Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Международным отношениям"
43 Понятие дезинтеграции в МО
Процессу
интеграции противостоит противоположный
процесс – дезинтеграция. В пределе,
развитие процессов дезинтеграции
может быть объяснено с помощью
парадигмы «черных дыр». Утверждается,
что после окончания Холодной
войны, периферийные тенденции, присутствовавшие
в некоторые странах с большей
степенью социально-экономической
и культурной неоднородности, были
усилены. Одним из наиболее выраженных
примеров служит Югославия, а также
республики бывшего СССР. Кризис политической
власти на национальном уровне открыл
дорогу ранее скрытой борьбе за власть
на локальном уровне, а этот процесс
может длиться сколь угодно долго
в многоэтническом государстве.
Действительно, дезинтеграция характерна
не только для бывшего СССЗ, Чехословакии
или Югославии. Еще ране тенденции
к «суверенизации» проявились и
продолжают наблюдаться в таких
странах, как Турция и Ирак (курдская
проблема), Франция (проблема Корсики),
Великобритания (нерешенная проблема
Северной Ирландии), Испания (проблема
баскского сепаратизма). Таким образом,
наряду с формированием макро-
44.Осн.теории принятия решений в области внешн. пол.
Принятие решений является важным элементом деятельности субъектов, принципиальная особенность которого – функц-ие в новом поле. Репертуар же субъекта ранее не имел подобных деталей. По некоторым подсчетам, 80 % времени актор движется рутинными путями, и только 20 % требует перехода к новым решениям. Особое значение имеет анализ поведения актора в период кризиса. Он представляет собой более сложную ситуацию, чем конфликт. Кризис многослоен, имеет глубокие м/последствия. Теории и анализ принятия решений в области внешней пол. обозначились еще в 50-е гг. Но внимание и интерес к ним как самост.разделу ТМО появились совсем недавно. Это связано прежде всего с тем, что внешняя пол. всегда была прерогативой государства. Но в совр. условиях роль этого субъекта МО меняется. Объектом теорий принятия решений во внешней пол. являются не общие проблемы, касающиеся, напр., предмета и сущности МО, конфликта или другие, а конкр. вопросы, связанные с действиями гос-ва. Теория «рациональных акторов». Сторонники данной теории отталкиваются от взглядов шотландской школы нравственности (А. Смит, Р. Фергюсон, Ф. Хатчесон, Д. Юм), предложившей личности концепцию рационального поведения, при условии наличия собств. интересов и потребностей, самодостаточности и активности. При анализе принятия решений в области внешней пол., её апологеты склонны рассматривать действующие на мировой арене гос-ва (акторы) как целостные образования. Подразумевается, что они руководствуются во внешней пол. сугубо рациональными мотивами, осознанными «нац. интересами», признанным соотношением сил в мире в том или ином из его регионов. Очевидно, что подобный «умный» агент слишком идеализирован. Невозможно ожидать такое поведение при принятии решений со стороны личности/государства, но теория предполагает, что люди/правительства пытаются следовать рациональной линии. Внешняя политика, согласно этой конц. может быть спланирована таким обр., что исключит всякие импровизации и случайные события. Поведение страны на м/арене должно быть предсказуемым и рассчитанным на знач. промеж. времени. Теория «рациональных акторов» в оптимальном варианте воплощается в «теории игр», авторами которой выступают ам. представители неореализма X. Кан, Т. Шеллинг, А. Рапопорт. Все субъекты МО абстрактно делятся на команды, игроки которых «играют».Теория «бюрократических структур». призвана внести некоторые поправки в теорию «рациональных акторов». Ам. исследователи Догерти и Пфальцграфф напр., подвергают критике положение «рационалистов» о монолитности гос-ва как осн. субъекта МО. Сторонники теории призывают рассматривать гос. власть и само гос-во не как единое целое, а как совокупность бюрокр. учреждений. Каждое из них действует во внешнепол. обл. в соотв. с собственными правилами и принципами, выдавая их по большей части за интересы гос-ые. Теория «познавания». Стор. теории отмечают, что для принятия решений в области внешней пол. важное, если не основное, значение имеют психол-ие, идеол. и культ. аспекты. В первую очередь, речь идет о заданных суждениях, стереотипах, упорстве в следовании им, особенно в период кризисов, не оставляющих времени на размышления и консультации со специалистами. Подчеркивается, что решения, определяющие поведение страны на м/арене, принимают харизматические личности, с предвзятыми пол. взглядами, мало склонные к гибкому приспособлению, к быстро меняющимся зарубежным реальностям. Дип. практика ведущих стан мира подтверждает, что в основе решений по внешней пол. иногда лежат не объективные реалии, а образ-имидж в глазах многих значимых пол. фигур. (лидер-человек,пользующийся большим авторитетом и влиянием средт других Оригинальный подход к проблеме типологии лидерства предлагает американский политолог М. Херман, которая выделила четыре собирательных типа лидера:- лидер-знаменосец – человек, одержимый мечтой, имеющий собственное видение реальности,который способен увлечь массы.-маркс,гитлер,- лидер-марионетка-выражает интересы своих приверженцев и действует от их имени-ганди,- лидер-торговец – человек, для которого важно убедить народ в необходимости предлагаемого «товара». Такой лидер умеет понять, чего хотят люди и стремится соответствовать их запросам. Характеризуются умением убеждать и идти на компромиссы-рейган.- лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, острые проблемы. Это человек, который улавливает потребности насущного момента и за счёт этого занимает ведущее положение-путин.)Высшим проявлением данного направления явл-ся теория «личности». Теория личности указывает на 4 осн. ошибки в ситуации принятия решения: 1) Преувел. прошлого успеха: политики, как правило, не ищут подлинных причин события, а выхватывают наиболее ярко представленную в данном контексте хар-ку. Что происходит важнее того, почему оно происходит. Поэтому модели успешного прошлого легко переносятся на непохожие ситуации (в попытке свергнуть кубинский режим путем высадки десанта в заливе Плайя-Хирон в апреле 1961 г. ЦРУ полностью повторило однажды удавшуюся в 1954 г. операцию в Гватемале по свержению там режима X. Арбенса. Только теперь результат был отрицательным); 2) Сверхуверенность: как правило, в процессах принятия решений, все концентрируется на избранной альтернативе, при этом полностью игнорируются все прочие возможности. Как показал пример Германии и поведение ее фюрера, политики часто даже не могут перейти на иное решение, находясь в полной убежденности, что именно данная стратегия является наилучшей. 3) Нечувствительность к предупреждениям: политики косвенно и прямо подталкивают своих сотрудников к сбору и анализу информации, которая поддерживает их ожидания и предпочтения (Горбачев); 4) Нежелание искать альтернативные источники информации. (Сталин факт. отбрасывал всякие сведения о готовящемся нападении Германии на СССР, считая их провокацией).Подводя итог этим теориям, необходимо сделать вывод, что давно установилось четкое деление на два принципиально разных процесса: решение проблемы и собственно принятие решений. Первый предполагает оперативное и содержательное определение внешнепол. сложности, выявление критериев ее решения. Принятие же решения заставляет делать выбор из числа альтернатив.
