Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:45, курсовая работа
Предметом данного исследования является европейский вектор во внешней политике Литвы.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать особенности вступления Литвы в Европейский Союз, определить ее место в современных процессах европейской интеграции.
Это определило постановку следующих основных задач:
Определить литовский вариант вступления в Европейский Союз;
Определить позицию Литвы в ЕС по следующим вопросам:
Охарактеризовать литовское видение будущего Европейского Союза.
Введение 3
1. Особенности вступления Литвы в Европейский Союз 5
1.1. Упразднение «советского наследия» 5
1.2. Литва в ЕС: страна, привлекательная для транзита 9
2. Литва в Европейском Союзе 13
2.1. Перспективы и трудности во внешней политике/экономике Литвы после ее вступления в ЕС 13
2.2. Что получила Литва от вступления в Европейский Союз? 19
3. Современное видение процессов расширения ЕС 25
3.1. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия 25
3.2. Будет ли ЕС расширяться дальше? 32
Выводы 34
Список использованных источников и литературы 36
План
Актуальность. В последнее десятилетие XX - начале XXI вв. на европейском континенте произошли геополитические изменения, которые оказали существенное влияние на европейские и все мировые политические процессы. Они коснулись регионов Центральной и Восточной Европы, некоторых территорий бывшего Советского Союза. Начался новый этап процесса европейской интеграции, связанный с подключением к нему государств из названных регионов, а европейские международные отношения стали выходить далеко за рамки межгосударственных связей и приобретают все более разнообразный и многоуровневый характер.
Расширение Европейского союза — это процесс укрупнения Европейского Союза (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов. Процесс начался с «Внутренних шести», основавших «Европейское объединение угля и стали» (предшественника ЕС) в 1952 году. С тех пор количество стран, вступивших в Союз, увеличилось до 27 государств.
Объектом исследования является внешняя политика Литвы после окончания «Холодной войны».
Предметом данного исследования является европейский вектор во внешней политике Литвы.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать особенности вступления Литвы в Европейский Союз, определить ее место в современных процессах европейской интеграции.
Это определило постановку следующих основных задач:
Методологической основой научного исследования является метод системного анализа в его совокупности с другими подходами к научному анализу в политологической науке. Был использован также метод сравнительного анализа и цивилизационный подход с целью определения общего и особенного в интеграционных процессах стран европейского геополитического пространства, элементы психоаналитического метода для выявления особенностей восприятий безопасности стран и народов Европы. Сочетание указанных методов позволило всесторонне проанализировать современный этап эволюции европейской интеграции.
Научная новизна исследования заключается в том, что не все аспекты современного этапа европейского расширения, после окончания Холодной войны, еще в полной мере и равнозначно нашли свое отражение в политологических исследованиях международных отношений. Как представляется, требует дополнительной проработки вопрос о взаимосвязи экономики и политики в европейском процессе. Хотя существует значительное число работ, посвященных взаимосвязи политики и экономики, но они уступают исследованиям, посвященным сугубо экономическим, геополитическим и военным аспектам европейского процесса. В этой связи в данной курсовой работе осуществлен анализ эволюции национальных восприятий в свете геополитических перемен в Европе после распада биполярной системы международных отношений, а также политики формирования интегрированной европейской идентичности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что комплексный анализ проблем взаимовлияния политики и экономики в процессе европейской интеграции позволяет понять внутреннюю логику расширения Европейского Союза, что дает более углубленное понимание политики европейских государств.
К началу 1990-х Литва была развитой индустриально-аграрной республикой в составе СССР с населением почти 3,7 млн. чел. Машиностроение, металлообработка, нефтехимия, химическая, легкая промышленность, пищевая являлись основными отраслями промышленности. Были развиты электротехническая, энергетическая, радиоэлектронная отрасли промышленности, приборостроение, судостроение, сельхозмашиностроение, радиоэлектронная и другие отрасли. Рыболовство, развитое сельское хозяйство. По оценке ИМЭМО РАН (Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук), в 1990 году по ВВП на душу населения Литва занимала 39-е место в мире.
После обретения независимости к власти пришли сторонники прозападной политической ориентации. Литва поставила себе целью коренное реформирование экономики, масштабную приватизацию, смену вектора политики с СССР и России на Запад, вступление в интеграционный экономический союз ЕС и в оборонный союз НАТО.
