Современное видение процессов расширения ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Предметом данного исследования является европейский вектор во внешней политике Литвы.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать особенности вступления Литвы в Европейский Союз, определить ее место в современных процессах европейской интеграции.
Это определило постановку следующих основных задач:
Определить литовский вариант вступления в Европейский Союз;
Определить позицию Литвы в ЕС по следующим вопросам:
Охарактеризовать литовское видение будущего Европейского Союза.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности вступления Литвы в Европейский Союз 5
1.1. Упразднение «советского наследия» 5
1.2. Литва в ЕС: страна, привлекательная для транзита 9
2. Литва в Европейском Союзе 13
2.1. Перспективы и трудности во внешней политике/экономике Литвы после ее вступления в ЕС 13
2.2. Что получила Литва от вступления в Европейский Союз? 19
3. Современное видение процессов расширения ЕС 25
3.1. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия 25
3.2. Будет ли ЕС расширяться дальше? 32
Выводы 34
Список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

ЛИТВА И ПРОЦЕССЫ РАСШИРЕНИЯ ЕС.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

В результате в  докладе Комиссии уже в 1999 г. было отмечено, что Литвой, за довольно короткий срок, был достигнут прогресс в  координации законов в области внутреннего рынка, особенно в сфере государственных закупок, интеллектуальной и индустриальной собственности, свободного движения капитала и услуг.

В «Программе конвергенции Литвы на 2007 г.», утвержденной Правительством 19 декабря 2007 г., указано, что «Литва стремится как можно скорее войти в зону евро». По имеющимся данным, наиболее благоприятное время для вступления Литвы в зону евро началось еще в 2010 г.

В программе  утверждается, что быстрая и устойчивая реальная конвергенция Литвы – сближение с продуктивностью и уровнем доходов со странами еврозоны – является одной из основных задач экономической политики страны на пути к введению евро. В программе конвергенции Литвы на 2007 г. приводится проект экономической политики страны, сформированной законами Литовской Республики.

Упомянутая программа  целиком ориентирована на создание механизмов реализации поставленной задачи за средний период времени. Среди  таких механизмов:

  1. быстрая и устойчивая реальная конвергенция и стабильная макроэкономическая среда;
  2. благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности и эффективные структурные реформы;
  3. прозрачная государственная управленческая политика и политическое согласие по поводу проводимых реформ;
  4. долгосрочная финансовая устойчивость правительственного сектора и совершенствование норм фискальной дисциплины, обеспечивающие стабильное развитие сельского хозяйства, проведение реформ образования, здравоохранения и налоговой политики;
  5. подготовка предложений по проблеме создания средств (за 2008 г.), способных обеспечить снижение инфляции и рост занятости, необходимые для роста сельскохозяйственного потенциала и стабилизации фискального дефицита.

Основные предпосылки  внешней экономической среды при выполнении процедуры фискального контроля ЕС и обеспечении возможности сопоставить проекции экономических показателей стран соответствуют предпосылкам внешней среды, объявленной Европейской комиссией.

В целом, можно сказать, что благодаря предпринятым Литовской республикой энергичных мер по улучшению социально-экономических показателей и имплементации европейского aquis в национальное законодательство, уровень достигнутого прогресса позволил Европейской комиссии сделать вывод о целесообразности открытия переговоров с Литовской республикой в 1999г., что было воспринято в стране с большим энтузиазмом.

И сейчас, по прошествии почти 15 лет, к 2013 году Литва достигла значительных успехов в процессе выполнения требований Евросоюза, особенно, существенно были улучшены показатели экономического развития.

 

  1. Литва в Европейском Союзе

    1. Перспективы и трудности во внешней политике/экономике Литвы после ее вступления в ЕС

Экономический рост в  Литве международные эксперты связывают  со вступлением Литвы в Евросоюз в 2004 году. По заказу правительства Литвы было проведено масштабное исследование изменений экономических показателей страны с 2004 года до настоящего времени.

В частности, в выводах  исследования отмечается, что вступление Литвы в ЕС "положительно повлияло на экономику Литвы". Однако, отмечается в исследовании, "связывать рост экономики только с интеграцией на европейский рынок - ошибочно". На рост экономики Литвы также влияли причины, не связанные со вступлением Литвы в ЕС. Например, указывается, что на экономику также влияли внутренние события в Литве (прошедшие выборы в Сейм, принятие новых законов и т.д.) и внешние (например, прямые инвестиции в 2003 году из-за произошедшего экономического кризиса были небольшими, а после 2004 года, когда Литва вошла в ЕС, поток инвестиций возобновился, но не из-за интеграции Литвы в ЕС, а из-за общего улучшения мировой экономики). В выводах исследования подчеркивается, что финансовая помощь ЕС "однозначно положительно сказалась на динамику роста ВВП страны". Рост ВВП также обусловила интеграция в рынок ЕС и увеличение миграции.

