Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Международным отношениям"
1.Понятие МО
В науке
до сих пор существует целый ряд
дефиниций в отношении дан.
2. Концепция реализма в теории международных отношений.
Концепция полит.реализма была
основана на взглядах Т. Гоббса
- с момента появления человека
на свет, он находится во враждебной
окружающей среде. Гоббс
3. Предмет, место и объект международных отношений.
Предмет
мо – определен как
4. Виды и формы международных отношений.
Виды мо рассматриваются либо на основе сфер общественной жизни (и, соответственно, содержания отношений) — экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические отношения— либо на основе взаимодействующих участников — межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями.В зависимости от степени развития и интенсивности тех или иных видов мо, выделяют их различные (высокий, низкий, или средний) уровни. Однако более плодотворным представляется определение уровней мо на основе геополитического критерия: с этой точки зрения выделяются глобальный (или общепланетарный), региональные (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна) уровни международного взаимодействия.Формы МО: дипломатические отношения, торгово-экономические отношения.На основании соотношения интересов участников мо выделяют формы взаимоотношения: противостояние; сотрудничество; приспособления государств, основанные соответственно на отличии, совпадении и согласовании интересов.Наконец, с точки зрения степени напряженности, можно говорить о различных состояниях мо: это, например, состояния стабильности и нестабильности; доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.
5.Понятие «внешняя политика».
Понятие ВП – политика регулирования отношений между гос-вами и др.субъектами на междун.арене. Внешняя должна иметь силовой характер и быть нацелена на приобретение сфер влияния на международной арене; она выражает национальные интересы, поскольку связана с жизненной человеческой природой, географическими, социально-историческими и культурными традициями. Определение линии поведения на международной арене принадлежит государству.Понятие «вп» напрямую связано только с деятельностью гос-ва. Только у этого субъекта есть и должна быть политика, у всех других – деятельность. Нельзя сказать «ВП Буша».В силу возросшей необходимости сообща управлять сложнейшими проблемами, внешняя политика становится функцией не только МИДа, но и большинства других государственных структур (министерства обороны, социальных служби т.д.). ВП опирается на экономический, культурный, политический, военный, научно-технический, демографический потенциал государства. Внешняя политика и внутренняя политика взаомисвязаны: от ВП во многом зависит благополучие как всего общества, так и его отдельных индивидо.В основе ВП любого государства лежит обеспечение своей безопасности. Одно из направлений решения этой задачи – избавление от стереотипов и догм, особенно в отношении образа врага. В последнее время широкую известность получила «теория образа». Суть: надо отбросить, как «наивное», мнение о том, что люди в своих действиях, а государство в своей политике реагируют на объективный внешний мир. На самом деле мы реагируем не на внешний мир, а на его «образ», который создается в нашем воображении. Образ может быть ложным, неадекватным объекту. Неверные «образы» могут лежать в основе конфликтности между государствами.
6. Понятие интеграции в МО.
Полит.интеграция
и научн. – не совпадают.т.к. политики
действуют в рамках существ.правил
и текущ.проблем. научное видение
– задается вопросом – каковы условия,
механизмы, рамки и.т.д. Киссенджер в
своей книге дипломатия – выделил,
что политик всегда рискует, ограничен
во времени, действует исходя из оценок.
Политик окружает себя аналитиками,
кот.делают вывод исходя из точки
зрения политика – субъект.картина.
разные полит. Силы, субъекты вкладывают
в понятия свои смыслы. Понятие
интреграция – длит, осозн., добровольный
процесс сближения, взаимоприспособления
и сращивания воен-полит и финан.систем.
основа процесса – самостоятельность
субъектов. Осн. Цель – поис и наращивание
форм и методов сотрудничества. Только
сочетание полит. И эконом. Усилий
дают результат. Феномен интеграции
хорошо изучен направлениях-модернизме
и функ-лизме. Усл. Интеграции – 1. длит.процесс
самост. Полит.и эконом. Развития –
т.к. вступая в интегр.придется отдать
в пользу ее-отказаться от части
суверенитета.2. субъекты должны демонстрировать
эффективность решения проблем.
7. Категории интереса в области внешней политики.
Интерес
– отношение определенных ценностей
к опред. Потребностям. Есть потребность-есть
интерес. Заложено понятие впервые
в англ школе. Пальмерстон – есть
постоянные интересы. Англ дипломатия
– возможность балансирования в
мире. В соврем усл. Есть дискуссия
– явл. Ли национ интерес=гос.интересу…
например - национ.интересы в афганистане
– показывает.. что противоречит
национ.интересам. градация интересов
– 1. существенные=жизненноважные интересы
– субъект готов отдать жизнь
за защиты интересов – суверенитет,
независимость, тер.целостность. 2. интересы
сосуществования – требуют
8. Особенности государства как субъекта МО.