Глава экономического департамента Центробанка Литвы Раймондас Куодис: « …Советские республики имели свою «специализацию» и задачи. В частности, в прибалтийских республиках было много заводов, производивших технологически сложную продукцию для советской армии. С переходом к рынку, те, что не смогли переориентироваться на производство потребительских товаров, были закрыты».
Лидер партии «Социалистический Народный Фронт» Альгирдас Палецкис: «…Наша партия считает, что …неправильно был взят экономический и политический курс: были разорваны все связи с востоком, было отречение от всего советского, и были иллюзии, что «Запад нам поможет».
Весной 1992 года была проведена либерализация большинства цен. Через аукционы или открытую подписку на акции посредством ваучеров с 1992 по 1995г. были приватизированы 48% крупных и 45 % малых предприятий. Первоначально к приватизации были допущены только отечественные инвесторы. В 1996г. началась вторая стадия приватизации. Всего к началу «нулевых» годов было всего приватизировано по некоторым данным до 90 % всех субъектов хозяйствования Литвы. В 90-ые была осуществлена т.н. «приватизация земли». Совхозы и колхозы были распущены. К 1995г. практически все хозяйства уже принадлежали фермерам. Конфликт интересов фермеров и исторических собственников земли был частично урегулирован путем выделения всем заинтересованным фермерам небольших участков государственных земель в собственность.
Литовским реформаторам удалось сравнительно быстро стабилизировать экономику, снизить инфляцию, осуществлять много лет львиную долю экспорта в Россию (свыше 40 %) и одновременно наращивать экспорт в Европу. В 2002г. 34% экспорта шло в страны ЕС. В 2001-м году Литва вступила в ВТО, в 2004-м в ЕС. С 2000 по 2008 гг. экономика страны, равно как и Латвии, Эстонии, росла высокими темпами, 5-8 %, по некоторым данным до 10 % в год. Литву называли «Балтийским тигром». Доля иностранного капитала в совокупном капитале банковского сектора Литвы в настоящее время приближается к 90 %.
Еще накануне вступления в ЕС в Литве начал расти мыльный пузырь на рынке недвижимости. Литовцы ринулись покупать жилье в ожидании роста цен на недвижимость. Финансовая поддержка Евросоюза направлялась на реструктуризацию экономики, поддержку сельского хозяйства. В итоге образовался перегрев литовской экономики, который лопнул в разгар мирового финансового кризиса 2008 года. Началась рецессия, рост безработицы, обнищание населения.
Россия является вторым после Евросоюза торговым партнером Литвы. Однако экономические отношения Литвы и России предопределяются политикой. Литва рассчитывала зарабатывать на России, предоставляя свой транзит России, Беларуси, в том числе нефтяной. Однако литовские политики не захотели приватизировать в пользу России крупнейший нефтеперерабатывающий завод в Литве, в Мажейкяе. В результате поставки нефти на него были снижены, а потом и вовсе временно прекращены.
Разрыв интеграционных
связей в рамках общей экономики
бывшего СССР, падение уровня экономических
отношений с другими
«…промышленности в республике за исключением некоторых предприятий аграрного, текстильного, мебельного и химического производства по существу не осталось. ВВП рос в основном за счет транзита и сферы услуг». Доля сферы услуг в структуре ВВП Литвы приблизилась к 65%, промышленности – 23%.
Лидер партии «Социалистический Народный Фронт» Альгирдас Палецкис:
«Как следствие европейского требования „либерализации“ всех секторов экономики Литва потеряла свою промышленность и сельское хозяйство. Теперь 40% литовских предприятий занимаются торговлей, 19% – предоставлением разных бизнес-услуг, 12% задействованы в строительстве, 11% – в перерабатывающей промышленности, 5% – в сфере транспорта, 3% – в туризме.
Вследствие либерализации Литва утратила ключевые финансовые рычаги – все крупные литовские банки были поглощены или вытеснены скандинавскими».
По условиям вступления Литвы в ЕС 31 декабря 2009 года была полностью остановлена Игналинская атомная электростанции. После этого топливный баланс страны кардинально изменился. Литва импортирует все основные виды топлива и энергии: нефть, природный газ и каменный уголь.
Предмет гордости руководства страны - ВВП на душу населения в Литве более чем на 40 % выше среднемирового показателя ($11 200 в 2010 году). Вместе с тем оставшееся производство в настоящее время либо стагнирует, либо медленно сокращается. Растет безработица, эмиграция. За 20 лет независимости из Литвы эмигрировало в поисках работы или учебы на Западе около 500 тыс. чел. В начале 2007 года в Литве проживало 3,4 млн. человек. В настоящее время чуть более 3 млн. чел.
