Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей взаимодействия экономик России стран Центральной и Восточной Европы
Для осуществления поставленных целей решаются следующие задачи:
- рассмотреть экономику стран Польша, Венгрия, Чехия и Болгария, важнейшие промышленные и финансовые центры, структуру экспорта и импорта;
- проанализировать развитие внешнеэкономических связей между странами Восточной Европы и Россией.
Введение............................................................................................................3
Глава 1. Страны центральной и восточной Европы
1.1 Особенности экономики стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).................................................................................................................5
Особенности экономической политики ЦВЕ...........................................8
1.3 Направления экономических реформ и их результаты..........................10
1.4 Стратегия внешнеэкономического развития...........................................18
Глава 2. Россия и страны Центральной Европы: развитие экономических связей..................................................................................25
2.1 Торгово-экономические отношения России со странами ЦВЕ: итоги и перспективы ...................................................................................................32
Заключение....................................................................................................40
Список использованной литературы........................................................43
Слабо развита торговля с Албанией и странами бывшей Югославии, особенно с Боснией и Герцеговиной, Македонией, Черногорией: негативное влияние на объемы товарооборота оказали нестабильность и политические конфликты на Балканах, слабый экспортный потенциал, жесткая конкуренция на российском рынке.
Номенклатура экспортируемых Россией изделий в ЦВЕ является ограниченной. В 2007г. на долю энергоносителей пришлось более 79% российского экспорта по сравнению с 74% в 2000 г. Возросшая в текущем пятилетии топливная перегруженность экспорта является одной из основных проблем в торгово-экономических отношениях России со странами ЦВЕ.
Утрата Россией торговых ниш готовых промышленных изделий на рынке ЦВЕ привела к падению как стоимостных объемов (более чем на 460 млн. долл.), так и удельного веса изделий машиностроения – до 2,2% российского экспорта в 2007 г. (8,4% в 2000 г.). Причиной является главным образом низкий технологический и инновационный потенциал отечественной промышленности, а также несоответствие выпускаемой продукции техническим и экономическим нормам и стандартам Евросоюза.
Отметим также, что вступление стран ЦВЕ в НАТО в существенной мере ограничило российские поставки военной техники и вооружений, даже в счет погашения задолженности по советским долгам. Основными товарами в российском экспорте изделий машиностроения в ЦВЕ являются, прежде всего, топливовыделяющие элементы (ТВЭЛы), а также легковые и грузовые автомобили, запасные части и компоненты к ним железнодорожный подвижной состав и его запасные части.
Значительные изменения произошли в российском импорте, связанные с увеличением (на16 п.п.) удельного веса традиционно лидирующей группы “Машины, оборудование и транспортные средства” - до почти 45% (29% в 2000г.).
В 2007 г. в результате увеличения закупок импорт изделий машиностроения (6,9 млрд долл.) из ЦВЕ превысил стоимостной объем экспорта аналогичных российских товаров в 6,7 раза.
Усложняет работу российских экспортеров на рынке стран ЦВЕ применение евросоюзовских антидемпинговых мер (на конец 2008 г. действовало шесть таких мер), а также количественных ограничений в отношении ряда изделий из чугуна и стали.
В свою очередь, Россия ограничивает поставки из всех стран, включая ЕС (как целого) проката никельсодержащего (действует антидемпинговая мера), труб большого диаметра, сеток из стекловолокна и ламп накаливания.
Скромную роль в системе экономических отношений с ЦВЕ играет обмен услугами, который характеризуется небольшими объемами (по оценке, 7,7 млрд долл. в 2008 г.); его доля в общем обороте услугами России с зарубежными странами составила всего 6,0%.
Определенное влияние на динамику и структуру взаимных поставок товаров России и стран ЦВЕ оказывает инвестиционная деятельность крупных предпринимательских структур. В текущем десятилетии важными для российских компаний мотивами инвестирования в регионе являлись: возможность закрепиться в ряде секторов экономики присоединяющихся к ЕС стран, обойти тарифные и нетарифные ограничения и беспрепятственно
реализовывать товары на территории расширенного Евросоюза. Особенно активно отечественный бизнес вкладывал капитал в экономику балканских стран.
Неудовлетворенный спрос в РФ, а также применяемые Евросоюзом антидемпинговые меры и квоты на ввоз российского стального проката явились причиной покупки целого ряда металлургических предприятий в ЦВЕ. Среди ключевых сделок последних лет можно назвать
приобретение в Чехии: одного из ведущих производителей стального проката “Витковице Стил” фирмой “Евразхолдинг” и крупнейшего в ЦВЕ производителя трубопроводной промышленной арматуры АО “МСА Холдинг” компанией ОАО “Челябинский трубопрокатный
завод”.
