Страны Центральной и Восточной Европы в экономических связях России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей взаимодействия экономик России стран Центральной и Восточной Европы
Для осуществления поставленных целей решаются следующие задачи:
- рассмотреть экономику стран Польша, Венгрия, Чехия и Болгария, важнейшие промышленные и финансовые центры, структуру экспорта и импорта;
- проанализировать развитие внешнеэкономических связей между странами Восточной Европы и Россией.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Страны центральной и восточной Европы
1.1 Особенности экономики стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).................................................................................................................5
Особенности экономической политики ЦВЕ...........................................8
1.3 Направления экономических реформ и их результаты..........................10
1.4 Стратегия внешнеэкономического развития...........................................18
Глава 2. Россия и страны Центральной Европы: развитие экономических связей..................................................................................25
2.1 Торгово-экономические отношения России со странами ЦВЕ: итоги и перспективы ...................................................................................................32

Заключение....................................................................................................40
Список использованной литературы........................................................43

Файлы: 1 файл

курсовая страны ВЕ.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)
  • децентрализацию хозяйственной деятельности;
  • либерализацию цен и внешнеэкономических связей;
  • жесткую денежную и фискальную политику;
  • относительное "замораживание" заработной платы.

Благодаря усилению регулирующих начал государства в Польше, Чехии  и Словакии удалось несколько  смягчить отрицательные стороны "шоковой  терапии".

Способность страны осуществлять преобразования на основе шоковой терапии" или "постепенных реформ" зависит от характера и эффективности ее экономических, политических и правовых институтов, от социального единства общества. Главные различия между странами с переходной экономикой заключаются не столько в курсе реформ, сколько в стартовых условиях, с которых они начали свои реформы. Например, в конце 1989 г. польская экономика характеризовалась как экономика повального дефицита, стоявшая на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были постепенными. В Венгрии не было необходимости в "шоковой терапии" на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.

В странах ЦВЕ возрастает вклад  частного сектора в совокупный е  экономический потенциал. Ассоциированные  члены европейского союза - Венгрия, Польша, Чехия и Словакия - к 2000 г. вдвое сократили государственную собственность.

По мнению западных экспертов, в  авангарде преобразований идет Польша. Реализация "шоковой терапии" началась 1 января 1990 г. Правительство  отменило контроль над ценами, прекратило государственные субсидии, стало проводить приватизацию и реформу банковской и валютной систем (план Бальцеровича). Реформа в Польше проходила поэтапно.

1-й этап-1990-1991 гг. Продажа государством  акций пяти крупных преуспевающих  компаний и четырех мелких. Особых  успехов Польша достигла в сфере малой приватизации. К концу 1990 г. в руках частников находилось примерно 40% предприятий розничной торговли, около 60% предприятий общественного питания и 50% коммерческих банков. Продукция, выпускаемая мелкими предприятиями возросла на 25%.


2-й этап - 1991-1992 гг. Приватизировано  путем акционирования 13 предприятий.  Около тысячи предприятий были  внесены в "списки на ликвидацию". Широко применялась аренда предприятий  трудовыми коллективами, а также  их продажа отечественным и  зарубежным фирмам. Объемы произведенной продукции в частном секторе промышленности возросли на 8%. Количество частных предприятий в промышленности составило 2,2 тыс., торговле - 7,7 тыс., в строительстве - 3,5 тыс. Среди промышленных предприятий преобладали мелкие с числом занятых до 5 человек, на долю которых приходилось примерно 60% продукции всего частного сектора. Деятельность малых предприятий была связана с дерево - и металлообработкой, пищевой и швейной промышленностью. В 1992 г. На частный сектор приходилось 24,1% реализованной промышленной продукции, 55,2% строительно-монтажных работ, 23,7% стоимости услуг. В частном секторе было занято 50,6% всех работающих. Зоной наибольшей экспансии в 1991 г. Стала торговля. Так, в розничной торговле удельный вес частных магазинов составил 75%, оборот превысил 80%.

