Внешняя политика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Как мы все знаем, за последние два десятилетия в мире произошел грандиозный революционный переворот, в ходе которого почти в сорока странах авторитарный режим сменился демократическим правлением. На самом деле под названием "авторитарный режим" скрывались весьма непохожие друг на друга формы правления, такие как военные хунты в Латинской Америке и в других регионах, однопартийное руководство в коммунистических странах и на Тайване, единоличные диктатуры в Испании, на Филиппинах, в Румынии, расистская олигархия в Южной Африке. Переход к демократии также осуществлялся по-разному. В некоторых случаях реформаторы пришли к власти в рамках авторитарного режима и начали осуществление демократических преобразований.

Содержание работы

Введение

Глава 1. США – сверхдержава эпохи глобализации: политика
гегемонизма и диктата
1.1 Основы могущества США
1.2 Признаки сверхдержавности США
1.3 Захватнический характер политики
1.4 Монополия на силу и опора на силовые методы
1. Гегемонистское великодержавное сознание
Глава 2. Интересы США в мире и возможности их реализации
2.1 Геополитика и геостратегия США как угроза мировому сообществу
Глава 3. Демократия
3.1 «волны демократии»
3.2 Особенности «третьей» волны
Заключение…………………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 79.63 Кб (Скачать файл)

Не может служить образцом и  система распределения доходов  среди американцев. Так за последние  тридцать лет пропасть между самыми богатыми и остальной частью населения  США постоянно увеличивалась. Сегодня  она намного больше, чем в любой  другой промышленно развитой стране. Почти половина громадного прироста доходов приходится на тонкий слой самых богатых американцев, которые  составляют 1% всех работодателей. Бедным странам США обещали «небывалое благосостояние», при условии, что  они будут следовать их неолиберальным рецептам, «но это обещание не сдержали, и страны оказались в небывалой  нищете», – писал лауреат Нобелевской  премии в области экономики Джозеф Штиглиц.

Парадокс американского комплекса  превосходства и мессианского призвания  заключается в двойных стандартах. Страна, назначившая сама себя самой  образцовой в мире, постоянно изменяет тем ценностям, которые она объявила незыблемыми. Западная пресса удивленно  вопрошала: в какой другой демократической  стране президентом мог бы стать  человек, набравший на полмиллиона  меньше голосов избирателей, чем  его соперник, да еще и пересчитывавшихся, как в какой-нибудь банановой  республике? И может ли служить  образцом для всего мира решение  судить террористов военным трибуналом, где им отказывают в основополагающих правах, которые признаются за любым  серийным убийцей? «Комитет адвокатов  за права человека» в Вашингтоне поставил вопрос: «Когда нечто подобное делают в таких странах, как Перу, Египет и Колумбия, наше Министерство иностранных дел протестует. Что  мы сможем сказать им в будущем?»

                                                                  16

В настоящее время правительства  стран – членов Европейского Союза  секретно разрабатывают проект договора с США по различным вопросам, от экстрадиции подозреваемых до тайных полицейских операций, который нарушает те самые права и свободы человека, за которые так ратует Америка. Из документов, ставших известными, следует, что, несмотря на все «гарантии и  меры безопасности», переговорная позиция  ЕС с США противоречит Европейской  конвенции по правам человека. Это, в частности, касается права на справедливый суд, неприкосновенность личной жизни, или традиционную защиту от вторичного привлечения к уголовной ответственности  за одно и то же преступление.

Правительства стран – членов Европейского Союза секретно разрабатывают проект договора с США по различным вопросам, от экстрадиции подозреваемых до тайных полицейских операций, который  будет иметь крайне негативное воздействие  на права и свободы человека, ради защиты которых, по заявлению американцев, они и начали глобальную войну  с терроризмом.Из документов, попавших в распоряжение независимой группы «Statewatch», следящей за угрозами гражданским  свободам в Европейском Союзе, следует, что планируемый договор будет  предусматривать проведение совместных полицейских операций, прослушивание  средств связи, а также поиск  и конфискацию банковских счетов.Европейский  совет министров отказался удовлетворить  запрос редактора «Statewatch» Тони Баньона  о предоставлении доступа к относящимся  к договору документам. Отказ был  обоснован тем, что «откровенные внутренние обсуждения» имеют большее  значение, чем «демократический контроль над переговорным процессом».Как  выразился Баньон: «Неприемлемо с  демократической точки зрения то, что секретное соглашение должно обсуждаться с государством, не являющимся членом ЕС, без какого бы то ни было права голоса со стороны Европарламента и национальных законодательных  органов, а так же гражданского общества». «Это является живейшим примером того, как фундаментальные права и  принципы их защиты, создававшиеся  в ЕС десятилетиями, выставляются европейскими правительствами на обсуждение ради того, чтобы соответствовать требованиям  Соединенных Штатов, выдвигаемых  в рамках так называемой «войны с  терроризмом», – добавил Баньон.

