Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:45, курсовая работа
Предметом данного исследования является европейский вектор во внешней политике Литвы.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать особенности вступления Литвы в Европейский Союз, определить ее место в современных процессах европейской интеграции.
Это определило постановку следующих основных задач:
Определить литовский вариант вступления в Европейский Союз;
Определить позицию Литвы в ЕС по следующим вопросам:
Охарактеризовать литовское видение будущего Европейского Союза.
Введение 3
1. Особенности вступления Литвы в Европейский Союз 5
1.1. Упразднение «советского наследия» 5
1.2. Литва в ЕС: страна, привлекательная для транзита 9
2. Литва в Европейском Союзе 13
2.1. Перспективы и трудности во внешней политике/экономике Литвы после ее вступления в ЕС 13
2.2. Что получила Литва от вступления в Европейский Союз? 19
3. Современное видение процессов расширения ЕС 25
3.1. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия 25
3.2. Будет ли ЕС расширяться дальше? 32
Выводы 34
Список использованных источников и литературы 36
Шагая на Восток, ЕС заметно наращивал свой ресурсный потенциал (территорию – на 34%, население – на 29%), превратился в крупнейший в мире рынок с 500 млн. потребителей, сохраняет пространственную динамику интеграции. Политически складывается гегемония Евросоюза на основной части территории Европы, что придает ему уже совершенно иной международный вес, статус и позиции. Сторонники расширения надеются, что в новом формате он будет гораздо активнее участвовать в принятии глобальных решений, укрепит свои позиции в ВТО, МВФ, ОЭСР и НАТО, станет признанным лидером в том, что касается моделей интеграции и в развитии современного международного права.
На присоединение к ЕС претендовали Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония . Их прием был обусловлен четырьмя критериями:
А) стабильность функционирования национальных институтов, обеспечивающих демократию, верховенство закона, права человека и защиту интересов национальных меньшинств;
Б) наличие сложившейся и функционирующей рыночной экономики;
В) способность конкурировать и выдержать давление рыночных сил на внутреннем рынке Евросоюза;
Г) готовность принять на себя в полном объеме обязательства, связанные с членством в ЕС.
Экономические последствия
отдельных волн расширения ЕС, (%)
Территория |
Население |
ВНП |
Душевой ВНП (по ЕС в целом) |
ВНП (ЕС-6=100) | |
6-9 стран |
+31 |
+32 |
+29 |
-3 |
97 |
9-12 стран |
+48 |
+22 |
+15 |
-6 |
91 |
12-15 стран |
+43 |
+11 |
+8 |
-3 |
89 |
15-27 стран |
+34 |
+29 |
+5 |
-16 |
75 |
Наконец, к ЕС присоединились, в основном, малые страны со структурой экономики, перегруженной тяжелой и горной промышленностью и обширным массивом застойного сельского хозяйства, требующими коренной модернизации. В них далеко не завершены рыночные реформы, в т.ч. приватизация. На региональные проблемы развития накладываются еще и этнические, ибо нацменьшинства составляют 13% населения Румынии, 14 – Болгарии, 18 – Словакии, не говоря уже о Прибалтике.
По оценкам ЕК, в
этих странах сохраняется
В еще меньшей степени эти страны готовы были (а некоторые не готовы и до сих пор) присоединиться к валютному союзу ЕС и единой валюте евро, что потребовало бы от них на порядок большей стабильности государственных финансов. Поэтому в расширяющемся ЕС неизбежно размежевание на внутреннее ядро государств, перешедших к новой валюте, и обширную и нестабильную валютно-финансовую периферию. Это, в свою очередь, лишает завершенности и сам внутренний рынок Сообщества. Не случайно у идеологов европейской интеграции есть серьезные опасения, что экспансия ЕС вширь будет происходить за счет и во вред развитию вглубь, и по этому поводу в Евросоюзе происходят самые острые дебаты.