В последние годы наметились также подвижки в приобретении машиностроительных предприятий. Например, российская компания
“Объединенные машиностроительные заводы” приобрела 100% пакет акций чешских машиностроительных предприятий “Шкода стил”, “Шкода коварна” и “Шкода ядерное машиностроение”; завод по производству нефтяного
оборудования в Румынии.
Несмотря на существенный рост стоимостных объемов в текущем десятилетии, доля стран ЦВЕ в общем товарообороте России
уменьшилась по сравнению с 2000 г . на 2,3 п.п. и составила 12,5%. Это уменьшение произошло за счет снижения удельного веса региона в экспорте - до 14,8% в 2008 г .(17,3% в 2000 г .), в то время как в импорте отмечен небольшой рост – до 8,6% (7,2%).
Доля стран ЦВЕ в товарообороте России (в %)
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Доля стран |
14,8 |
13,8 |
12,8 |
12,5 |
11,6 |
12,5 |
12,5 |
11,2 |
12,5 |
Источник: Таможенная статистика внешней торговли РФ. Сборник. ФТС России 2008. - М., 2009.
Что касается позиции ЦВЕ в отношении России, то реалии хозяйственной жизни и прагматические соображения обуславливают их заинтересованность в развитии сотрудничества с нашей страной. Эксплуатация нефтепроводов и газопроводов приносит странам реальный доход в виде платы за транзит. Емкий российский рынок товаров и услуг позволяет наращивать экспорт изделий обрабатывающей промышленности, что важно в связи с трудностями сбыта в западных странах. Россия является основным поставщиком энергоносителей для большинства стран региона. За счет импорта из РФ удовлетворяются основные потребности стран региона в энергоносителях. В 2007 г., по данным Европейского статистического бюро (ЕВРОСТАТ), Россия полностью удовлетворяла импортные потребности в газе (по стоимости) Чехии, Латвии и Литвы, Словакии – на 99%, Румынии-91%, Венгрии-75%, Словении-49%; в нефти – основную часть импортного спроса, в том числе полностью Словакии, Польши – на 95%, Литвы - на 96%, Венгрии – на 95%, Чехии – на 62%, Эстонии – на 55%, Румынии – на 54%.
Доля России в торговле основных партнеров из ЦВЕ (в %)
Годы/Страны |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Болгария |
15,0 |
8,0 |
8,0 |
10,0 |
11,0 |
8,6 |
Венгрия |
5,1 |
4,0 |
4,7 |
3,9 |
5,6 |
5,0 |
Литва |
18,7 |
16,9 |
17, 1 |
20,3 |
19,5 |
16,8 |
Латвия |
8,9 |
7,6 |
7,9 |
8,3 |
9,2 |
10,2 |
Польша |
6,8 |
5,6 |
5,6 |
6,7 |
7,1 |
6,8 |
Румыния |
5,2 |
4,9 |
4,2 |
5,2 |
6,3 |
4,6 |
Словакия |
9,2 |
6,0 |
5,4 |
6,2 |
6,6 |
5,8 |
Словения |
2,3 |
2,8 |
2,7 |
2,9 |
3,0 |
3,2 |
Чехия |
4,1 |
3,0 |
2,6 |
3,6 |
3,8 |
3,4 |
Эстония |
5,9 |
6,7 |
7,9 |
8,0 |
10,8 |
9,6 |
В целом |
6,4 |
5,1 |
4,9 |
6,0 |
6,5 |
5,9 |
Источник: по данным ЕВРОСТАТ.
В заключении отметим, что расширение внешнеэкономических связей России со странами ЦВЕ во многом будет определяться улучшением общего климата политических отношений, зависеть от использования существующих резервов сотрудничества, изменения структуры российского экспорта в направлении повышения доли готовых промышленных изделий, расширения поддержки экспорта и инвестиций на государственном уровне, а также развития международной инфраструктуры взаимодействия. Возрастает значение экономического взаимодействия со странами Юго-Восточной Европы (ЮВЕ), занимающих важное место в планах наращивания российского нефтяного и газового экспорта в Европу.
Заключение
После падения в 1989 г. Берлинской стены во всех странах этого огромного региона, именуемого Центральной и Восточной Европой, начались широкомасштабные трансформации политики и экономики. Постсоциалистические страны вступи на путь преобразования социалистической экономики в рыночную. Они определили курс, который, по их убеждению, не противоречит либеральной теории, определяющей рационально-прагматический подход к либерализации экономики, приватизации государственной собственности и достижению макроэкономической стабильности.
