Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:10, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы состоит в формировании системного и полного представления о транснациональных корпорациях, их роли в сегменте международного хозяйствования, а также исследования организационных форм международного бизнеса и использование для этого актуальной статистики и современных данных.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты международного бизнеса…………………5
1.1. Понятие международного бизнеса, его характерные черты и основные сегменты……………………………………………………………………...……5
1.2. Организационные формы международного бизнеса и их характеристика……………………….………………………………………………………..…9
1.3. ТНК: ключевые понятия, характерные черты и ее связь с международным бизнесом……………..………………………………………………….…..18
Глава 2. Практический подход к ведению международного бизнеса и деятельности ТНК…………………………………………………………..……….23
2.1. Деятельность ТНК в мировой практике: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………….23
2.2. Особенности новых форм международного бизнеса в процессе транснационализации мировой экономики…………..…………………………............30
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список использованных источников…………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...…42
2) Транснациональная корпорация.
Существует
множество вариантов
- многонациональное
предприятие, которое
- предприятие,
которое контролирует и
- предприятие,
которое имеет производство
- предприятие,
осуществляющее прямые
- фирма,
которая имеет полномочия по
координации и контролю
- способ
координации производства из
одного принимающего решения
центра, когда эта координация
вынуждает фирму действовать
за пределами национальных
3) Международная финансово-промышленная группа.10
В настоящее время все большую роль начинает играть такая организационная форма транснационального бизнеса, как международная финансово-промышленная группа (МФПГ), когда за рубеж выносятся не только производственные, но и финансовые подразделения.
Участники МФПГ могут быть связаны между собой:
- финансовыми обязательствами;
- взаимным обменом пакетами акций;
- долгосрочными контрактами;
- регулярными совещаниями руководителей;
- перекрестным членством в директоратах.
В структуру МФПГ входят:
- коммерческие организации (посреднические, торговые, транспортные и пр.);
- финансовая структура;
- предприятия основных сфер деятельности;
- научные,
консультационные и другие
Принципиальным отличием МФПГ является наличие в ее структуре финансового звена (банк, инвестиционная компания). С их помощью она осуществляет экономическую или технологическую интеграцию входящих предприятий для реализации крупных инвестиционных и производственных программ.
Объединяемые в МФПГ фирмы являются автономными, и на их деятельность накладываются лишь финансовые ограничения. Это могут быть государственные, частные или смешанные предприятия, принадлежащие одной родственной или даже неродственной отраслям.
В общем случае, ФПГ могут быть трех видов:
- вертикально интегрированные,
- горизонтально интегрированные,
- конгломеративного типа.
Они также подразделяются на однобанковские структуры и многобанковские структуры.
По своей структуре МФПГ являются неодинаковыми. Многие финансовые группы возглавляются крупными банками-монополистами. Так, к примеру, в США во главе группы Морганов стоят два коммерческих банка и один инвестиционный банк. Во Франции во главе большинства финансовых групп стоят крупные банки. В Японии каждая финансовая группа возглавляется крупным банком.
Однако, такая структура международных финансово-промышленных групп необязательна. Имеются группы, в которых главную роль играют промышленные компании. Например, во Франции, Лотарингская группа имеет своей базой черную металлургию и другие отрасли промышленности. Центром группы Шнейдеров является военно-промышленный концерн, принадлежащий этому семейству.
В некоторых случаях главенство в группах делят промышленные корпорации и банки. Так, во главе группы Рокфеллеров стоят их нефтепромышленные тресты, крупнейшие из них – Standard Oil Company и банки Chase Manhattan Bank и Chemical Bank – New York Trust Co.
Также имеются семейные финансовые группы, в которых контроль над множеством компаний сосредоточен в руках одной богатой семьи. Таковы в США группы Меллонов, Дюпонов, Гарриманов; во Франции – группы Ротшильдов, Лазаров, Шнейдеров.
Существуют такие ФПГ, каждая из которых находится под совместным контролем нескольких семейств. Особенно типично для групп СШA – калифорнийских, чикагских, техасских, бостонской, кливлендской. Например, в финансово-промышленной группе Deutsche Bank AG руководителями являются Siemens, Mannesmann, Klöckner; в группе Dresdner Bank – Krupp von Bohlen und Halbach, Flick и др.
МФПГ могут создаваться по инициативе участников или решению государственного органа, а в ряде случаев на основе межправительственного соглашения, путем объединения их капиталов и образования новой структуры, добровольной передачи пакетов акций в трастовое управление одному из учредителей или покупки им пакетов акций других. При этом возникает суперкорпорация, в которой с учетом экономической целесообразности объединяются производственные предприятия, банки, биржи, пенсионные фонды, консалтинговые брокерские, рекламные, торговые, сервисные организации.
МФПГ обеспечивают:
- совершенствование существующих и формирование новых технологических цепочек;
- облегчение маневра финансовыми ресурсами;
- повышение
устойчивости хозяйственной
- формирование
интегрированных структур, способных
выдержать конкуренцию на
- получение
налоговых, кредитных и
- экономию затрат за счет выхода на мировые рынки и максимизацию финансовых результатов участников.