Оценивая вступление Литвы в ЕС как положительное  событие для экономики страны, специалисты отмечают, что исследуемый  срок "недостаточный, чтобы можно  было давать однозначные оценки". К тому же, результат некоторых событий, которые произошли за это время, еще не дал своего эффекта и не повлиял на экономику. Поэтому в выводах исследования утверждается, что "анализ следует считать предварительным".

ВВП

В исследовании отмечается, что после экономического кризиса в России в 1998 году экономика Литвы медленно восстанавливалась, а позже стала стремительно расти. В 2004 году ВВП Литвы достиг 61,7 млрд литов (18,1 млрд евро), а уже в 2006 году он составлял уже 71,6 млрд литов (21,05 млрд евро). То есть рост ВВП за эти годы составил 16,2%.

Однако и до вступления Литвы в Евросоюз ВВП рос достаточно быстро. С 2001 года ВВП Литвы рос  не менее чем на 6,5% в год, а в 2003 рост составил 10,3%. Сравнивая три  года до вступления Литвы в ЕС и  три года после вступления, наблюдается даже некоторое замедление темпов роста ВВП (с 7,96% до 7,64%). Однако, отмечают эксперты, "высокий средний уровень роста ВВП за три года до вступления Литвы в Евросоюз связан именно с "ожиданием" перед вступлением, когда частный капитал в 2003 году "рвался" осваивать средства в Литве". Поэтому динамику роста ВВП накануне вступления в ЕС связывают именно с фактом будущего членства Литвы в союзе.

Экспорт

В 2006 году экспорт из Литвы  в страны Евросоюза составил 63,2% от всего экспорта, а в 2003 году этот показатель составлял 61,4% от всего экспорта. Сравнивая показатели экспорта из Литвы за три года до вступления в ЕС и три года, после вступления, очевиден достаточно значительный рост. В 2001 - 2003 годах экспорт в ЕС в среднем в год рос на 13,4%, а в 2004 - 2006 годах средний показатель роста составил 20,7% в год.

Миграция

Литва входит в группу стран, в которых зафиксировано  негативное сальдо миграции. В начале 2007 года в Литве проживало 3,4 млн  человек, а это на 0,1 млн или  на 3% меньше, чем в начале 2001 года. Эти данные основаны на официальных декларациях об отъезде, которые граждане Литвы обязаны заполнять в МИД Литвы при отъездах из страны дольше, чем на полгода. В связи с этим Департамент статистики Литвы провел исследование о том, сколько в действительности людей декларируют свой отъезд. По полученным данным, о своем отъезде сообщает только "каждый второй или каждый третий покидающий Литву". Согласно информации Департамента статистики Литвы, с 2001 года из Литвы эмигрировало 168,7 тыс. человек.

Финансовая помощь ЕС

С момента вступления Литвы в Евросоюз, финансовая помощь Литве ежегодно возрастала. В 2004 году вся помощь ЕС Литве составила 1646 млн литов (484,1 млн евро). В 2005 году эта сумма составила уже 2177 млн. литов (640,2 млн. евро). В 2006 году из ЕС в Литву поступило 2429 млн литов (714,4 млн евро). Больше всего средств поступило для развития сельского хозяйства Литвы - 1,3 млрд литов (382,3 млн евро).

В исследовании отмечается, что в 2008 году из структурных фондов ЕС Литва освоила гораздо меньше средств, чем это было предусмотрено Европейской Комиссией - 252 млн литов (74 млн евро) из планируемых 611 млн литов (179,7 млн евро). В 2009 - 2010 годах ситуация выровнялась и Литва освоила неиспользованные и текущие средства, поэтому сумма освоенных средств оказалась выше, чем было предусмотрено - освоено 641 млн литов (188,5 млн евро) из предусмотренных Европейской Комиссией 559 млн литов (164,4 млн евро).

Инфляция

Исследуя инфляцию, Департамент  статистики Литвы использует данные так называемого индекса цен потребителей (Consumer Price Index (СPI) - определяет изменение уровня розничных цен на "корзину" товаров и услуг. При расчете индекса учитываются цены на импортные товары и услуги. Индекс потребительских цен является главным индикатором уровня инфляции в стране). За базовые цены взяты цены 2000 года. В этом случае, в 2001 - 2002 годах цены выросли на несколько процентных долей, а в 2003 году в Литве зафиксирована дефляция. В 2004 году, когда Литва вошла в ЕС, инфляция в стране резко стала расти и в 2005 - 2006 годах составляла 3,5%.