Социально-экономические преобразования проходили крайне болезненно и поначалу привели к резкому спаду экономической активности. По своим масштабам кризис в странах Центральной и Восточной Европы в 1989 - 1993 гг. вполне сравни с великой депрессией 30-х годов XX века. Падение уровня производства превысило 30%. Пенсии и доходы мелких товаропроизводителей были просто "съедены инфляцией". Средний реальный доход на душу населения сократился на 30 - 40%. Число безработных увеличилось до 15 - 20% трудоспособного населения.
1994 г. стал поворотным в истории постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы. Экономические показатели в шести странах региона преодолели кризисный барьер и вышли на минимально положительный результат. Естественно, не одновременно. Три из шести - Польша, Венгрия и Чехия - вырвались вперед первыми. За ними позже последовали еще три страны - Словакия, Болгария и Румыния.
Реформирование хозяйственной жизни в постсоциалистических странах ЦВЕ показало, что либерализация экономической деятельности - необходимое, но далеко не полное условие формирования эффективных рыночных отношений. Ведущая роль в реформировании принадлежит институциональным преобразованиям, включая реальное обеспечение прав собственности, действенное антимонопольное законодательство и контроль за его осуществлением, строгий банковский надзор, страхование банковских вкладов и др.
В ряде стран ЦВЕ либерализация проводилась достаточно активно по отношению оборота товаров и услуг, но удивительная осторожность была проявлена к снятию ограничений с оплаты труда, к проведению внешнеторговых и валютных операций, экспорту и импорту капитала. Либерализация внешнеэкономических связей сочеталась с постепенностью в отмене ограничений, достаточно жестким контролем за деятельностью хозяйственных субъектов, а это позволило избежать многих негативных явлений.
Заслуживает внимания взвешенная и поэтапно проведенная отмена валютных ограничений. Большинство стран ЦВЕ с целью предотвращения "валютизации" платежного оборота с самого начала реформ ввели обязательную 100% -ную продажу экспортерами валютной выручки. В Венгрии, Польше и Чехии эта мера была отмена только в 1995 - 1996 гг., т.е. через 5 - 6 лет после начала реформ.
Ряд стран ЦВЕ изведал ваучерный путь разгосударствления экономики. Предприятия не продавались частный инвесторам, а раздавались акции в виде ваучеров (бесплатно или за номинальную цену) взрослому населению. Эти ваучеры затем могли быть обменены на право собственности в приватизированных компаниях. Особенно пoказательными и важными были ваучерные программы в Чешской Республике, поскольку они позволили быстро продать такую большую часть экономики в частную собственность Первоначально эти программы были политически популярными, однако впоследствии почти все они привели к экономическому разочарованию. Они практически не смогли обеспечить необходимую реструктуризацию государственных предприятий, привлечь новые инвестиции, новых владельцев, которые потребовали бы эффективной работы компаний. Весьма наглядным уроком служит приватизация банков в Венгрии и Чешской Республике. В то время как Венгрии позволяло иностранным инвесторам скупить крупные пакеты акций в приватизированных банках, правительство Чехии сопротивлялось этому и сохранило эффективный государственный контроль над "приватизированными" банками. Шесть лет спустя банки Венгрии стали процветать, в то время как финансовый чешский сектор превратился в расточителя средств страны.
Десятилетний опыт реформ постсоциалистических стран показал, что массовая ускоренная приватизация не является лучшим способом формирования подлинных рыночных субъектов. Приватизация может оказать позитивное воздействие на деятельность субъектов хозяйствования, если сопровождается необходимой институциональной трансформацией и эффективной экономической политикой, направленной на развитие конкуренции.
Анализируя экономические реформы стран ЦВЕ, следует еще на одно обстоятельство: прямой зависимости между масштабами частного сектора и темпами экономического роста не существует. Это весьма наглядно на примере динамично развивающихся Польши и Венгрии, различающихся по моделям проведенной приватизации и удельному весу частного сектора. В экономике Венгрии господствует иностранный капитал, а Польша приступила к массовой приватизации лишь в конце 1996 года.
Практика экономических реформ постсоциалистических стран наглядно показала, что устойчивая макроэкономическая стабилизация достигается не только регулированием денежного обращения и посредством использования комплекса мер (регулированием цен, личных доходов, валютного курса и др.).
Список использованной литературы
Информация о работе Страны Центральной и Восточной Европы в экономических связях России