Итак, МФПГ отражают тенденции концентрации капитала, интеграции, диверсификации форм и направлений производственной деятельности, ее интернационализацию и глобализацию.
4) Международный стратегический альянс.11
Следующая
организационная форма
Стимулом к созданию МСА является стремление к минимизации затрат в рамках ценностной цепочки за счет использования и взаимного дополнения конкурентных преимуществ компаний других государств. МСА, в частности, обеспечивают:
1) более
эффективное продвижение новых
товаров на рынки другой
2) доступ к материальным, финансовым, технологическим, информационным ресурсам, производственному и управленческому опыту соответствующей страны, что особенно важно в связи с сокращением жизненного цикла продукции;
3) преодоление институциональных барьеров;
4) снижение
риска (путем его
5) повышение эффективности производства, например, за счет взаимного дополнения, передачи более слабых звеньев в ценностной цепочке партнерам, что снижает совокупные затраты у всех ее участников, что становится альтернативой единой интегрированной компании;
6) облегчение
противостояния конкурентам (
Существуют следующие типы международных стратегических альянсов:
1. Горизонтальные МСА. Они создаются компаниями, ведущими деятельность на одной и той же ступени технологического процесса или производящими одинаковые товары и услуги.
2. Вертикальные
МСА. Они объединяют
3. Родственные
диверсифицированные МСА
4. Перспективные
диверсифицированные МСА. Они
организуются структурами,
Некоторые типы МСА рассчитаны на расширение ассортимента продукции и круга потребителей и предусматривают совместные маркетинговые исследования, использование общих сбытовых каналов, источников информации и проведение совместных рекламных кампаний.
5) Международные совместные предприятия.12
Еще одна форма международного бизнеса – это международные совместные предприятия (МСП). Они создаются двумя или более независимыми, имеющими одинаковые цели и стратегии, компаниями разных государств, где существуют значительные экономические или правовые различия. МСП являются самостоятельными юридическими лицами, обладают собственным правлением, контролируются и управляются на паритетных принципах.
Целью создания международных совместных предприятий является эффективное использование потенциала «родительских» фирм для максимизации полезного эффекта, привлечения передовых технологий и современного управленческого опыта, что упрощает разработку и внедрение новой продукции одним, а экспорт капитала и освоение с помощью партнеров национальных рынков другим.
В общем смысле, совместное предпринимательство представляет собой совокупность форм делового взаимодействия партнеров нескольких стран, основанного на производственной, научной, торговой, сервисной, инвестиционной кооперации, объединении усилий финансовых и материальных ресурсов, участии в прибылях, распределении технических, инвестиционных и коммерческих рисков.
Деятельность международных совместных предприятий осуществляется с учетом международных норм, а также политических, экономических, социально-культурных особенностей каждой страны.
В настоящее время широко применяются неакционерные формы международного сотрудничества. К ним можно отнести:13
- лицензионные соглашения, которые дают им возможность участвовать в делах зарубежных компаний и получать прибыли за пользование патентами и лицензиями;
- соглашения
об управлении, по которым организуется
управление и техническое
- международная субконтракция, когда заключаются субконтракты с иностранными компаниями на выполнение особых работ или поставку отдельных товаров;
- соглашения типа франчайзинг;
- договоры траста и другие.
Данные
неакционерные формы
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в современной мировой экономике существуют следующие формы международного бизнеса:
- межфирменные союзы;
- транснациональная корпорация (ТНК);
- международная финансово-промышленная группа;
- международный стратегический альянс;
- международное совместное предприятие.
1) Межфирменные
союзы. Данная форма
2) Транснациональная
корпорация. Существует множество
вариантов определения
- многонациональное
предприятие, которое
- предприятие,
которое контролирует и
- способ
координации производства из
одного принимающего решения
центра, когда эта координация
вынуждает фирму действовать
за пределами национальных
3) Международная финансово-промышленная группа (МФПГ). Это такая организационная форма транснационального бизнеса, когда за рубеж выносятся не только производственные, но и финансовые подразделения.
Принципиальным отличием МФПГ является наличие в ее структуре финансового звена (банк, инвестиционная компания). С их помощью она осуществляет экономическую или технологическую интеграцию входящих предприятий для реализации крупных инвестиционных и производственных программ.
Итак, МФПГ отражают тенденции концентрации капитала, интеграции, диверсификации форм и направлений производственной деятельности, ее интернационализацию и глобализацию.
4) Международный стратегический альянс (МСА). Он представляет собой официальное соглашение о сотрудничестве между фирмами. Его участники (самостоятельные компании нескольких стран) предусматривают совместное использование ресурсов и (или) структур управления для выполнения задач в соответствии со своей корпоративной миссией.
Информация о работе ТНК и организационные формы международного бизнеса