3-й этап - 1993-1996 гг. Характеризуется  активизацией инвестиционной деятельности. Частные предприятия увеличили  инвестиции быстрее, чем государственные.  Оживилась инвестиционная деятельность, что было связано с улучшением финансового положения предприятий. Рост производства был отмечен практически во всех отраслях промышленности. Значительно увеличился выпуск продукции химической и нефтехимической отраслей. В 1993-1996 гг. Прирост промышленной продукции достигнут в основном за счет частного сектора, где он составил 38,6%. В Польше на долю частного сектора приходится примерно 50% сельскохозяйственной, 37.4 - промышленной, 85,8 - строительной продукции, 87,8% розничного товарооборота.

К положительным результатам  в экономике Польши нужно отнести стабилизацию финансовых показателей, прежде всего, сокращение дефицита госбюджета с 6% ВВП в 1992 г. до 2,8% в 1996 г.

Во второй половине 1990-х  годов в польской промышленности происходит быстрый рост производства (11-12%) доля экспорта машин составляет 25%. Структурной перестройке польской промышленности способствовали использование западных технологий, приток иностранных инвестиций в производственную сферу (из 5,3 млрд. дол. В 1995 г.3,2 млрд. дол. направлено в промышленность, из них 1 млрд. дол. - в машиностроение). Это послужило основой развития кооперации с западными странами. Ряд предприятий Польши перешли на сборку изделий из узлов и комплектующих, поставляемых западными фирмами. В 1997 г. Экономический рост Польши составил 6,7%, промышленный рост - 11,2, выпуск товаров инвестиционного назначения превысил 15%. Прямые иностранные инвестиции возросли на 10% и достигли 6,6 млрд. дол. Общий объем накопленных иностранных инвестиций превысил в 1997 г. 20,6 млрд. дол.

Издержками высоких темпов экономического роста был государственный долг. Внутренняя задолженность превысила 60% ВВП. Обслуживание долга в ближайшие годы потребует таких темпов реального прироста экспорта и положительного внешнеторгового сальдо, которые соответствуют предельным возможностям страны (платежи парижскому и лондонскому клубам достигли 8 млрд. дол. к 2008 г). Торговый дефицит Польши носит структурный характер и вызван низкой конкурентоспособностью отечественной продукции. Основные производственные фонды и их технико-технологические характеристики соответствуют уровню начала 1980-х годов. Высокий удельный вес во внешнеторговом обороте принадлежит регистрируемой торговле, которая носит четко выраженный вывозной характер (более 7 млрд. дол. в год).

В Венгрии за годы структурной перестройки проявились признаки оживления экономики. В 1995-1998 гг. темпы прироста ВВП составили в среднем 2,9-3,5%, промышленного производства - 5-7, строительно-монтажных работ - 7, сельскохозяйственного производства - 3%. Однако горнодобывающая и пищевая промышленности находятся в тяжелом состоянии. Безработица составляет примерно 11% активного населения. Инфляция в Венгрии - 15-18% в год.

Приватизация привела  к тому, что в частной собственности  оказалось более 50% бывших государственных  предприятий. Активное участие в этом процессе принимал иностранный капитал. По данным правительства, свыше половины инвестиций из-за рубежа направляется приватизированным предприятиям. Приватизация дала казне примерно 5 млрд. дол. Приватизация и зарождение новых частных предприятий привели к тому; что доля частного сектора в ВВП повысилась до 60%. Большую роль в развитии национального хозяйства Венгрии играют внешнеэкономические факторы.

