ТНК и организационные формы международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы состоит в формировании системного и полного представления о транснациональных корпорациях, их роли в сегменте международного хозяйствования, а также исследования организационных форм международного бизнеса и использование для этого актуальной статистики и современных данных.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты международного бизнеса…………………5
1.1. Понятие международного бизнеса, его характерные черты и основные сегменты……………………………………………………………………...……5
1.2. Организационные формы международного бизнеса и их характеристика……………………….………………………………………………………..…9
1.3. ТНК: ключевые понятия, характерные черты и ее связь с международным бизнесом……………..………………………………………………….…..18
Глава 2. Практический подход к ведению международного бизнеса и деятельности ТНК…………………………………………………………..……….23
2.1. Деятельность ТНК в мировой практике: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………….23
2.2. Особенности новых форм международного бизнеса в процессе транснационализации мировой экономики…………..…………………………............30
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список использованных источников…………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...…42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Черемисина.docx

— 141.55 Кб (Скачать файл)

Согласно  данным ежегодного «Доклада о мировых  инвестициях» ЮНКТАД за 2012 г. в числе  лидеров по объему прямых иностранных  инвестиций среди стран Юго-Восточной Европы и СНГ в 2012 г. оказалось 6 российских компаний: «Евраз Групп», «Лукойл», «Мечел», «ТМК», «Северсталь» и «Пятерочка». Объем прямых зарубежных инвестиций российских компаний в 2012 году составил свыше 55 млрд. долларов, что ставит Россию на 2-е место после Гонконга по зарубежным инвестициям среди развивающихся стран.

Все больше российских компаний появляется в рейтингах  «Fortune-500» и «Forbes» (см. табл. 2, 3).

Таблица 2

Российские  ТНК в рейтинге Fortune-50024

Название компании

Место в рейтинге

Газпром

15

ЛУКОЙЛ

49

Роснефть

137

ТНК-ВР

198

Сбербанк

304

Система

315

Сургутнефтегаз

430


Источник: http://money.cnn.com – Официальный сайт журнала Fortune

 

 

 

 

Таблица 3

Российские  ТНК в рейтинге Forbes 25

Название компании

Место в рейтинге

Отрасль

Выручка, млрд. долл.

Прибыль, млрд. долл.

Газпром

17

Нефть и газ

144

40,6

Роснефть

59

Нефть и газ

68,8

11,2

Сбербанк

61

Банки

36,1

10,8

ЛУКОЙЛ

64

Нефть и газ

116,3

40,6

ТНК-ВР

159

Нефть и газ

43,3

7,6

Сургутнефтегаз

187

Нефть и газ

23,4

7,2

ВТБ

233

Банки

16,1

2,8

ГМК Норильский никель

385

Нефть и газ

12,8

3,3

Татнефть

484

Нефть и газ

13,0

2,1

Транснефть

574

Нефтесервисные компании

20,8

5,8

Новатэк

578

Нефть и газ

6,9

2,3

Ростелеком

647

Телекоммуникация

10,4

1,1

Интер РАО ЕЭС

657

Электроэнергетика

18,3

1,2

Мегафон

696

Телекоммуникация

8,8

1,2

РусГидро

706

Энергетика

11,3

1,0


Источник: http://www.forbes.ru – Официальный сайт журнала Forbes

Исходя  из данных двух таблиц видно, что лидирующие позиции среди российских ТНК  занимают нефтегазовые компании. В  обоих рейтингах лидирует глобальная энергетическая компания «Газпром». Основными направлениями деятельности являются: геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и нефти. Газпром ориентирует свою экспансию на формирование инфраструктуры поставок газа на рынки нефти Европы и стран СНГ. Имеются дочерние предприятия в Великобритании, Армении, Болгарии, Германии, Греции, Италии, Нидерландах, Польше, Турции. Компания участвует в зарубежных проектах добычи и транспортировки газа, создает консорциумы и совместные предприятия за рубежом.