Очевидно и то, что «молодые» страны-члены самостоятельно не в состоянии преодолеть в обозримом будущем свое отставание ни в развитии, ни в зрелости рынка и структуре хозяйства. Евросоюз еще долго будет иметь дело с государствами клиентского типа, активно претендующими на регулярное перераспределение в их пользу ресурсов Сообщества. Число жителей территорий, которые по современным стандартам ЕС могут претендовать на помощь из его бюджета, возрастает после расширения со 185 млн. человек до 291 млн. человек, или с 50 до 61% всего населения ЕС. Потому еще до начала расширения в ЕС решено завершить радикальную реформу бюджетной, региональной и аграрной политики, заметно снизив связанные с ними бюджетные трансферты. В опережающем расширение порядке к 2003 г. будет введено евро. Наконец, потолок бюджета ЕС для гарантий от его расширительного раздувания обозначен на период до 2006 г. на уровне 1,27% совокупного ВНП ЕС, а вся возможная помощь странам-претендентам – не более чем 4% ВНП каждой из них.
Движение интеграции на восток скорее вызвано политическими и военно-стратегическими мотивами, нежели экономической целесообразностью. «Расширение, - гласят документы Европарламента, - это прежде всего политическая цель, политическая важность вопроса далеко превосходит вкладываемые в это финансовые средства» и потому «следует со всей решительностью подчеркнуть, что проблеме цены расширения ни в коем случае не должно быть позволено взять верх над связанными с ним принципиальными политическими соображениями».
Иными словами, за расширением стоит открытое стремление к переделу бесхозного наследства, оставшегося в Европе от социалистического лагеря, в условиях взаимного отчуждения между странами ЦВЕ и Россией. В самих странах ЦВЕ главным смыслом «бархатных революций» было освобождение от зависимости восточного соседа, какая бы система там ни была. Вхождение в ЕС под лозунгом «назад в Европу» рассматривается ими как важнейшая стратегическая задача. Вместе с тем внутри ЕС есть своя оппозиция расширению, которое лишь обострит в Евросоюзе трения между Севером и Югом, городом и деревней, равно как и между сторонниками интеграции преимущественно вглубь и преимущественно вширь.
Осознает связанные с этим вопросом угрозы и население ЕС в целом. Как показывают опросы, оно хотело бы скорее видеть среди кандидатов в Евросоюз Швейцарию (77% опрошенных), Норвегию (69), Исландию (50), Мальту (49) и даже Турцию (32%), но только не своих восточных соседей, причем, прежде всего из-за боязни увеличения безработицы и ухудшения соцобеспечения (50%), роста преступности (65%) и т.д.
Одна из важнейших задач европейской интеграции – поддержка мелких и средних предприятий (МСП). Эти предприятия обладают большей гибкостью и капиталовооруженностью, нежели крупные предприятия. Крупным фирмам труднее приспособиться к быстрым темпам экономических перемен и рыночного спроса из-за величины и сложности структур. Напротив, мелкие и средние в состоянии быстрее перестроиться к изменившимся нуждам потребителей и требованиям заказчиков.
Недостаток капиталов – главное препятствие при создании крупных предприятий, хотя и МСП зачастую приходится сталкиваться с серьезными проблемами в изыскании необходимых средств.
Пространственное размещение МСП почти во всех рассматриваемых странах примерно соответствует одной схеме. Больше всего таких предприятий в столицах; высока их концентрация в приграничных районах и городах, находящихся на важных транспортных магистралях, а также в торговых центрах. В то же время в сельской местности и регионах, располагающих промышленными комплексами, унаследованными от социалистической эпохи, их немного. Что касается распределения МСП по отраслям, то основная их часть сосредоточена в торговле и сфере услуг, хотя растет число МСП в строительстве и промышленности. Несколько иначе обстоит дело в Польше, где 26,5% МСП занимается оказанием услуг, 24% - производством, 17% - строительством и 14,5% - торговлей. В Венгрии почти треть МСП работает с недвижимостью.
Перспективы развития малого
и среднего бизнеса в странах
ЦВЕ будут зависеть от успешного
преодоления бюрократических
В ЕС МСП доминируют в экономике южных стран. Тогда как крупные ТНК сосредоточены в основном в ФРГ, Нидерландах, Люксембурге, Италии, Австрии. В 1995 г. в ФРГ и Италии было сосредоточено 75% из 50 крупнейших западноевропейских концернов.
