Современное видение процессов расширения ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Предметом данного исследования является европейский вектор во внешней политике Литвы.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать особенности вступления Литвы в Европейский Союз, определить ее место в современных процессах европейской интеграции.
Это определило постановку следующих основных задач:
Определить литовский вариант вступления в Европейский Союз;
Определить позицию Литвы в ЕС по следующим вопросам:
Охарактеризовать литовское видение будущего Европейского Союза.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности вступления Литвы в Европейский Союз 5
1.1. Упразднение «советского наследия» 5
1.2. Литва в ЕС: страна, привлекательная для транзита 9
2. Литва в Европейском Союзе 13
2.1. Перспективы и трудности во внешней политике/экономике Литвы после ее вступления в ЕС 13
2.2. Что получила Литва от вступления в Европейский Союз? 19
3. Современное видение процессов расширения ЕС 25
3.1. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия 25
3.2. Будет ли ЕС расширяться дальше? 32
Выводы 34
Список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

ЛИТВА И ПРОЦЕССЫ РАСШИРЕНИЯ ЕС.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Анализ основных положений, поддерживаемых Литвой в  процессе формирования ОТП ЕС, показывает, что они в большой степени  отражают потребности, определяемые структурой литовской экономики. Одним из основных стремлений Литвы является обеспечить, чтобы промышленность смогла воспользоваться имеющимися условиями международной торговли и появляющимися возможностями в третьих странах. Другое очевидное стремление – чтобы конкурентное давление со стороны третьих стран было основано на настоящих конкурентных преимуществах, а не на нечестных торговых практиках, и чтобы оно управлялось с учетом интересов местной промышленности.

В любом случае, Литва с большой долей вероятности будет продолжать оставаться одной из самых активных сторонниц либеральной торговой политики ЕС, а предпочтение должно будет отдаваться интересам наступательного характера, т. е. открытию рынков третьих стран и совершенствованию правил, способствующих торговле. Такая позиция и в дальнейшем в большой степени поможет осуществлению национальных интересов Литвы в области торговой политики, генерируемых с учетом важнейших потребностей экономически субъектов и потребителей Литвы в ближайшем будущем.

    1. Что получила Литва от вступления в Европейский Союз?

Что касается инвестиций в Литву со стороны России и стран Запада, хотелось бы упомянуть следующее:

 Если в СССР Литва получала ежегодную финансовую помощь из Москвы, за счет дотаций союзного центра, то после вступления в ЕС (2004 г.) Литва получает ежегодную помощь из Брюсселя, из «евросоюзного» центра. В 2004г. помощь ЕС Литве составила 484,1 млн. евро. В 2005г. - 640,2 млн. евро. В 2006г. - 714,4 млн. евро. Большая часть средств предназначалась для «развития сельского хозяйства Литвы».  В 2012г. помощь ЕС составила 30,8% от всех доходов годового бюджета страны.

Таким образом, ни о каком  самостоятельном экономическом  развитии Литвы в последние годы говорить не приходится. И в рамках СССР, и в рамках ЕС Литва была и есть получатель дотаций, преференций  от «центра». Литва лишь добровольно  сменила «хозяина». Однако результаты от нахождения Литвы в различных орбитах или центрах экономического, политического, социального, культурного влияния поразительные. По результатам пребывания в «орбите тоталитарного и жестокого СССР» Литва за 50 лет получила:

- демографический рост  населения (с 1959 по 1991гг. с 2,7 млн.  чел. до 3,7 млн. чел.);

- расцвет литовской  культуры, науки, образования;

- передовую даже по  меркам тогдашней Европы промышленную  индустрию, машиностроение, металлообработку, нефтехимию, приборостроение, энергетику, легкую промышленность, пищевую промышленность;

- отсутствие нищеты  и бедности, доминирующий в литовском  обществе советский «средний  класс»;

- собственность: квартиры, дома, коттеджи, загородные дома, дачные  участки.

По результатам 20-ти летнего «независимого» развития, смены политической, экономической, социальной, культурной орбиты Литвы с Востока на Запад республика получила:

- депопуляция литовской  нации (за период с 1992 по 2011 гг. с 3,7 млн. чел. до 3,053 млн.  чел.);

- быстрое падение литовской культуры, науки, образования;

«…В обществе заметны  процессы духовной деградации и культурного  примитивизма». «Литва включилась в  общий контекст западной цивилизации, которая разрушает, природу, культуру и человека».

- Быстрая социальная поляризация общества на богатое меньшинство и бедное большинство, постепенное исчезновение «среднего класса», основы демократии;

- Деиндустриализация  экономики;

- Быстрое качественное  ухудшение трудовых ресурсов. При  большой безработице (до 20%) нехватка рабочей силы. Завозить трудовых иммигрантов Литва намеревается из Беларуси, Украины, России.