                                                                    17

Миссионерство является одним из главных  проявлений американского комплекса  превосходства и мессианского призвания. Рвение к занятию миссионерством успешно сосуществует с жаждой получения  доходов. Религия приобретает все  большее значение в политике США. В Республиканской партии доминирует фундаменталистское крыло. «Washington Post»  писала: «Имя нового фюрера религиозных  правых в Америке – Джордж Буш». Буш, в возрасте 40 лет покончивший  с алкоголизмом с помощью телепроповедника Билли Грэхэма, с пылом новообращенного  нарочито демонстрирует свою приверженность христианству. Он манипулирует цитатами из Библии и использует их для прикрытия  и оправдания своих неблаговидных  политических акций.

Нарочитая набожность и патриотизм явление «действительно не новое», писала «New York Times», «мы страна, которая  создала себя сама и самоотверженно защищает свое творение. Американца делает не его кровь или происхождение». Американская духовная традиция была заложена религиозными мятежниками, бунтарями, прибывшими в 1620 году из Англии, где  они подвергались преследованиям за свой фундаменталистский протестантизм. Их религиозной программой в новом  мире стало строительство «Нового  Сиона» вдали от земной власти короля и ненавистных иерархов англиканской церкви. Они были убеждены, что экономический  успех является видимым знаком того, что Бог на их стороне. Один из них  Джон Уинтроп, основатель поселения  в бухте Массачусетс, выразил  это убеждение так: «Он (Бог) воздаст  нам хвалу и честь, люди, увидев прекрасные плантации, будут говорить: Господь дает им процветание». Это  глубокое заблуждение станет доминантой религиозного сознания американцев. Точно  так же, как вера в то, что они  живут в Богом избранной стране.

Экономическое могущество. Комплекс экономикоцентризма и утилитаризма

Задача обогащения, реализуемая  благодаря экономической экспансии  США в мире, является доминирующей в американском сознании. Комплекс экономикоцентризма и утилитаризма имеет давние традиции, что отметил  еще в 1840 году Алексис де Токвиль, который в своей знаменитой работе «О

                                                                   18

демократии в Америке» написал: «Таким образом, жажда богатства  является обычным стимулом в действиях  американцев. Все это придает  их страстям прикладной характер». Стимул, который останется навсегда постоянной чертой Америки.

В прошлом году Збигнев Бжезинский сформулировал необходимость установления контроля над энергетическими ресурсами  Земли во имя благополучия страны. Это происходит, не только за счет инвестиций, но и, главным образом, путем развертывания  военных баз и колонизации  других стран.

Так называемое американское стратегическое партнерство с другими странами «противоестественно», если оно служит очевидному стремлению США к мировому господству в ущерб другим государствам и за счет благополучия их народов.

Экономическая экспансия США есть проявление неоколониализма, который  порождает антиамериканские настроения.

Филип Стивенс в статье «Уязвимость  сверхдержавы», опубликованной «The Financial Times» 19 июня 2002 писал: «Проблема всех империй заключается в том, что  у них слишком много приграничных территорий. Вы одерживаете победу над вестготами и вандалами, но тут  приходят орды гуннов. Вы сдерживаете  кельтов, но в то же время вынуждены  воевать с англами и саксами. Варвары всегда у ворот.

К американской империи это не относится. В 21-м веке больше не нужно захватывать  земли, чтобы распространять свое влияние. Экономическая и военная гегемония  США ничуть не менее действенна, чем прямой контроль над территорией. Но, поскольку мощь США беспрецедентна, то они, подобно их многим предшественникам, ощущают себя беспрецедентно уязвимыми».

Экономической экспансии США способствуют и международные экономические  организации, такие, например, как МВФ, которые, как справедливо заметил  Филип Стивенс, «служат интересам  США, способствуя их обогащению».

Интересы США в мире и возможности их реализации

                                                                19

В соответствии с Ежегодным докладом министра обороны США Президенту и Конгрессу (2002 г.) главной целью  американских ВС является «защита и  продвижение американских национальных интересов, а в случае, если сдерживание  оказывается безуспешным, ликвидации угроз этим интересам». К основным интересам в докладе отнесены «обеспечение безопасности США и  свободы их действий, соблюдение обязательств перед союзниками и друзьями, а  также обеспечение жизнеспособности и производительности глобальной экономики». Это предельно широкое толкование национальных интересов отличается от того, что было заложено в стратегии  национальной безопасности США в 2000 году.

В соответствии с текстом этого  документа национальные интересы США  подразделяются на три группы: жизненно важные, важные национальные интересы и гуманитарные и другие интересы.

Жизненно важные интересы напрямую связаны с обеспечением жизнедеятельности  государства и общества, а их защита предполагает применение американских вооруженных сил в одностороннем  порядке в любой точке земного  шара. Жизненно важными признаются также интересы транснациональных  корпораций, штаб квартира которых  находится на территории США, и иныхамериканских кампаний, действующих за пределами  Соединенных Штатов.