Доля иностранного капитала в частном секторе превышает 11%, по сумме прямых зарубежных инвестиций Венгрия значительно превосходит другие страны ЦВЕ. В Венгрии сумели создать эффектные механизмы валютного обмена и лицензирования предпринимательской деятельности. По оценкам западных специалистов, Венгрия вошла группу 25 самых привлекательных для инвесторов государств. Только в 1999 г. она получила около 2 млрд. дол. в виде прямых иностранных инвестиций. Капитальные вложения идут в промышленность, а не только в торговлю, банковский сектор и сферу услуг. Причем многие зарубежные промышленные корпорации, такие как "сони" и "Джэнерал электрик", используют свои предприятия в Венгрии для производства товаров, имеющих спрос во всей Центральной и Восточной Европе, России и других странах СНГ.[

Происходящее оживление  экономики Венгрии сопровождается крупным ростом производительности труда на фоне относительно умеренного роста производства. Это свидетельствует о развитии глубинных процессов, происходящих на рынке труда и связанных со структурной перестройкой хозяйства.

Экономическая обстановка в Чехии признается наиболее благоприятной среди стран ЦВЕ. Здесь сбалансирован государственный бюджет, низки уровни инфляции и безработицы.

Несмотря на сложности, связанные с проведением реформы, уровень жизни населения Чехии  повышается. Заработная плата возросла на 25%, а в реальном выражении - на 3,5%. В 1994-1995 гг. рост реальных доходов составил 7%, реальная заработная плата увеличилась на 5%, улучшились финансовые показатели. Бездефицитным является государственный бюджет. Валютные резервы увеличились до 8 млрд. дол. (с 6 млрд. дол. В 1993 г). Активное сальдо платежного баланса достигло 600 млн. долл. и сформировалось в основном в торговле услугами.

По притоку иностранных  инвестиций Чехия занимает 3-е место  в ЦВЕ после Венгрии и Польши (уровень иностранных инвестиций на душу населения составляет более 700 дол) Объем прямых иностранных инвестиций превышает 7 млрд. дол., направления инвестиций - транспорт и связь, производство транспортного оборудования и автомобильная промышленность, отрасли широкого потребления, главным образом производство табачных изделий, торговля и услуги.

В соответствии с прогнозом  министерства финансов Чехии темпы  прироста ВВП в ближайшие годы составят 2,2-2,5%, безработица - 5,5, инфляция - 9, прирост номинальной заработной платы - -7%. Чехия ставит целью обеспечение макроэкономической стабильности на основе структурной перестройки производства, развития рыночных отношений.

Таким образом, оживление  в странах ЦВЕ отражает воздействие  позитивных изменений как в области  предложения, так и в области спроса. Ключевым фактором стало повышение внешнего спроса, в частности в западноевропейских странах. В ряде стран (Польше, Румынии, Словакии, Словении и Чехии) значительно возрос внутренний спрос в области инвестиция и сфере частного потребления. В большинстве стран ЦВЕ "локомотивом" оживления выступала промышленность.

В целом страны ЦВЕ  продолжают пробивать дорогу к выходу из спада переходного периода: объем  производства все еще остается; ниже уровня, достигнутого до начала экономических преобразований, примерно на 15%.

После 20 лет преобразований страны Центральной и Восточной  Европы успешно интегрировались  в мировую экономику. Развитие экономики  стран Центральной и Восточной  Европы в последние 20 лет показало пример исключительного успеха. Регион пережил трудный переходный период, результатом которого стало троекратное увеличение ВВП на душу населения. Основной движущей силой этого успеха стала полная интеграция стран ЦВЕ в глобальной среде. "Сегодня страны Центральной и Восточной Европы представляют собой открытую экономику свободного предпринимательства, где общий объем торговли составляет 70% ВВП. Завоеванная ценой больших усилий конкурентоспособность региона и возможность обеспечивать производственный потенциал являются ключевыми факторами, позволяющими преодолевать мировой экономический кризис и при первой возможности начать выход из кризиса, как только возобновится мировой спрос" - отметила Дебора Револтелла, Руководитель Управления стратегического анализа ЦВЕ Группы ЮниКредит.

