Страны Центральной и Восточной Европы в экономических связях России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей взаимодействия экономик России стран Центральной и Восточной Европы
Для осуществления поставленных целей решаются следующие задачи:
- рассмотреть экономику стран Польша, Венгрия, Чехия и Болгария, важнейшие промышленные и финансовые центры, структуру экспорта и импорта;
- проанализировать развитие внешнеэкономических связей между странами Восточной Европы и Россией.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Страны центральной и восточной Европы
1.1 Особенности экономики стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).................................................................................................................5
Особенности экономической политики ЦВЕ...........................................8
1.3 Направления экономических реформ и их результаты..........................10
1.4 Стратегия внешнеэкономического развития...........................................18
Глава 2. Россия и страны Центральной Европы: развитие экономических связей..................................................................................25
2.1 Торгово-экономические отношения России со странами ЦВЕ: итоги и перспективы ...................................................................................................32

Заключение....................................................................................................40
Список использованной литературы........................................................43

Файлы: 1 файл

курсовая страны ВЕ.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Второй вариант - полное и быстрое членство в ЕС. По мнению сторонников этого подхода, расширение ЕС может стать новым импульсом  для экономического и политического  усиления влияния этого интеграционного  образования. Экономические выгоды для ЕС от интеграции со станами ЦВЕ связаны со следующими факторами: 106 млн. населения и тысячи предприятий в странах ЦВЕ создадут мощный рынок для производителей из западной Европы. Возможность для западноевропейских предпринимателей размешать предприятия в странах с низкими производственными издержками. Усиление конкуренции на рынках ЕС будет способствовать росту производительности труда и укреплению европейской экономики.

На деле имеющиеся  противоречия между странами ЦВЕ  и ЕС в области сельскохозяйственной политики, таможенно-тарифного регулирования и т.д. Свидетельствуют о том, что процесс интеграции стран ЦВЕ и ЕС будет довольно длительным и будет проходить индивидуально по мере разрешения противоречий и достижения определенных экономических результатов каждой страной, претендующей на вступление в ЕС.

В настоящее время  основные торговые партнеры стран ЦВЕ - страны ЕС, на них приходится 65% импорта  и примерно 70% экспорта стран ЦВЕ. Важным направлением сотрудничества стран  ЕС с государствами ЦВЕ является разработка мер по оказанию западной помощи в преобразованиях этого региона. Страны ЦВЕ технологически отстают от западных на 2-3 десятилетия, а в некоторых областях--на 50 лет. Им недостает правовых и институциональных структур рыночной экономики. Населению стран ЦВЕ предстоит научиться правилам жизни и поведения в рыночной системе. Они нуждаются в средствах коммуникации, техники и технологиях, навыках управления.

Страны ЦВЕ стремятся  к развитию отношений со странами ЕС на недискриминационной основе. Политические и экономические условия предоставления западной помощи должны быть ясными. Цели и пределы ее предоставления целесообразно регулировать в рамках международной координированной программы. Страны западной Европы списали половину внешнего долга Польше и Болгарии. Усилился приток частного капитала в Венгрию, Польшу и Чехию. Шаг на пути расширения экономических связей ЕС со странами ЦВЕ - положение 1993 г. "о создании в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров". Поскольку промышленность стран Центральной и Восточной Европы переживает сложный период, предусмотрена асимметричность обязательств: в первые 5 лет ЕС снижает пошлины, а в последующие 5 - страны ЦВЕ.

В период существования  совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) Основными торговыми партнерами стран ЦВЕ были СССР и другие социалистические государства. После распада СССР и переориентации стран ЦВЕ на западную Европу внешнеэкономические связи партнеров по СЭВ сократились в несколько раз.

В настоящее время  товарооборот ЦВЕ со странами СНГ  с оставляет 13-15%. В целом структура  российского экспорта и импорта  со странами Центральной и Восточной  Европы считается нерациональной, так  как значительную долю в экспорте России занимают сырьевые ресурсы (до 80%), а в импорте - продовольственные товары и товары широкого потребления (более 40%). Тем не менее, возобновление экономических связей со странами СНГ на новой взаимовыгодной основе - одно из направлений внешнеэкономического курса стран ЦВЕ.

Несмотря на падение  товарооборота, некоторые страны Центральной  и Восточной Европы продолжают оставаться довольно крупными торговыми партнерами России. Они обеспечивают российский рынок более дешевыми по сравнению с развитыми странами продукцией машиностроения, товарами народного потребления, медикаментами, продовольствием.

Интересам России отвечает расширение инвестиционного сотрудничества, которое является одним из важных способов продвижения машинно-технических изделий на рынки восточноевропейских стран. Российские организации на конкурсной основе могли бы принимать более активное участие в строительстве народнохозяйственных предприятий, модернизации и реконструкции действующих объектов промышленного комплекса стран ЦВЕ. В этом плане можно использовать в качестве благоприятствующего фактора наличие на территориях этих стран большого количества предприятий, сооруженных при содействии бывшего СССР, большинство из которых нуждается в коренной реконструкции и модернизации.

