ТНК и организационные формы международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы состоит в формировании системного и полного представления о транснациональных корпорациях, их роли в сегменте международного хозяйствования, а также исследования организационных форм международного бизнеса и использование для этого актуальной статистики и современных данных.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты международного бизнеса…………………5
1.1. Понятие международного бизнеса, его характерные черты и основные сегменты……………………………………………………………………...……5
1.2. Организационные формы международного бизнеса и их характеристика……………………….………………………………………………………..…9
1.3. ТНК: ключевые понятия, характерные черты и ее связь с международным бизнесом……………..………………………………………………….…..18
Глава 2. Практический подход к ведению международного бизнеса и деятельности ТНК…………………………………………………………..……….23
2.1. Деятельность ТНК в мировой практике: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………….23
2.2. Особенности новых форм международного бизнеса в процессе транснационализации мировой экономики…………..…………………………............30
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список использованных источников…………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...…42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Черемисина.docx

— 141.55 Кб (Скачать файл)

2) Транснациональная корпорация.

Существует  множество вариантов определения  сущности транснациональных корпораций (ТНК):9

- многонациональное  предприятие, которое объединяет  ресурсы и интеллектуальные возможности разных стран для достижения собственных стратегических целей;

- предприятие,  которое контролирует и управляет  производственными подразделениями,  по крайней мере, в двух странах,  или фирма, которая занимается производством (создает добавочную стоимость) более чем в одной стране;

- предприятие,  которое имеет производство или  сервисные подразделения за границами страны, в которой базируется, или контролирует их;

- предприятие,  осуществляющее прямые зарубежные  инвестиции и контролирующее  деятельность по созданию добавленной  стоимости более чем в одной стране;

- фирма,  которая имеет полномочия по  координации и контролю операций более чем в одной стране (даже если полномочия не связаны с обладанием всеми правами собственности);

- способ  координации производства из  одного принимающего решения  центра, когда эта координация  вынуждает фирму действовать  за пределами национальных границ.

3) Международная финансово-промышленная группа.10

В настоящее  время все большую роль начинает играть такая организационная форма транснационального бизнеса, как международная финансово-промышленная группа (МФПГ), когда за рубеж выносятся не только производственные, но и финансовые подразделения.

Участники МФПГ могут быть связаны между собой:

- финансовыми  обязательствами;

- взаимным  обменом пакетами акций;

- долгосрочными  контрактами;

- регулярными  совещаниями руководителей;

- перекрестным  членством в директоратах.

В структуру  МФПГ входят:

- коммерческие  организации (посреднические, торговые, транспортные и пр.);

- финансовая  структура;

- предприятия  основных сфер деятельности;

- научные,  консультационные и другие структуры.

Принципиальным  отличием МФПГ является наличие в  ее структуре финансового звена (банк, инвестиционная компания). С их помощью она осуществляет экономическую  или технологическую интеграцию входящих предприятий для реализации крупных инвестиционных и производственных программ.

Объединяемые  в МФПГ фирмы являются автономными, и на их деятельность накладываются лишь финансовые ограничения. Это могут быть государственные, частные или смешанные предприятия, принадлежащие одной родственной или даже неродственной отраслям.

В общем  случае, ФПГ могут быть трех видов:

- вертикально  интегрированные, 

- горизонтально  интегрированные,

- конгломеративного  типа.

Они также  подразделяются на однобанковские структуры и многобанковские структуры.

По своей  структуре МФПГ являются  неодинаковыми. Многие финансовые группы возглавляются крупными банками-монополистами. Так, к примеру, в США во главе группы Морганов стоят два коммерческих банка и один инвестиционный банк. Во Франции во главе большинства финансовых групп стоят крупные банки. В Японии каждая финансовая группа возглавляется крупным банком.

Однако, такая структура международных  финансово-промышленных групп необязательна. Имеются группы, в которых главную  роль играют промышленные компании. Например, во Франции, Лотарингская группа имеет своей базой черную металлургию и другие отрасли промышленности. Центром группы Шнейдеров является военно-промышленный концерн, принадлежащий этому семейству.