Лидер партии «Социалистический Народный Фронт» Альгирдас Палецкис:

«Оказалось, что на западе рынки переполнены, на востоке тоже заполняются. В итоге эта политика сведения счетов с прошлым, требования компенсации за, так называемую, «оккупацию», русофобия завела страну в тупик».

«…Демократическое государство социального благоденствия – не состоялось».

«…За 20 прошедших лет  окончательно утвердилось Литовское  государство, в которой сформировался строй номенклатурно-бюрократического капитализма, основанный на частной собственности и тотальной коррупции, с глубокой социальной и имущественной дифференциацией и обеспечивающей функционирование этого общества политической моделью либеральной демократии».

В Литовской ССР многие десятилетия у власти находилась одна литовская коммунистическая партия под патронажем КПСС, не было западной политической демократии. И литовская  нация успешно развивалась, в  том числе и в сторону демократии. В современной Литовской Республике зарегистрировано 40 политических партий, но вся политическая власть поочередно переходит в руки лишь двух из них - социал-демократическая партия Литвы (партия А. Бразаускаса) и консервативная партия Литвы (партия В. Ландсбергиса), которые фактически проводят в жизнь правую либеральную идеологию.

Экс-министр иностранных  дел Литвы Повилас Гилис: «К сожалению, все наши правительства, как левые, так и правые, слепо следовали рекомендациям Института свободного рынка, у которого есть только одна заповедь - обогащаться любой ценой и снять с государства и бизнеса всякую социальную ответственность. … Я назвал бы это антиэкономикой и антиполитикой».

В целом вся литовская  политическая элита – выходцы  из коммунистической номенклатуры или бывшие члены КПСС (Д. Грибаскауте). Череда политических скандалов, связанных с расследованиями наличия нелегальных тюрем ЦРУ на территории Литвы, расхищение денег ЦРУ, предназначенных для белорусской оппозиции и т.д.

Общий вердикт за 20 лет: в сравнении с Литовской ССР быстрая деградация всех сторон жизни государства и общества при видимости политической демократии. Вымирание литовской нации при либеральной капиталистической экономике. «Дикий литовский капитализм».

Экс-министр иностранных  дел Литвы Повилас Гилис, профессор Вильнюсского университета:

« Может быть, Маркс  был прав, нас ждет в будущем  мировая социалистическая революция. Сам я противник революций, по убеждениям - социал-демократ. Но если мы доведем общество до предела, то не знаю, что может случиться. Наша новая номенклатура считает, что все нормально. Но никто не может гарантировать, что египетский сценарий нам не грозит. Однако социальное напряжение в стране увеличивается, растет неприязнь к богатым. Еще 10 лет назад предприниматель был в Литве уважаемым человеком, а сегодня о нем говорят иначе. Мы вернулись в конец ХIХ века, к эпохе дикого капитализма, что может привести к социальным взрывам.

…Я вижу много параллелей с 1988 годом, наша ситуация напоминает застой, и стране вновь требуется перестройка. Немного нас выручает экспорт, но его перспективы неясны. Нельзя сказать, что Европа уже окончательно встала на ноги.

…Если не брать в расчет развитие сферы услуг, компьютеризацию  и т.п., где есть прогресс, в экономической и социальной сфере отмечается регресс. В Литве после обретения независимости социализм объявили злом и пытались построить капитализм, который вынуждает людей только "заколачивать" деньги, игнорировать все другие стороны жизни - социальные, культурные, духовные. Вот и получили в немалой степени деморализованное общество. Дикий капитализм признает только прибыль, все остальное неважно. Тем самым он создает питательную среду для социалистических революций. Я не вижу значительного морального, демократического, экономического прогресса в Литве. Все власти и правительства ничего существенного в этом плане не сделали. Спад в экономике превысил 15%, в то время как у большинства европейских стран он составил 5-6%. Это десятки миллиардов литов. В лучшем случае нам потребуется 4-5 лет, чтобы вернуться к докризисному положению».

Критическая зависимость  Литвы от транзита грузов из России и Беларуси. В 2012г. товарооборот Беларуси и Литвы превысил 1.5 млрд. долл. Через  Клайпедский порт в 2012г. было перевалено 12 млн. тонн белорусских грузов, что составляет примерно 30 % загруженности порта.

Бедная периферия ЕС.

«…Было отречение  от всего советского, и были иллюзии, что «Запад нам поможет».

Литве помогает объединенная Европа, и эту помощь можно потрогать  руками. Вильнюсский университет сверкает новизной, которой могут позавидовать многие вузы Германии. О том, что он отреставрирован на деньги Евросоюза, напоминает табличка у входа. Похожие таблички можно увидеть на железнодорожных вокзалах и других общественных зданиях. Каждый год правительство в Вильнюсе получает из Брюсселя сотни миллионов евро.