Страны ЦВЕ, в свою очередь, могут активно приглашаться к строительству в России элементов  инфраструктуры, модернизации и реконструкции  мощностей по выпуску потребительских  товаров, объектов нефтяной и газовой  промышленности, социальной сферы и др.

Например, улучшению торгово-экономических  отношений России и Болгарии может  способствовать болгаро-российский индустриальный центр в Софии, который призван  оказывать помощь предприятиям России и Болгарии в установлении деловых  контактов на основе маркетинга, консультаций. Заключен ряд соглашений в области транспорта. Создана группа по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, которая помогает наладить перевозку грузов с использованием водного пути Рейн - майн - Дунай - черное море - внутренние воды России. Широкое развитие получает межрегиональная торговля. В 1995 г. Создан болгаро-российский инвестиционный банк, который призван содействовать созданию совместных предприятий, технологическим разработкам и обмену продукцией промышленного назначения.

Важный торговый партнер  России - Польша. Географическая близость и многолетний опыт традиционных деловых контактов России и Польши: рыночная основа отношений, договор  о торговом и экономическом сотрудничестве, соглашение о поощрении и взаимной защите капитальных вложений способствуют развитию российско-польских отношений.

Расширяется структура  российского экспорта в Польшу: кроме  нефти и газа это товары химической промышленности, автомобили. Вагоны метрополитена. Польский экспорт составляют это продовольствие и сельскохозяйственные товары, фармацевтические товары и косметика, машины и оборудование. Большое развитие получила региональная торговля. Активно развивается сотрудничество калининградской области, Санкт-Петербурга, архангельской, ленинградской, калужской, самарской, смоленской областей с регионами Польши. Через Польшу будет проходить газопровод "Ямал - Западная Европа". Протяженность газопровода по территории Польши составляет 665 км (через 9 польских воеводств).

На современном этапе, несмотря на вступление в ЕС, страны ЦВЕ стремятся развивать отношения со своими бывшими партнерами.

В 2006 году финансовые активы домашних хозяйств стран Центральной  и Восточной Европы продолжили увеличиваться. Они демонстрируют уверенный  рост третий год подряд. К концу года финансовые активы достигли 583 миллиардов евро, что является результатом роста экономик региона, увеличения стоимости активов и аккумулирования средств в системах пенсионного обеспечения. Сейчас на ЦВЕ приходится порядка 1% мирового благосостояния, которое в 2006 году превысило отметку в 81 триллион евро.

Увеличение стоимости  активов в странах ЦВЕ сопровождалось быстрым ростом задолженности домашних хозяйств. 2006 год стал годом бурного  развития розничного банковского кредитования: задолженность домашних хозяйств по отношению к предыдущему году увеличилась на 33% до 180 миллиардов евро. Тем не менее, уровень задолженности по отношению к ВВП остается низким, составив в 2006 году всего 17%, тогда как в еврозоне он достигает 54%. Это означает, что несмотря на быстрый процесс конвергенции, потенциал роста в регионе ЦВЕ остается высоким.

Тем не менее, ситуация по странам различается. Инвестиции в материальные активы и потребление не остановили процесс накопления в таких странах как Болгария, Польша, Словения и с недавнего времени Хорватия, где оба показателя - чистое благосостояние и скорректированное чистое благосостояние по отношению к ВВП - постоянно увеличиваются.

Противоположную ситуацию можно наблюдать в Румынии, Словакии, России и Турции. В этих странах  население отдает предпочтение новым  возможностям и использует преимущества перспектив развития экономики стран и быстрого роста цен на активы для улучшения качества жизни. Вместе с тем, стоит отметить, что в случае России и Турции, где велика разница в уровне доходов населения, делать выводы о среднестатистическом потребительском поведении домашних хозяйств затруднительно.

В случае Венгрии и  Чехии снижение показателя чистого  благосостояния по отношению к ВВП  сопровождается постоянно увеличивающимся  уровнем скорректированного благосостояния. Это говорит о том, что высокий  спрос на жилье влияет на сокращение сбережений в пользу приобретения материальных активов.

Также как и в еврозоне ипотека является основной движущей силой потребительского кредитования в ЦВЕ. В среднем с 2000 по 2006 года объем выданных ипотечных кредитов вырос на 44%, чему способствовали факторы и спроса, и предложения. Но в целом, в регионе ЦВЕ на ипотеку приходится всего 7% ВВП, что ниже уровня в 38% в еврозоне. Эти цифры говорят об огромном потенциале рынка ипотечного кредитования в долгосрочной перспективе. Международные банки обладают значительным опытом в этой области и могут предложить в странах ЦВЕ свои высококлассные продукты. Это создает добавочную стоимость, как для жителей ЦВЕ, так и для банков.

