Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:49, лекция
В современных условиях для людей, занятых в международном бизнесе, особое значение имеет умение правильно подготовить внешнеторговую операцию, осуществить внешнеторговую сделку и заключить внешнеторговый контракт. Во многом от того, насколько контрагенты владеют наукой и искусством организации и техники проведения внешнеторговых операций, зависит успех внешнеэкономической деятельности.
Тема: ВНЕШНЕТОРГОВАЯ СДЕЛКА
План:
1. Понятие, признаки, классификация
внешнеторговых операций и
2. Типовая сделка купли-продажи и ее оформление:
— подготовка к заключению внешнеэкономической сделки и установление делового контакта с зарубежным партнером;
– оформление заказа покупателем;
– выбор условий поставки и расчетов;
– исполнение заказа.
Глоссарий:
Акцепт – полное и безоговорочное согласие с условиями оферты.
Внешнеторговые операции – комплекс основных и обеспечивающих (вспомогательных) видов коммерческой деятельности, т.е. набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи.
Внешнеторговая сделка – договор коммерческого характера с иностранным партнером (контрагентом).
Заказ – документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара, а также все существенные элементы, необходимые для заключения внешнеторговой сделки.
Импортная операция – деятельность, связанную с закупкой у иностранного продавца и ввозом иностранных товаров, технологий и услуг в страну покупателя для последующей реализации на внутреннем рынке.
Индент ((англ, indent — заказ на товары) предложение о закупке товаров в соответствии с условиями и ценами предполагаемых покупателей).
Контракт - договор в письменной форме, который фиксирует коммерческие отношения между контрагентами.
Контрактная цена – цена сделки, фиксируемая в контракте.
Оферта – адресованное одному или нескольким конкретным лицам, письменное или устное предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Твердая оферта – предложение продавца, направленное конкретному покупателю и содержащее определенные условия сделки и срок для ответа.
Первая твердая оферта - твердая оферта для покупателя, который обладает преимущественным правом закупки или сбыта предлагаемого товара на данном рынке, именуемым "правом первой руки".
Свободная оферта – предложение продавца, направленное кругу лиц (покупателей) и содержащее определенные условия сделки без указания срока для ответа.
Экспортная операция – деятельность, направленная на продажу товара иностранному партнеру (покупателю) с вывозом товара из страны продавца.
1. Понятие, признаки, классификация
внешнеторговых операций и сделок
В современных условиях для людей, занятых в международном бизнесе, особое значение имеет умение правильно подготовить внешнеторговую операцию, осуществить внешнеторговую сделку и заключить внешнеторговый контракт. Во многом от того, насколько контрагенты владеют наукой и искусством организации и техники проведения внешнеторговых операций, зависит успех внешнеэкономической деятельности.
Существует несколько классификаций внешнеторговых операций (табл. 1).
Основные внешнеторговые операций:
- Экспортная операция. К экспорту статистический отдел ООН относит:
- Импортная операция. К импорту статистический отдел ООН относит:
Помимо этого, следует отличать операции неторгового характера, «невидимый экспорт»: услуги, туризм, страхование, банковские операции, реализация которых, осуществляется на уровне международной торговли. Например, деньги, которые иностранные туристы тратят в стране пребывания, представляют для этой страны «невидимый экспорт», поскольку она получает при этом иностранную валюту. Точно так же дивиденды от заграничных инвестиций и доходов, получаемые от страховой деятельности, образуют неоцениваемый «невидимый экспорт», в то время как затраты правительства за рубежом представляют собой «не видимый импорт».
Разновидности экспортно-импортных операций:
Основанием для реэкспорта могут быть:
Товар считается реэкспортным, если модифицируется только упаковка, маркировка и т.н. Если же стоимость дополнительных операций по переработке товаров превысила 50% сто экспортной цены, то согласно международной торговой практике товар меняет наименование и более не является реэкспортным.
Примерами реимпортных операций могут служить: ввоз ранее вывезенного и не проданного на аукционе или бирже товара, возврат товара с консигнационного склада или товаров, забракованных покупателем и др.
Обеспечивающие (вспомогательные) внешнеторговые операции (связаны с процессом продвижения товара от продавца к покупателю) – международные перевозки, страхование, хранение груза, финансово-расчетные (предоставление кредита, передача залога, акцепт переводного векселя), таможенные, подача заявки на торговую марку или патент. Причем только в составе транспортных операций имеют место такие ее составляющие, как фрахтование, транзитные, экспедиционные, шипчандлерские (снабженческие), консигнационные, чартерные, посреднические услуги через договоры и соглашения (например, по проведению рекламной кампании, исследованию конъюнктуры рынка, по доставке груза, обеспечению платежных операций через банки пр.).
На одну основную операцию приходится более десяти обеспечивающих (вспомогательных). Таким образом, внешнеторговая операция охватывает разнообразные сферы взаимоотношений экономического, финансового и правового характера между партнерами, которые осуществляются на основе заключаемых внешнеторговых сделок.
В классификацию внешнеторговых сделок положены разные исходные критерии:
- объект (предмет) сделки (товары, услуги, результаты творческой деятельности);
- направление поставок (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт, товарообмен, компенсационные сделки);
- вид деятельности (арендные, подрядные, купли-продажи, лицензионные, компенсационные и пр.);
- срок действия заключаемых
сделок (краткосрочные, среднесрочные,
- характер и периодичность поставок;
- способ и место заключения сделок;
- субъекты сделок;
- методы выхода российского участника ВЭД на внешний рынок и пр.
Признаки внешнеторговой сделки:
1. Заключение сделки
между контрагентами разных
2. Проведение расчетов преимущественно в иностранной валюте.
3. Перемещение объекта сделки через государственную (таможенную) границу, за исключением случаев реализации товара «на месте».
4. Обязательное заключение в письменной форме.
2. Типовая сделка купли-продажи и ее оформление
Наиболее распространенным способом оформления внешнеторговой сделки является контракт купли-продажи, т.е. договор в письменной форме, который фиксирует коммерческие отношения между контрагентами.
Этапы подготовки международной коммерческой сделки
Любая внешнеэкономическая операция проходит этапа:
первый этап — подготовка к заключению сделки (контракта);
второй этап — заключение (подписание) сделки (контракта);
третий этап – выбор форм расчетов и условий поставки.
четвертый этап — исполнение сделки (контракта).
Основные этапы типовой коммерческой сделки состоят из определенной последовательности стадий ее подготовки, каждая из которых имеет конкретное целевое назначение и оформляется соответствующими сопроводительными документами (таблица 2).
Первый этап — подготовка к заключению внешнеэкономической сделки и установление делового контакта с зарубежным партнером включает в себя такие процедуры, как:
I) комплексное исследование рынка:
2) рекламную кампанию, предполагающую:
3) установление контактов с потенциальным контрагентом за рубежом путем:
Если фирма–покупатель намеревается разместить заказ, она постарается установить связь с интересующими ее поставщиками и запросить у них информацию о продукте и цене. В ответ на запрос поставщик обычно сообщает покупателю письменно нижний предел своей цены и дает подробное описание типа товаров, сообщает график поставки, а также на случай возможной скидки (обычно при увеличении объема заказа) – ее величину.
Покупатель, размещая свой заказ, может руководствоваться иными мотивами. Например, выразить готовность уплатить относительно более высокую цену в компенсацию за увеличение срока кредитования (обычно при предоставлении ему отсрочки платежа).