Особенно результативной стала торговая интеграция в Европейский Союз. В ряде отраслей, таких как машиностроение, электротехническое и оптическое оборудование, автотранспортное производство, текстильная и резиновая промышленность, страны ЦВЕ выполняют функции производственного подразделения ЕС. Это является залогом успешного будущего, так как большая часть тех отраслей, на которых специализируется регион, в целом, считаются наиболее успешными на уровне мировых рынков. Решающую роль в строительстве новых производственных мощностей региона сыграли прямые иностранные инвестиции, а эффективность процесса способствовала созданию значимого внутреннего рынка, объем которого на сегодняшний день превышает рынки Китая и Германии.

Конкурентоспособность ЦВЕ определяется не только стоимостью труда. Качество рабочей силы, высокая производительность, качество и гибкость производственной среды, а также юридическое и нормативное сближение со странами ЕС стали значимыми факторами обеспечения конкурентоспособности. Страны ЦВЕ обеспечили прибыль западным компаниям в качестве рынка размещения производства и региона его делокализации. Неслучайно, что именно перечисленные отрасли, наиболее интегрированные внутри ЦВЕ, также наиболее активно развиваются в Западной Европе. Организация производства в странах ЦВЕ стала важной составляющей стратегии компаний.

Безусловно, глобальный финансовый кризис сказывается на всех мировых экономиках. В 2009 году ВТО  и МВФ прогнозируют снижение мирового спроса не менее, чем на 10%. В отношении  стран ЦВЕ аналитики Группы ЮниКредит прогнозируют сокращение объемов экспорта в 2009 году на 65 миллиардов евро по сравнению с 2008 г., которое станет первым в текущем десятилетии, кроме этого, специалисты предсказывают сокращение объемов инвестиций на 10%, резкое падение объемов прямых иностранных инвестиций (почти наполовину объема 2008 года) и высокие темпы роста безработицы.[8,с.20]

Европейский банк реконструкции  и развития представил очередной  мрачный прогноз о последствиях кризиса для развивающихся стран  Европы и Центральной Азии - в 2009г. их экономика уменьшится на 5,2. Еще в январе ЕБРР верил, что экономика этих регионов продолжит расти, пусть и едва заметными темпами - на 0,1% после 4,2% в 2008 г. Банк объясняет причины пересмотра тем, что кризис, начавшийся как финансовый, обрушил промышленность и привел к сокращению внутреннего потребления.

Пик неплатежей по кредитам и безработицы все еще впереди, а значит, ухудшение прогноза может  оказаться не последним, предупреждает  ЕБРР. Однако есть основания и для  оптимизма: спад в индустрии замедлился, восстанавливаются глобальные и региональные финансовые рынки, отмечает ЕБРР.

 

       1.4 Стратегия внешнеэкономического развития

 

Ориентация на емкий  рынок Евросоюза, успешная адаптация  к его требованиям значительно  улучшили позиции стран ЦВЕ  на мировом рынке в целом, а их удельный вес в мировом экспорте увеличился с 1% в 1992 г. до более чем 2.5% в 2006г. [1, 368c.]

Вступление в европейский  союз - стратегическая цель стран ЦВЕ. Для ее реализации необходимо достигнуть такого уровня экономического развития, чтобы затраты, связанные с их вхождением в ЕС, не были высокими. В отношении вступления стран ЦВЕ в ЕС имеются различные подходы.

Первый из них - отложить членство до достижения этими странами соответствующих экономических  и политических параметров.

Предлагается определенный переходный период, на первом этапе  которого произошло бы объединение  стран, претендующих на членство в ЕС, в сфере свободной торговли промышленными  товарами. Этот этап должен включать также  образование институциональных структур, обеспечивающих усиление политического и экономического участия ЕС в процессе интеграции со странами ЦВЕ. На втором этапе должен произойти полный доступ стран ЦВЕ к единому рынку ЕС без формального членства. И только к 2020 г. Страны ЦВЕ могут стать полноправными членами ЕС.

Информация о работе Страны Центральной и Восточной Европы в экономических связях России