В некоторых  случаях главенство в группах  делят промышленные корпорации и банки. Так, во главе группы Рокфеллеров стоят их нефтепромышленные тресты, крупнейшие из них – Standard Oil Company и банки Chase Manhattan Bank и Chemical Bank – New York Trust Co.

Также имеются  семейные финансовые группы, в которых  контроль над множеством компаний сосредоточен в руках одной богатой семьи. Таковы в США группы Меллонов, Дюпонов, Гарриманов; во Франции – группы Ротшильдов, Лазаров, Шнейдеров.

Существуют  такие ФПГ, каждая из которых находится  под совместным контролем нескольких семейств. Особенно типично для групп  СШA – калифорнийских, чикагских, техасских, бостонской, кливлендской. Например, в финансово-промышленной группе Deutsche Bank AG руководителями являются Siemens, Mannesmann, Klöckner; в группе Dresdner Bank – Krupp von Bohlen und Halbach, Flick и др.

МФПГ  могут создаваться по инициативе участников или решению государственного органа, а в ряде случаев на основе межправительственного соглашения, путем объединения их капиталов и образования новой структуры, добровольной передачи пакетов акций в трастовое управление одному из учредителей или покупки им пакетов акций других. При этом возникает суперкорпорация, в которой с учетом экономической целесообразности объединяются производственные предприятия, банки, биржи, пенсионные фонды, консалтинговые брокерские, рекламные, торговые, сервисные организации.

МФПГ  обеспечивают:

- совершенствование  существующих и формирование  новых технологических цепочек;

- облегчение  маневра финансовыми ресурсами;

- повышение  устойчивости хозяйственной деятельности  вследствие ее диверсификации;

- формирование  интегрированных структур, способных  выдержать конкуренцию на мировой  рынке;

- получение  налоговых, кредитных и таможенных  льгот;

- экономию  затрат за счет выхода на  мировые рынки и максимизацию финансовых результатов участников.

Итак, МФПГ отражают тенденции концентрации капитала, интеграции, диверсификации форм и  направлений производственной деятельности, ее интернационализацию и глобализацию.

4) Международный  стратегический альянс.11

Следующая организационная форма международного бизнеса – это международный  стратегический альянс (МСА). Он представляет собой официальное соглашение о сотрудничестве между фирмами. Его участники (самостоятельные компании нескольких стран) предусматривают совместное использование ресурсов и (или) структур управления для выполнения задач в соответствии со своей корпоративной миссией.

Стимулом  к созданию МСА является стремление к минимизации затрат в рамках ценностной цепочки за счет использования  и взаимного дополнения конкурентных преимуществ компаний других государств. МСА, в частности, обеспечивают:

1) более  эффективное продвижение новых  товаров на рынки другой страны  и обслуживание клиентов на  них, чем с помощью собственной  дочерней компании или разовой сделки;

2) доступ  к материальным, финансовым, технологическим,  информационным ресурсам, производственному и управленческому опыту соответствующей страны, что особенно важно в связи с сокращением жизненного цикла продукции;

3) преодоление  институциональных барьеров;

4) снижение  риска (путем его распределения);

5) повышение  эффективности производства, например, за счет взаимного дополнения, передачи более слабых звеньев в ценностной цепочке  партнерам, что снижает совокупные затраты у всех ее участников, что становится альтернативой единой интегрированной компании;

6) облегчение  противостояния конкурентам (альянс  может быть оборонительным и наступательным).

Существуют  следующие типы международных стратегических альянсов:

1. Горизонтальные  МСА. Они создаются компаниями, ведущими деятельность на одной и той же ступени технологического процесса или производящими одинаковые товары и услуги.

2. Вертикальные  МСА. Они объединяют поставщиков,  дистрибьюторов и потребителей.

3. Родственные  диверсифицированные МСА учреждаются  фирмами, производящими как взаимодополняемые,  так и взаимозаменяемые товары.

4. Перспективные  диверсифицированные МСА. Они  организуются структурами, действующими  в первоначально не связанных  между собой отраслях, между которыми происходит размывание границ под действием НТП.