До середины ХХ в. мировая политика строилась с учетом государственно-центристской модели МО. Их главным субъектом выступали государства. Подобная схема МО была заложена Вестфальским миром (1648 г.), который подвел итог тридцатилетней войны в Европе и определил границы между государствами. Договор стал признанием того, что споры невозможно решать только военным путем. Современная мировая политика учитывает тот факт, что в настоящее время в мире существует более 190 гос-в. Но геополитики прогнозируют, что процессы этнического сепаратизма могут привести к созданию примерно 400 гос-в. У гос-ва есть ряд преимуществ перед другими субъектами. Оно обладает в принципе полнотой и универсальностью политической власти, материальными возможностями. В его руках сосредоточены экономический и научно-технический потенциал, военная мощь и иные рычаги воздействия. Гос-ва отличаются друг от друга разными параметрами: размерами, возрастом (исторические и новые гос-ва), численностью населения, эконом потенциалом, степенью полит влияния.По эконом критерию выделяют три группы:первая группа стран-богатые гос-ва, под которыми понимают индустриально развитые державы с рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. Это, прежде всего, страны "Большой 7": Великобритания, Канада, Италия, Франция, ФРГ, США, Япония. К числу богатых относят и крупнейших экспортеров нефти Персидского залива - Бахрейн, Катар, Кувейт и др. Во вторую группу объединяют новые индустриальные страны, сделавшие в 70-80-х гг. резкий рывок в своем эк. развитии, но пока не сумевшие догнать по уровню жизни государства первой группы: Индию, Китай, так называемых, "азиатских тигров" (Малайзия, Сингапур, Южная Корея), страны ЛА(Бразилия, Мексика). Сюда включаются и бывшие социалистические страны Восточной Европы. К третьей группе относят бедные страны ЛА, Африки, ряд бывших республик СССР. Политическое влияние стран на международной арене в значительной степени определяется их экономической и военной мощью. В современном мире именно функционирование экономики непосредственно определяет как международный статус гос-ва, так и боеготовность его вооруженных сил. Применительно к странам, обладающим сильным военным и экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием, используется термин "держава". При этом в мировом сообществе выделяют собственно сверхдержавы и великие державы. Начиная с 1945 г. и на протяжении последующих четырех десятилетий СССР вместе с США определялись как две сверхдержавы. Сверхдержаву от других стран отличают 2 критерия:способность влиять на развитие всех других стран, невозможность для любой коалиции нанести поражение одной сверхдержаве, если эту коалицию не поддержит другая сверхдержава. Равновесие в международной среде, осуществляемое по схеме противостояния двух государств и поддерживающих их коалиций стран, определяется как биполярная модель мира. После распада СССР сложилась однополюсная модель мо с единственной сверхдержавой - США. Политологи, хотя и прогнозируют возможность в будущем многополярности и появления других держав, равных по своей мощи США, все же вынуждены признать, что в настоящее время США обладают всеобъемлющим превосходством. К великим державам, согласно Г. Моргентау, относят страны, обладающие военной мощью и способностью отстоять свою независимость экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием. Как правило, к великим относят страны, обладающие ядерным оружием и современными средствами их доставки, а также являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция). По экономическому и политическому влиянию к великим относят Германию и Японию. Что касается России, то, несмотря на кризисное состояние экономики, обладание ядерным оружием, контроль над значительной частью мировых стратегических ресурсов, огромная территория (одна шестая всей территории мира) и геополитическое положение позволили ей сохранить статус важнейшего элемента мирового политического и экономического порядка. Ключевую роль на региональном пространстве играют средние державы, например Индия в Юго-Восточной Азии, Мексика в Центральной Америке, Турция, пытающаяся закрепить свое влияние в новых государствах Средней Азии. Различают также малые и микрогосударства. Их отличает небольшое количество населения (1-2 млн человек) и невозможность самостоятельно защитить свой суверенитет. Межгосударственные отношения строятся, прежде всего, на принципах суверенитета, который означает, что данный субъект не признает в отношении самого себя никакой высшей власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств. доктрина «ограниченного суверенитета» сформулирована западными политиками-описание внешней политики СССР эпохи правления Брежнева. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Варшавского договора для того, чтобы предотвратить выход страны из ОВД. Игнорирование национального суверенитета и интересов государства на современном этапе может вызвать напряженность в межгосударственных отношениях.
9. Проблемы определения сущности МО.
В последние
десятилетия международная
10. Понятие системы МО.
В ТМО
нет более сложной проблемы, чем
выявление сущности системы. Система
– совокупность всех субъектов МО и всех
видов МО, кот. Охватывают всех людей, живущих
в разных странах.Вся система требует
понятия подсистема. Она делится по регион.
Принципу – 1.африка(ЮАР)2.Ближний восток(Иран,
Турция, СА)3. Система постсоветс.прост-ва(РФ)4.Лат.
11.Принципы стратегии в теории МО
Он подчиняется системному принципу, но этот имеет временные рамки – действует такое понятие как стратегия. Стратегия – поведение гос-в на опред. Отрезке времени. Всегда время!! Принцип стратегии всегда определяет поведение гос-ва.наприм. рб – сохранение суверенитета, благосостояние населения, повышение потенциала – интеллект. И т.д.Принцип стратегии касается всех проблем текущей внешней политики, он несет в себе познавательную функцию. При помощи этого принципа исследуются интересы государства на конкретном отрезке времени и приоритеты - первоочередные и второстепенные. Кроме познавательной, данный принцип выполняет и дидактическую функцию, т. е. вскрывает закономерности развития системы отношений. При его помощи можно определять концепцию внешней политики государства, формы и методы переговорного процесса. В целом стратегический принцип применяется по ходу проведения политики, раскрывает способы реализации дипломатии, анализирует события, а также оперирует такими понятиями, как цели, задачи и средства внешней политики. Например, каковы цели и задачи внешней политики РБ на современном этапе и в перспективе?В теоретических подходах некоторых исследователей прослеживается мысль, что основными целями страны в области вп могли бы быть следующие: укрепление международных позиций, отвечающих интересам Беларуси как среднеевропейского государства; создание внешнеполитических условий для повышения благосостояния граждан страны, развития ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала; В качестве примера действия стратегического принципа можно привести ситуацию с концептуальным видением мо в рамках СНГ.В концепциях вп стран СНГ отношения друг с другом остаются как бы на втором плане, хотя заверений о дружбе и сотрудничестве произносится много. На самом деле все проводится по принципу «случайных связей» и «случайных решений», хотя и прошло более 10 лет.