 

Также хотелось бы отметить, что руководители стран Европейского союза достигли соглашения относительно многолетнего бюджета ЕС на период 2014-2020 годов. Несмотря на то, что общий  бюджет ЕС был заметно урезан, Литве удалось получить на переговорах на 4 миллиарда литов больше, чем она получила на период 2007-2013 годов. Общий пакет финансовой помощи ЕС Литве увеличивается примерно на 10% и составит 44,5 миллиарда литов.

После переговоров Президент Литовской Республики Даля Грибаускайте подчеркнула, что в такое сложное для Европы время достигнут наилучший возможный для всех стран результат.    

«С учетом того, как  сокращался весь бюджет ЕС, и трудностей, с которыми сталкивается Европа —  это наилучший результат, какого только могла ожидать Литва. Более 44 миллиардов литов на семь лет — это действительно большая инъекция для литовской экономики и новые возможности для жителей страны», — сказала глава государства.   

Столь заметно, на 33 млрд. евро, бюджет ЕС был урезан впервые за несколько последних десятилетий.   

Из столь заметно  урезанного бюджета ЕС Литве все  же удалось получить помощь структурных  фондов почти на 1 миллиард литов  больше, чем на период 2007-2013 годов. В  текущих ценах Литве выделено более 25 миллиардов литов структурной помощи.   

Помощь сельскому хозяйству  — на развитие села и на прямые выплаты  — составит 17,2 млрд. литов. Прямые выплаты  литовским фермерам увеличатся на 70% и к 2020 году достигнут 196 евро (676 литов) за гектар.   

Литве также удалось добиться, что сроки финансирования закрытия Игналинской АЭС не будут ограничены. Закрытие ИАЭС будет финансироваться так, как предусмотрено в договоре о вступлении Литвы в ЕС. В текущих ценах на период 2014-2020 годов на закрытие ИАЭС выделяется 1,5 миллиарда литов (450 млн. евро), а также 1,03 миллиарда литов (300 млн. евро) неиспользованных средств переносится из нынешней финансовой перспективы. Таким образом, в общей сложности в течение семи ближайших лет на работы по закрытию ИАЭС Литва сможет использовать 750 млн. евро.   

В многолетнем бюджете  ЕС также предусмотрен новый инструмент, предназначенный для инфраструктурных сетей Европы, на средства которого будут финансироваться проекты  в областях энергетики, транспорта и телекоммуникаций. Сумма инструмента составляет 29 млрд. евро. Для Литвы это возможность получить финансирование важных энергетических проектов — электроэнергетических и газовых смычек.   

Согласованный Европейским  советом новый многолетний бюджет ЕС еще должен утвердить Европейский парламент.

 

 

 

 

 

  1. Современное видение процессов расширения ЕС

    1. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия

В то время как мировая экономика замедляла темпы роста, страны ЦВЕ вполне успешно противостояли наступлению глобальной рецессии. Об этом свидетельствуют данные за первые шесть месяцев 2001 г. Производство продолжало расти (причем довольно высокими темпами), безработица сокращалась, инфляция снижалась, начиналось укрепление национальных валют, а экспорт все увеличивался. По прогнозу британского исследовательского центра Economist Intelligence Unit, рост 10 стран Центральной Европы составит в нынешнем году 3,5%, что лишь на 0,2 процентного пункта меньше уровня прошлого года. Для экономик ЕС прогноз экономического роста куда менее оптимистичен – всего 2% (в 2000 г. – 3,4%).

Как считают аналитики EIU, именно сложный процесс перехода к рыночной экономике, чреватый постоянной возможностью создания кризисных ситуаций, дал странам региона возможность  вполне успешно противостоять глобальной рецессии. Устойчивость экономического роста во многом объясняется восстановлением национальных рынков: рост реальных доходов населения создает спрос на продукцию местных производителей. Хотя последние и вынуждены сталкиваться с ростом стоимости труда, это не вызывает серьезных проблем благодаря повсеместному росту производительности. Как считает британский экономист Питер Дикен, ситуация в Восточной Европе сейчас во многом напоминает 50-е и 60-е годы в западных экономиках, где рост производства базировался на параллельном росте производительности и заработных плат. Даже в условиях довольно высокой зависимости экономик региона от внешних рынков устойчивый рост национального потребления оказался весьма успешным способом борьбы с наступающим спадом.

На рубеже ХХІ в. Европейский союз вступил в новый, беспрецедентный этап своего расширения. Число его членов за счет государств Центральной и Восточной Европы было увеличено с 15 до 27.

Информация о работе Современное видение процессов расширения ЕС