фактами, выяснить их причинную зависимость. В таком случае конкретное явление действительности становится как бы отправным пунктом в работе журналиста, а факт - поводом к обобщениям. Но при этом факт может вырасти в проблему. Нужно лишь несколько изменить точку зрения аудитории — приучить зрителя видеть значительное и волнующее в казалось бы обыденном и каждодневном, в том, что остается порой незамеченным, А это уже проблема журналистского мастерства.
И, наконец, еще один вид репортажа — с журналистом в кадре. Меняется строй жанра — событие становится лишь поводом, перестает быть «неприкасаемыми объектом. Репортер, работающий в этом виде жанра, должен быть вездесущим, подходить к явлениям и фактам действительности с определенным критерием, вдумываясь в смысл событий, заглядывая в их будущее, показывая их логические связи. Объектом жанра становится вся жизнь, в ее разнообразных и типических проявлениях.
Тематический (проблемный) репортаж чаще всего связан с показом интересного для зрителя происходящего события. Перспективы репортажей с городских улиц, предприятий, стадионов и концертных залов – различны. Такие репортажи требуют основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Технические и информационно-справочные возможности студии позволят придавать информации популярную и увлекательную форму, не выходя за пределы “рабочего кабинета”. Электроника будет помогать хорошему репортеру представить нестандартный взгляд на происходящее, подметить в нем интересные для всех подробности.
Проблемный репортаж возможен лишь при тщательной, всесторонней подготовке. С технической стороны это проведение осмотра объекта с целью выяснить возможность ведения передачи; затем — проверка всех узлов техники. Процесс подготовки изобразительного решения репортажа складывается из ряда задач, решаемых в творческом взаимодействии режиссера, оператора, звуковиков, осветителей. Важнейшим в построении изобразительного материала, объединяющим все творческо-технические приемы и средства, является монтажная логика репортажа в целом.
Всему перечисленному предшествует авторский замысел, так как мысль журналиста — первооснова процесса подготовки и проведения репортажа. После выбора темы и обстоятельного, всестороннего ознакомления с объектом журналист приступает к разработке подробной композиции репортажа — к написанию сценарного плана.
Сценарный план выполняет ряд функций, отвечая как творческим, так и техническим требованиям телевизионного производства. Основная задача, которую должен решить репортер, — это раскрыть идею, содержание во взаимосвязи зрительных образов и звучащего слова. Тщательно отбирая и организуя актуальный материал, репортер строит предполагаемое действие, параллельно обдумывая словесную сторону репортажа — текст-комментарий.
Такое построение несомненно фабульно, близко к сюжетному: в проблемном репортаже находят место элементы драматургии: завязка — отыскание первого кадра, первого эпизода, который сразу же привлек бы внимание зрителя; может иметь место кульминация действия, например, неожиданный для зрителя эпизод, повернувший развитие репортажа; наконец, развязка — обобщение конкретного, частного материала, итог репортажа, ради которого он и создавался.
Сценарный план, а значит, и экранное действие, строится поэпизодно с указанием содержания эпизода, его участников, с обозначением объекта и учетом использования технических средств, а также примерным хронометражем каждого эпизода. Таким образом, помимо основной (смысловой) задачи план решает еще и ряд вспомогательных, производственно-творческих задач.
Природа репортажа обусловливает «эскизность» сценарного плана: при более или менее точном, последовательном описании изображения — весьма приблизительный, тезисный характер текстовой его части.
Написание подробного текста и следование ему в процессе показа неизбежно «снимет» простоту, естественность, непринужденность общения репортера с участниками передачи; чаще всего предварительное написание полного текста попросту невозможно, так как нельзя предвидеть все повороты, сюжетные детали при отражении «живой жизни».
Нужно стремиться, чтобы основой репортажа (в том числе проблемного, где событие — не основа, а лишь повод) стало зримое действие. Требование это — правило построения репортажа как жанра.
Проблемный репортаж — явление отнюдь не однозначное, не одноплановое, которое можно было бы заключить в четко очерченные рамки формулы-определения. Да в этом и нет необходимости. Ведь стоит теоретическому анализу сойти с пути обогащения практики, как он неизбежно влечет к установлению канонов, которые есть не что иное, как кодификация ограничений.
Заключая разговор о репортаже как жанре, можно отметить, что развитие техники телевидения позволило, веди наблюдение и одновременно — фиксацию «живой жизни», создавать условное (экранное) время, а при необходимости — и пространство.
Благодаря этому репортаж на телевидении, развиваясь от прямой передачи в реальном времени и пространстве к репортажу, предварительно зафиксированному, как бы совершает восхождение по спирали к прямому телевидению, но организуемому по принципам кино.
Сегодня телевидение и его журналистика – это живой, постоянно меняющийся организм. Несмотря на трудности развития, интерес зрительской аудитории достаточно высок. Это говорит о постоянном росте качества телепередач и о возрастающей возможности их выбора.
В конце ХХ века в традиционной системе массовой информации – печать, радио, телевидение – «окончательно сформировались новейшие средства коммуникации, связанные с телевизионными и компьютерными технологиями. Это, прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информации»22.
И, тем не менее, репортаж остается основным «способом» передачи информации во всех средствах коммуникации. Он является наиболее распространенным, действенным и ведущим жанром тележурналистики. Перспективы репортажей с городских улиц, предприятий, стадионов и концертных залов – различны. Такие репортажи требуют основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. В будущем технические и информационно-справочные возможности студии позволят придавать информации популярную и увлекательную форму, не выходя за пределы “рабочего кабинета”. Электроника будет помогать хорошему репортеру представить нестандартный взгляд на происходящее, подметить в нем интересные для всех подробности.
2.3. Будущее каналов, программ и передач
Все из рассмотренных нами телевизионных жанров встречаются крайне редко в так называемом чистом виде. В будущем они будут еще теснее переплетаться. Сейчас все жанры объединяют более сложные телевизионные “конструкции”: передачи, программы и видеоканалы. Представляется, что в дальнейшем процесс интеграции телевидения пойдет по пути создания телепрограммных концернов и конгломератов.
Структурные и технические изменения на телевидении повлекут за собой и принципиально новые подходы к конструированию телепрограмм. Так, например, верстка новостной программы сейчас является высшим проявлением журналистского мастерства, требующим большого опыта, политической и гражданской зрелости, подлинного профессионализма. Но пройдет один-два десятка лет, и компоновку новостей будет осуществлять технический оператор, режиссируя банк данных новостей, который будет создаваться информационными спутниками-роботами.
На современном этапе, реализуя свои социальные функции, телевидение весьма быстро пришло к широкому использованию хорошо известного в периодической журналистике способа сочетания подчас разнородных, чаще тематически связанных между собой, но всегда достаточно независимых, автономных и даже самобытных материалов – журнала («Клуб путешественников», «В мире животных», «Дог-Шоу» и др.). Журнальная форма действительно открывает путь для многопланового освещения определенной тематики (экономика, спорт, наука, искусство и пр.) В недалеком будущем эта форма будет меняться по пути обретения новых черт и качеств. Углублению тематической дифференциации и появлению новых разделов послужат новые научные открытия. А в более отдаленном будущем работа журналиста примет характер компоновки программы-журнал через интерсетевой компьютер, в который, например, любой путешественник сможет отправить свои “видеовпечатления”.
Информация о работе Пути повышения эффективности подачи телеинформации