Важные национальные интересы соотносятся  с созданием миропорядка, отвечающего  требованиям США, и их обеспечение  предусматривает привлечение войск  союзников и друзей Соединенных  Штатов, и, прежде всего, союзников по НАТО.

Что же касается третьей категории, гуманитарных и иных интересов, то они  ориентированы на изменение мировой  цивилизации по американскому образцу, путем внедрения в массовое сознание американских ценностей и наказания  тех, кто сопротивляется этому процессу.

Военная мощь играет в США главную  роль в обеспечении национальных интересов. Новый подход к национальным интересам, отраженный в ежегодном  докладе министра обороны, требует  от ВС обеспечения свободы действий США в мире и возможностей контроля и регулирования глобальной экономики.

                                                                 20

Американская военная стратегия  ориентирована на три основные задачи, связанные с обеспечением национальных интересов:

· Формирование международной среды,

· Готовность к действиям в любых  кризисных ситуациях,

· Подготовка к любым сценариям  неопределенного будущего.

Одним из основных способов формирования международной среды является присутствие, в том числе постоянное базирование  и временное развертывание сил  в любой точке мира, проведение учений, военное сотрудничество в  форме торговли оружием и обучения иностранных военнослужащих. Как  полагают американские военные стратеги «присутствие там» в отличие от «необходимости добраться туда» является эффективным  способом достижения военно-политических и экономических целей.

США, объявляя себя глобальной державой, не скрывают того, что их интересы имеют  глобальный характер, что требует  глобального присутствия в мире. Обеспечить такое присутствие призвана новая система объединенного  командования, план создания которой  вступает в силу с начала октября 2002 года.

Этот план:· создает новое  боевое командование, Северное командование, задачей которого является защита Соединенных  Штатов. В его зону ответственности  входят США, Канада, Мексика и части  Карибского региона;

· включает Россию и Каспийское море в зону ответственности Европейского командования;

· закрепляет за Тихоокеанским командованием  обязанность оказывать содействие Европейскому командованию с дальневосточной  частью России;

· вводит Антарктиду (вопреки нормам международного права) в зону ответственности  Тихоокеанского командования.

Подобный подход к планированию в области обороны и строительству  ВС принципиально отличается от подхода, существовавшего ранее и предусматривающего формирование сил, способных вести  одновременно

                                                                 21

две крупномасштабные войны против Ирака и Северной Кореи.

Новая американская военная стратегия  претерпела серьезные изменения  геополитического и геостратегического характера. Нынешний подход значительно  расширяет не только территориальные  рамки возможных войн, но и основания, а также способы применения ВС США, а вместе с этим и их задачи.

Вопрос о росте числа оснований  применения ВС напрямую связан с так  называемыми ситуациями ограниченного (меньшего) масштаба, к которым МО США относит следующие операции с участием ВС:

· Гуманитарные интервенции,

· Операции по поддержанию мира,

· Операции по принуждению к миру,

· Операции по разделению противоборствующих сторон,

· Операции по предоставлению гуманитарной помощи,

· Операции по контролю за зонами запрета  для полетов,

· Морские блокады,

· Операции по демонстрации военной  силы,

· Операции по эвакуации гражданского персонала из зон конфликтов,

· Операции по борьбе с контрабандой наркотиков,

· Операции по поддержке (прикрытию) миссий других агентств,

· Операции на территории США по ликвидации последствий применения ОМУ.

По мнению американских стратегов, к ситуациям ограниченного (меньшего) масштаба относятся все операции, в которых задействованы военные, но при этом их действия отличаются от традиционных задач, выполняемых  ими при ведении войны на ТВД. Вместе с тем, это деление крайне условно и является ловким информационно-психологическим  ходом, направленным на то, чтобы скрыть истинный размах военных приготовлений  США, поскольку 

                                                           22

указанные выше операции могут послужить  удобным поводом для развязывания крупномасштабной войны, и быть, по сути, ее начальным этапом. Кроме  того, опыт Косово и Афганистана  показывает, что в подобных операциях  могут применяться силы (в частности  ВВС) в объеме, сопоставимом с операцией  масштаба ТВД.

Подобный подход свидетельствует  о милитаризации внешней и  внутренней политики США, о переходе этой страны от мер дипломатии с  позиции силы к глобальному силовому военному вмешательству в дела суверенных государств.

В Соединенных Штатах произошел  пересмотр роли различных компонентов  национальной мощи. Если раньше военные  средства дополняли и подкрепляли  политические, экономические, социальные и информационные компоненты национальной безопасности, то теперь военная мощь становится доминирующим элементом  всей ее системы.

Подобная трансформация происходит за счет милитаризации всей государственной  машины и политики, жизни общества и общественного сознания, а также  расширения оснований применения ВС, их задач и функций.

Информация о работе Внешняя политика США