Зарплата

По сравнению с прошлыми годами брутто зарплаты в Литве вырос  на 17% и в среднем составил 1 496 литов (440 евро). По сравнению с брутто зарплаты в 2000 году рост составил 50%. В  среднем с 2000 по 2006 года брутто зарплаты рос на 7,6% в год. Если сравнивать рост зарплаты за три года до вступления Литвы в Евросоюз, то наблюдается положительная динамика в 3,4%. За три года, будучи членом ЕС, зарплата в Литве росла в среднем на 11,8% в год.

В обобщении исследования говорится о том, что положительную динамику экономики Литвы не следует связывать только со вступлением Литвы в Евросоюз. Отмечается, что "экономика изменялась в глобальном смысле и изменения проходили во всех странах, вне зависимости от присоединения к различным экономическим союзам или вступления в различные международные организации".

 

Несмотря на существование как формальной, так  и неформальной структуры представления  интересов страны, в настоящее  время интересы Литвы в области  торговой политики наиболее активно и успешно защищаются в строго институционализированной формальной системе представления национальных интересов, формирующей Общую торговую политику ЕС. Представляется вероятным, что национальный «путь» в ближайшем будущем будет продолжать оставаться наиболее эффективным и приемлемым способом представления интересов Литвы в области торговой политики ЕС. Однако это не означает, что таким образом частные или другие интересы будут отодвинуты на второй план в процессе формулирования внешнеторговой политики Литвы. Как уже было сказано, правительство Литвы создало достаточно хорошие условия для участия социально-экономических партнеров в законодательном процессе ЕС.

Следует отметить, что необходимо обеспечить более  активное участие  органов и организаций, занимающихся защитой прав и интересов потребителей, в процессе формирования внешнеторговой политики Литвы. В настоящее время голос организаций бизнес-структур слышен гораздо лучше на форумах, где обсуждаются вопросы торговой политики, и это происходит в первую очередь по той причине, что представители других интересов отличаются пассивностью. Конечно, бизнес-интересы отличаются высокой организованностью и степенью институционализации, однако, как было показано, система координирования вопросов, касающихся ЕС, открыта для всех заинтересованных структур.

Таким образом, для обеспечения успешного и  эффективного сотрудничества очень  важны желание и способность  социально-экономических партнеров  активно пользоваться предоставляемыми возможностями для участия в процессе формирования позиции Литвы относительно ОТП.

Оценка структуры  литовской экономики показывает, что она не является передовой: по сравнению со многими старыми членами ЕС и некоторыми новыми странами ЕС, больше добавочной стоимости создается в сельском хозяйстве и традиционных отраслях промышленности и торговли. В литовском экспорте преобладают традиционные товары, производство которых главным образом основано на дешевой рабочей силе и природных ресурсах.

Среди этих товаров  нет ни одного, который можно было бы отнести к высоким технологиям либо другим современным продуктам. Можно утверждать, что в ближайшем будущем рост литовской экономики будет и далее определяться традиционными отраслями, а их конкурентоспособность на мировом рынке будет расти лишь в том случае, если предприятия традиционных отраслей поймут важность новейших технологий и сумеют воспользоваться предоставляемыми ими возможностями. Поэтому чрезвычайно важно обеспечить, чтобы дальнейшая либерализация внешней торговли ЕС не оказала отрицательного влияния на определенные секторы экономики и не привела к потере экономической и социальной стабильности, а наоборот – создала максимально благоприятные условия для успешного развития и роста литовской экономики.

Однако приходится признать, что в случае дальнейшей либерализации ОТП ЕС литовские экспортеры столкнутся со все бóльшими трудностями конкурирования как на рынке ЕС, так и на рынках третьих стран. Так как у Литвы нет сравнительных преимуществ, обеспечиваемых природой (природных ресурсов, изобилия капитала или дешевой квалифицированной рабочей силы), при желании успешно конкурировать в будущем их будет необходимо приобрести, а это в первую очередь зависит от экономической политики, и в немалой степени – от торговой политики страны. С теоретической точки зрения, в средней перспективе для Литвы самым актуальным вопросом будет либерализация торговли с Россией и странами, принадлежащими к восточному направлению Европейской политики соседства (ЕПС). В то же самое время, для более успешного обеспечения интересов потребителей Литве следует селективно поддерживать либерализацию торговли со стремительно развивающимися странами (Индией, Китаем и др.) в областях, в которых не специализируется ее собственная промышленность. Таким образом, поддержка перспективы сбалансированного либерализма (в первую очередь в сфере торговли с третьими странами) путем объединения сторонников общей позиции среди государств-членов ЕС могла бы обеспечить достаточные условия для дальнейшего развития и соответствующей трансформации различных секторов литовской экономики с оглядкой на вызовы, возникающие на мировом рынке.

Информация о работе Современное видение процессов расширения ЕС