ЛУКОЙЛ  – крупнейшая международная вертикально  интегрированная нефтегазовая компания, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти. Торговые операции компании включают в себя в основном оптовые и бункеровочные операции в Западной Европе, Юго-Восточной Азии и Центральной Америке, а также розничные продажи в США, в Центральной и Восточной Европе, странах Балтии и в некоторых других странах и регионах. Розничная сеть охватывает 27 стран и насчитывает около 5,7 тысяч АЗС.

ТНК-ВР –  одна из ведущих нефтяных компаний России и входит в десятку крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти. ТНК-ВР – является вертикально интегрированной нефтяной компанией, в портфеле которой ряд добывающих, перерабатывающих и сбытовых предприятий в России и Украине.

Российским  ТНК необходимо переходить к использованию  долгосрочных стратегий расширения конкурентных преимуществ, к числу которых можно отнести внедрение инновационных решений, совершенствование технологий процессов производства и управления, повышение качества выпускаемой продукции, а не сосредотачивать внимание на стратегиях снижения издержек производства или привлечения крупных инвестиций.

В целом  российские ТНК находятся только на начальных стадиях интернационализации своей деятельности. В перспективе ожидаются новые крупные зарубежные сделки с участием российских корпораций. По-прежнему основными направлениями их экспансии останутся страны СНГ, Европа, а также богатые сырьем государства Азии, Африки и Латинской Америки.

К проблемным последствиям присутствия ТНК в  развивающихся странах можно отнести26:

  1. Вытеснение рынка местных компаний  и производителей.
  2. Возможность установления монопольно высоких цен.
  3. Нарушение законов страны пребывания, путем укрытия доходов от налогообложения (в том числе с использованием трансфертного ценообразования).
  4. Нарушение экологических стандартов и нанесение ущерба окружающей среде в принимающей стране.
  5. Возможная дестабилизация ситуации на рынке труда, так как заработная плата на предприятиях ТНК обычно превышает оплату труда работников местных компаний.
  6. ТНК получают возможность оказывать влияние и на правительственные органы принимающей страны.

Таким образом, в современных условиях интернационализации  хозяйственной жизни и научно-технических достижений, глобализация процессов производства, миграции капиталов, товаров, услуг, рабочей силы и управленческого опыта международные корпорации играют исключительно важную роль в становлении новой современной экономики. Национальная экономика все более транснационализируется, поскольку ТНК активно участвуют в экспортной деятельности многих стран мира и активно действуют на внутренних рынках.

 

2.2. Особенности новых форм международного  бизнеса в процессе транснационализации  мировой экономики

 

В настоящее  время на международной арене  экономических отношений широко применяются неакционерные формы международного сотрудничества. К ним можно отнести:27

- лицензионные  соглашения, которые дают им возможность участвовать в делах зарубежных компаний и получать прибыли за пользование патентами и лицензиями;

- соглашения  об управлении, по которым организуется  управление и техническое обслуживание  зарубежных компаний в обмен  за плату и долю в капитале;

- международная субконтрактация, когда заключаются субконтракты с иностранными компаниями на выполнение особых работ или поставку отдельных товаров;

- соглашения  типа франчайзинг;

- договоры  траста и другие.

Данные  неакционерные формы организации  капитала способствуют тесному переплетению деятельности всех участников экономических процессов, что еще больше расширяет масштабы зарубежного производства.

На практике достаточно  трудно четко провести грань между той или иной формой деятельности ТНК. Они используются недифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.

Важная  особенность развития этих форм состоит  в том, они используются в значительной степени в отношениях самими ТНК, выражая усиление центростремительных тенденций.

1) Лицензионное соглашение28 представляет собой юридический договор, по которому лицензиар предоставляет определенные права лицензиату (передача прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков и др.) на некоторое время и за определенное вознаграждение. 

Объёмы международной  лицензионной торговли между независимыми участниками уступают аналогичным  показателям лицензионного обмена между материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами.