45. Фрагментация современного мира
Глобализация в современном мире не является линейным и равномерным процессом. В ней присутствует много негативных тенденций. Как отмечалось на 10-м Всемирном форуме латиноамериканистов в Москве в июне 2001 г., «глобализация оказалась не столь всеохватывающей все страны и регионы, все области: экономику, социальные отношения, культуру, не столь "универсальной", имеющей единые, прежде всего европейские и американские нормы, стандарты, ценности».В современных условиях становится понятным, что, несмотря на тенденцию к размыванию межгосударственных границ, последние не становятся менее важными из-за появления новых угроз и опасностей. Глобализация требует, чтобы государства трансформировали свою роль в свете необратимых технологических реалий. Для Беларуси, как молодого государства, критически важно определить, насколько оно, его институты и структуры могут приспособиться к тем вызовам, которые появились в современном мире, в первую очередь к финансовым потрясениям, транснациональным тенденциям, усилению неравенства между богатыми и бедными как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.Повторимся, что преимущества глобализации коснулись только небольшой группы субъектов международных отношений, которые принадлежат к Незападу: Китая, Японии, Индии, Бразилии, Турции, Мексики. Среди них нет России и Беларуси. Некоторые регионы (СНГ, Центральная Америка, арабский мир, тропическая и Южная Африка) в силу разных причин (экономического и социального отставания, политической изоляции, войн) могут оказаться на периферии глобальных процессов. Как отмечают российские исследователи, сосредоточив у себя гигантский потенциал, сокрушив противостоящий коммунистический блок, западный мир неожиданно обнаружил стремление к быстрому хозяйственному и социальному обособлению от остального мира. События последнего времени вызывают в США и отчасти в Европе искушение «навести порядок в мировых делах». Однако руководители и ученые в этих странах не представляют себе, насколько многообразны пути и формы такого развития. Закономерен вывод о том, что политическая элита Запада, под предлогом борьбы с терроризмом, в своем желании навести порядок отвергает демократические принципы и разделяет общество на «интеллектуальный класс» и относительно инертное, но огромное и враждебное большинство. Протестная масса растет. Она не сводится к фашистской партии США, Красной Армии Японии, Национальному фронту Франции, Республиканской партии ФРГ. Террористический акт 11 сентября 2001 г. на территории США совершили не интервенты, а внутренние силы. Антиглобалистское движение молодых людей Запада не стоит игнорировать. Оно объективно отражает растущую тревогу по поводу невостребованности образованных людей.В результате усиления глобализации разрыв между странами с каждым годом будет все ощутимее. Если исходить из оценки мирового ВВП в 25 трлн долл., по состоянию на 2000 г., то 20 трлн долл. из них было произведено в 30 экономически развитых государствах и только 5 трлн долл. - во всех 200 остальных странах, где проживает более 80 % населения Земли. Возьмем, к примеру, Великобританию, занимающую 5-ю позицию в мире по уровню экономического развития. Ее ВВП в расчете на душу населения в 2000 г. составил 24,3 тыс. долл., в то время как на всем постсоветском пространстве - 7 тыс., а в странах бывшего «третьего мира» - 3,8 тыс. долл. В принципе наука уже давно ответила на объективные и субъективные причины такого положения вещей. Но в современных условиях реакция, как правило, агрессивна.
46.Концепция неомарксизма в ТМО.
“Западный
марксизм”, часто отождествляемый
“неомарксизмом”, - это термин, обозначающий
ту ветвь марксизма, которая так
или иначе противопоставила себя
"восточному марксизму", или марксизму-ленинизму.
Выступая одновременно и против капитализма,
и против советской модели социализма,
западные марксисты находились, как
правило, вне коммунистического
и рабочего движения и разрабатывали
марксистскую теорию, и особенно философию,
на свой страх и риск. Неомарксизм
стал заметным течением в теории международных
отношений в 70-х гг. XX в.. Хотя в
этот период существовало полтора десятка
государств, в которых у власти
находились коммунистические партии,
и официальный марксизм-
47.Концепция либерализма в современных МО
Либеральная
парадигма исподволь