Одна из первоочередных задач укрепления европейской интеграции – создание единой транспортной системы. Исторически внутренние транспортные системы в Европе сложились так, что не соответствовали друг другу. Поэтому создание единой внутриконтинентальной транспортной системы потребовало унификации технических стандартов и нормативов – соответствия национальных транспортных систем общим правилам и, соответственно крупных капиталовложений. На территории Союза практически не осталось районов с плохо развитой транспортной сетью.
Дальнейшему развитию международной транспортной сети будет способствовать реализации 14 крупных приоритетных проектов реорганизации транспортной инфраструктуры на территории Европы, которые превратят транспортную сеть континента в взаимосвязанную общеевропейскую транспортную систему вместо чисто национальных или даже внутрисоюзных транспортных сетей.
Однако сегодня ограничения
на расходы в бюджетах стран –
членов ЕС особенно строги, т.к. каждая
из них стремится выполнить
После «большой регаты» пятого расширения Европейского союза до 27 членов в начале текущего миллениума наступило своеобразное интеграционное затишье, «отлив», вызванный «интеграционным утомлением» и серьезными структурными внутренними проблемами, переживаемыми Евросоюзом. Проблемами, прежде всего финансового, экономического, но также и геополитического характера. Видоизменяется текстура европейской политики. Серьезно изменяется и окружающий мир, взаимоотношения с которым Европе приходится существенно корректировать.
Однако дальнейшего расширения Евросоюза никто, что называется, не отменял. По-прежнему действуют – пусть на какое-то время не все и не в полную силу – факторы, обусловливающие его притягательность для не-членов.
Существуют также не только идеалистические, но и вполне прагматические основания для продолжения и завершения исторического объединения Европы на базе единых ценностей и под эгидой общих институтов.
Новый внешний и внутренний контекст
Тем не менее, парадигма расширения изменилась. Ранее, на пути к 2004 году, речь шла о масштабной (сразу 10 новых членов) и радикальной трансформации европейского геополитического устройства, ознаменовавшей переход от искусственно разделенной антагонистической Европы к ее мирному кооперативному состоянию. Вместе и порознь центрально-европейские страны последовательно вели беспрецедентно активную линию по продвижению своего членства в ЕС в качестве важнейших национальных и общеевропейской повесток дня. В атмосфере энтузиазма и позитивных ожиданий, вызванных поражением авторитаризма в Европе, они имели поддержку общественного мнения и политических элит Запада.
Сейчас картина в значительной степени иная. В отличие от 90-х годов XX века и первого десятилетия нынешнего века, сегодня в Европе политики и рядовые граждане озабочены не очередным расширением ЕС, но его внутренней устойчивостью к дезинтеграционным рискам, финансово-экономическими, энергетическими и прочими проблемами, а также вопросами большой геополитики и взаимоотношениями с проблемными южными и восточными соседями.
Отсутствует целеустремленная
большая группа «аспирантов», апеллирующая
к общеевропейским морально-
Вдобавок ведущие государства Западной Европы – Германия и Франция – в настоящее время больше ориентированы на выстраивание сотрудничества с Российской Федерацией, нежели на соперничество с ней в зоне «общего соседства».
Кроме того, арабские революции 2011 года сфокусировали внимание Евросоюза на нейтрализации угроз и рисков на его южных границах.
Наконец, часть жителей ЕС поражена «евроскептицизмом» и ксенофобией. Кризисные явления в экономике ряда членов ЕС вызвали проявления «национальных эгоизмов». Лозунг дня – «режим экономии», что предполагает сокращение бюджетов и не предвещает готовности идти на дополнительные значительные расходы.
Европейские аналитики говорят об «облегченном» варианте дальнейшего расширения – немногочисленного по составу, рационального по мотивам (в противоположность прежней, во многом идеалистической риторике) и растянутого во времени.
Информация о работе Современное видение процессов расширения ЕС