В 2011 г. объём международных лицензионных сделок внутри ТНК составил больше100 млрд. долл.29 Масштабы международной внутрифирменной торговли лицензиями на современном этапе позволяют сделать вывод о том, что она превратилась в основное направление мировой лицензионной торговли. Отсутствие независимых самостоятельных сторон во внутрифирменных лицензионных сделках определяет их преимущественно некоммерческий характер.

Лицензионные операции получили наибольшее распространение в тех  отраслях из числа высокотехнологичных, которые поглощают подавляющую  часть расходов ТНК на НИОКР (фармацевтика, компьютерная техника и аэрокосмическая отрасль; электротехника и электроника, машиностроение, автомобилестроение, химия).

2)  Особой разновидностью лицензионного соглашения франчайзинг (франшиза).30

Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки или бренды франчайзера.

По данным маркетинговых исследований состояния франчайзинга в 2011 году компанией «NeoAnalytics», выяснилось, что в 2013 году оборот мирового рынка франчайзинга вырастет на 36,8%. 31

Также был  приведен перечень факторов, которые  должны поспособствовать росту мирового рынка франчайзинга в будущем:

  • расширение комплексных франчайзинговых подразделений внутри сети;
  • по мере развития франчайзинговой системы все большее число успешных франчайзи стремятся к расширению, приобретая дополнительные торговые точки у своего франчайзера;
  • интернационализация рынка франчайзинга. Количество франчайзеров, выходящих на международный рынок увеличивается ежегодно;
  • увеличение участия женщин и миноритетов во франчайзинговом бизнесе;
  • интенсивное использование новейших технологий;
  • увеличение числа франчайзинговых ассоциаций в мире.

Прогнозируется, что такая тенденция не поменяет своего направления. Мировой рынок  франчайзинга будет расти и дальше. Его объем в 2013 году увеличится до $ 7,8 трлн., а рост составит 36, 8%.

3) Международная субконтрактация32 представляет собой форму сотрудничества между крупными предприятиями и мелкими производителями. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и более совершенному использованию имеющихся ресурсов.

Методика  субконтрактации состоит в следующем: две стороны – Контрактор и Субконтрактор – заключают между собой соглашение (договор). Контрактор поручает одному или нескольким предприятиям производство деталей, комплектующих или узлов, необходимых для производства конечного продукта. Субконтрактор производит работы в соответствии с техническими спецификациями, предоставленными Контрактором.

Таким образом, в промышленном секторе происходит разделение труда, и Субконтракторы все в большей степени специализируются на определенных технологических процессах. 

В целом  тенденция к использованию многообразных  форм экспансии ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, целью  настоящей курсовой работы состояло формирование системного и полного представления о транснациональных корпорациях, их роли в сегменте международного хозяйствования, а также исследования организационных форм международного бизнеса и использование для этого актуальной статистики и современных данных.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1) Международный бизнес – это предпринимательская деятельность, преимущественной сферой действия которой являются международные экономические отношения в мировой экономике.

Его характерные  черты:

а) Деловое  взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

б) Базируется на возможности извлечения выгод  именно из преимуществ межстрановых деловых операций.

в) Извлечение прибыли.

Понятие международного бизнеса связано  с понятием международных корпораций, которые делятся на следующие  группы:

- многонациональные  корпорации (МНК);

- международные  корпоративные союзы;

- транснациональные  корпорации (ТНК).

Международный бизнес можно условно разделить  на несколько основных сегментов:

- глобальный  бизнес;

- интернациональный  (многосторонний бизнес);

- иностранный  бизнес в принимающей стране;

- бизнес  за рубежом. 

В настоящее  время на мировом рынке действуют  три вида фирм: интернациональные, многонациональные и глобальные.

Организационная форма международного бизнеса –  это системная и формализованная  структура отношений международного коммерческого обмена между ее участниками, определяемые природой предмета обмена, способом и местом осуществления обмена и создания предмета обмена, а также условиями перехода собственности на этот предмет.

2) В современной  мировой экономике существуют  следующие формы международного  бизнеса:

- межфирменные  союзы;

- транснациональная  корпорация (ТНК);

- международная  финансово-промышленная группа;

Информация о работе ТНК и организационные формы международного бизнеса