В конце 2012г. государственный долг Литвы составил 41,2 % ВВП (46,6 млрд. литов). Официально безработица составляет 15 %, неофициально – 20 %. По мнению литовских экспертов это один из самых высоких показателей в ЕС. Причина: продолжающееся падение литовской экономики.
«В бедности живут около 670 тыс. жителей Литвы, 10% из которых - работающие. 22% из них - "в абсолютной бедности".
Чертой бедности в 2011 году официально считались доходы в 691 лит в месяц на одного человека, и 1452 лита на семью из двух взрослых и двух детей до 14 лет. В Латвии за чертой бедности в 2011 году жили 19,3%, в Эстонии – 17,5% жителей. По сравнению с 2009 годом эмиграция из Литвы в 2010 году выросла почти в 3 раза, на 288 %.
Доверие граждан Литвы к литовскому государству и к политической системе страны крайне невысокое. В конце 2012 года по социологическим опросам доверяли политической системе и парламенту Литвы лишь 4 % опрошенных граждан. Данные о «среднем классе» Литвы отсутствуют. Некоторые литовские эксперты утверждают, что его либо нет вовсе, либо он крайне незначителен и «очень бедный».
Доктор социальных наук, доцент Вильнюсского университета, директор центра исследования общественного мнения и рынка Vilmorus Владас Гайдис: «На мой взгляд, средний класс – это специалисты, которые живут на свою работу, у них есть средства не только на питание, жилье, но и на культурные мероприятия, отпуск, образование детей. Кроме этого, это не только экономическая, но и психологическая категория. Это активные люди, которые участвуют в процессах демократии, в выборах. К ним чаще всего относят учителей, врачей, госслужащих, предпринимателей, а также представителей семейного бизнеса. Я бы сказал, что у нас есть средний класс, но довольно бедный».
Член парламента, представитель Партии труда Виргиния Балтрайтене: «В Литве есть определенный средний класс, но очень слабый, и он быстро исчезает. Средний класс – это люди, которые получают по меньшей мере среднюю зарплату. Но работы становится меньше, люди или уезжают за границу, или становятся безработными, или переходят на хуже оплачиваемую работу».
Соглашение об ассоциации, подписанное между Литвой и ЕС в 1995 г., создало необходимый политический инструментарий для имплементации европейского aquis1 в национальное законодательство и являлось мощным инструментом контроля над выполнением копенгагенских критериев2.
В ЕС анализ достигнутого
уровня политического и социально-
Литва была отнесена к странам второй группы, которая не была приглашена к переговорам. По оценке КЕС, Литва выполнила политический критерий, продемонстрировав «характеристики демократии с устойчивыми институтами, верховенство закона, гарантирующие уважение прав человека».
Однако, по мнению Комиссии, в стране существовали серьезные проблемы с функционированием рыночной экономики и способностью справиться с действием конкурентних сил на внутреннем рынке. Потому представляется верным, что Литовская Республика не была включена в первую группу вследствие невыполнения экономических тренований ЕС.
По итогам Люксембургского сам мита в декабре 1997 г. было прийнято решение, согласно котрому каждый кандидат омел возможность ускорить свое вступление в ЕС, выполнив необходимые условия.
Люксембургские решения были восприняты в Вильнюсе крайне нагетивно. Литовский премьер-министр Г. Вагнорюс заявил, что мнения КЕС «субъективны, неоправданны и политически мотивированны». В конце апреля 1998 г. литовское правительство также жестко отреагировало на заявление эстонского президента Л. Мери, который в беседе с польскими журналистами заявил, что Эстония введет визовые требования для граждан Латвии и Литвы, если это ускорит членство Эстонии в ЕС. В своем собственном заявлении литовское правительство заметило, что решение ЕС может разделить балтийские страны и спровоцировать внутреннее и внешнее напряжение.
С другой стороны, резко негативные оценки постепенно уступили место более взвешенному подходу, важным стало осознание необходимости качественной подготовки к процессу переговоров. Поэтому руководство Литвы начало активно принимать участие в «усиленной вступительной стратегии», введенной Люксембургским саммитом для стран второй группы.
Информация о работе Современное видение процессов расширения ЕС