Некоторые типы МСА рассчитаны на расширение ассортимента продукции и круга потребителей и предусматривают совместные маркетинговые исследования, использование общих сбытовых каналов, источников информации и проведение совместных рекламных кампаний.

5) Международные  совместные предприятия.12

Еще одна форма международного бизнеса –  это международные совместные предприятия (МСП). Они создаются двумя или более независимыми, имеющими одинаковые цели и стратегии, компаниями разных государств, где существуют значительные экономические или правовые различия. МСП являются самостоятельными юридическими лицами, обладают собственным правлением, контролируются и управляются на паритетных принципах.

Целью создания международных совместных предприятий  является эффективное использование  потенциала «родительских» фирм для  максимизации полезного эффекта, привлечения передовых технологий и современного управленческого опыта, что упрощает разработку и внедрение новой продукции одним, а экспорт капитала и освоение с помощью партнеров национальных рынков другим.

В общем  смысле, совместное предпринимательство  представляет собой совокупность форм делового взаимодействия партнеров  нескольких стран, основанного на производственной, научной, торговой, сервисной, инвестиционной кооперации, объединении усилий финансовых и материальных ресурсов, участии в прибылях, распределении технических, инвестиционных и коммерческих рисков.

Деятельность  международных совместных предприятий осуществляется с учетом международных норм, а также политических, экономических, социально-культурных особенностей каждой страны.

В настоящее  время широко применяются неакционерные  формы международного сотрудничества. К ним можно отнести:13

- лицензионные  соглашения, которые дают им возможность участвовать в делах зарубежных компаний и получать прибыли за пользование патентами и лицензиями;

- соглашения  об управлении, по которым организуется  управление и техническое обслуживание  зарубежных компаний в обмен  за плату и долю в капитале;

- международная субконтракция, когда заключаются субконтракты с иностранными компаниями на выполнение особых работ или поставку отдельных товаров;

- соглашения  типа франчайзинг;

- договоры  траста и другие.

Данные  неакционерные формы организации  капитала способствуют тесному переплетению деятельности всех участников экономических процессов, что еще больше расширяет масштабы зарубежного производства.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в современной мировой  экономике существуют следующие  формы международного бизнеса:

- межфирменные  союзы;

- транснациональная  корпорация (ТНК);

- международная  финансово-промышленная группа;

- международный  стратегический альянс;

- международное  совместное предприятие.

1) Межфирменные  союзы. Данная форма международной  хозяйственной деятельности возникает на основе объединения самостоятельных частных капиталов, как правило, в форме картельного соглашения и действует на международном уровне (Royal Dutch Shell; Asea Brown Bovery).

2) Транснациональная  корпорация. Существует множество  вариантов определения сущности  транснациональных корпораций, некоторые из них, например:

- многонациональное  предприятие, которое объединяет  ресурсы и интеллектуальные возможности разных стран для достижения собственных стратегических целей;

- предприятие,  которое контролирует и управляет  производственными подразделениями,  по крайней мере, в двух странах,  или фирма, которая занимается производством (создает добавочную стоимость) более чем в одной стране;

- способ  координации производства из  одного принимающего решения  центра, когда эта координация  вынуждает фирму действовать  за пределами национальных границ  и т.п. 

3) Международная  финансово-промышленная группа (МФПГ). Это такая организационная форма транснационального бизнеса, когда за рубеж выносятся не только производственные, но и финансовые подразделения.

Принципиальным  отличием МФПГ является наличие в  ее структуре финансового звена (банк, инвестиционная компания). С их помощью она осуществляет экономическую или технологическую интеграцию входящих предприятий для реализации крупных инвестиционных и производственных программ.

Итак, МФПГ отражают тенденции концентрации капитала, интеграции, диверсификации форм и  направлений производственной деятельности, ее интернационализацию и глобализацию.

4) Международный  стратегический альянс (МСА). Он представляет собой официальное соглашение о сотрудничестве между фирмами. Его участники (самостоятельные компании нескольких стран) предусматривают совместное использование ресурсов и (или) структур управления для выполнения задач в соответствии со своей корпоративной миссией.

Информация о работе ТНК и организационные формы международного бизнеса