Ожидаемый экономический  рост продолжит оказывать воздействие  на аккумулирование финансовых средств домашних хозяйств в регионе. Улучшение финансового благосостояния домашних хозяйств привело к увеличению уровня проникновения благосостояния по отношению к ВВП до 61% в 2009 году. Наибольшего роста (порядка 25% в год) можно ожидать в быстро развивающихся странах, таких как Россия, Сербия, Румыния, Босния и Герцеговина. Уверенный рост активов будет сопровождаться еще большим увеличением задолженности, которое будет стимулироваться возрастающим спросом на товары длительного пользования. Эти факторы привели к тому, что задолженность в странах ЦВЕ выросла на 19% в год в период с 2007 по 2009 года и достигла 22% ВВП в 2009 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Россия и страны Центральной Европы: развитие экономических связей

 

С конца XX века Россия, отказавшись от многих исторически принадлежавших ей территорий, ослабленная, с постоянно уменьшающейся численностью населения приступила к очередному этапу своей модернизации на основе идеологии демократии и рыночной экономики.

Европа   и  Запад создали наиболее развитую в материально-технологическом отношении цивилизацию, успешно функционирующие политические и  экономические  системы, что позволило им занять доминирующие позиции в мире, которые на каждом этапе исторического развития оказывали решающее влияние на формирование облика мирохозяйственных  и  политических отношений. Ни одна другая цивилизация пока что не смогла создать аналогичные эффективные  экономические   и  политические системы, которые смогли бы бросить вызов ей. Разрыв в уровнях развития производительных сил, организации общества был настолько велик, что у неевропейских государств практически не было шансов в борьбе против расширявших своё господство в мире европейских  стран . Выход виделся в том, чтобы организовать общественно-политические  и   экономические  отношения на тех же принципах, на которых они функционировали в европейских  странах .

В течение многих десятилетий   России  была обречена на взаимодействие с Западом как важнейшим фактором её социально-политического и  экономического  развития. Запад доминировал в её внешней политике. Через призму отношений с Западом  Россия  оценивала саму себя,  и  своё место в мире. Однако на рубеже веков ситуация принципиальным образом начинает изменяться.  Россия  начинает всё более активно сотрудничать с динамично развивающимся Китаем, который постепенно превращается в Центр мирового  экономического  развития  и  политического влияния, с быстро развивающейся Индией, с  странами  Юго-Восточной Азии. Постепенное смещение Центра  экономической   и  политической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион по иному высвечивают перспективы  и  значимость отношений  России  с Западом, а также  и  задачи сохранения её идентичности. Однако взаимодействие  России  с Западом  и  в первую очередь с  Европой  ещё надолго останется определяющей чертой её внутренней  и  внешней политики, её культурного развития.

В отличие от  России   страны   Центральной   Европы  после смены вектора общественно – политического развития, произошедшего в результате демократических революций конца 80 х годов 20 столетия, сразу же определили себя как составную часть  Европы   и  взяли курс на вхождение в систему евроатлантической безопасности  и  европейской  экономической  интеграции. За прошедшие годы они в основном решили задачи системной трансформации  и  создали институты, с помощью которых обеспечивается нормальное функционирование рыночной экономики  и  правового государства ,

Результатом демократических  революций конца 80-х – годов  ХХ столетия стали не только кардинальные политические  и  социально-экономические изменения в  Центральной   Европе , но  и  перемены принципиального характера в системе международных отношений. Отчётливо проявилось воздействие внутренних трансформационных процессов на геополитическую ситуацию как в мире, так  и  в  Европе . Именно эти демократические революции предопределили новую расстановку сил в  Европе , структуру  экономических   и  политических отношений между европейскими государствами, дали толчок формированию отличной от периода холодной войны архитектуры европейской безопасности. Наметилось, тем самым, завершение конфронтации между Востоком  и  Западом, между СССР  и  США, стало реальным окончание длительной изнуряющей «холодной войны».[5,с.14]

Однако последствия  окончания «холодной войны» были различными для каждой из ранее противостоящих группировок: «социалистического содружества»  и  «североатлантического блока». Первая группировка просто распалась, а вторая упрочила свои позиции  и  начала расширяться за счёт своих былых противников –  стран   Центральной   и  Юго-Восточной  Европы . Правительства США, Германии, Франции, Великобритании к середине 90-х годов пришли к выводу о необходимости включения  стран  региона в НАТО, что означало бы, по их мнению, укрепление безопасности в  Европе   и  не допущение в будущем восстановления лидирующих позиций  России  на континенте. На вступлении в НАТО настаивали в первую очередь  и  сами  страны   Центральной  ( и  Юго-  Восточной   Европы ), видя в этом важнейшую гарантию обеспечения своей безопасности, необратимости социально-политических  и   экономических  преобразований, укрепления демократии.

Информация о работе Страны Центральной и Восточной Европы в экономических связях России