Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем развития отечественного сельского хозяйства в связи с вступлением России в ВТО.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- дать характеристику развития сельского хозяйства России до вступления России в ВТО;
- оценить социально-экономические последствия вступления России в ВТО в области сельского хозяйства;
- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Файлы: 1 файл

Курсовая-вступление России в ВТО-готова.doc

— 525.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одной из традиционных форм участия нашей страны в системе международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли. Сложные задачи в стоят перед Россией в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию. Большое значение приобретает внешнеэкономическая деятельность страны, которая обеспечивает потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики.

Актуальность  исследования. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики. Об актуальности исследования ряда проблем, связанных с вступлением России в ВТО говорит то, вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на последствия вступления. Именно поэтому в данной курсовой работе особое внимание уделено проблемам, которые возникнут после вступления в ВТО.

Объектом исследования является Всемирная торговая организация, эволюция ее деятельности, специфика функционирования.

Предмет исследования – значение вступления России в ВТО и возможные последствия для развития отечественного сельского хозяйства.

Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем развития отечественного сельского хозяйства в связи с вступлением России в ВТО.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить  понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;

- проследить  историю создания  ВТО;

- дать характеристику развития сельского хозяйства России до вступления России в ВТО;

- оценить социально-экономические  последствия вступления России  в ВТО в области сельского хозяйства;

- сформулировать  преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются базовые положения экономической теории по проблемам международного экономического сотрудничества, представленные в трудах российских и зарубежных специалистов: Бандурин В. В., Буглай В.Б., Воловик Н., Гребеник В. В. Вукович  Г.Г., Портер М., Стиглиц Дж. и др.,   а также труды российских специалистов, освещающих вопросы деятельности ВТО и процесс вступления России в эту международную организацию, таких как Данильцев А.В., Дюмулен И.И., Иванова С.В., Крылатых Э. Н., Приходько С.В., и др.

Структура работы представлена: введением, тремя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованных источников.

В первой главе  даются общие понятия, принципы и  функции ВТО, а так же краткая  история вступления России в ВТО.

Во второй главе  представлен анализ развития сельского  хозяйства и характеристика внешней торговли до вступления России в ВТО.

В третьей главе определены основные проблемы в связи с вступлением России в ВТО, методы их минимизазии и перспективы развития сельского хозяйства России.

 

 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие, принципы и функции ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная организация, созданная для урегулирования торговых проблем в соответствии с соглашением крупнейших торговых стран мира о снижении экспортных и импортных барьеров. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) [7, с.25].

Всемирная торговая организация обеспечивает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и связанным с ними правовым документам.

Правовую основу ВТО составляют:

- Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),

- Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);

- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Соглашения ВТО  ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Основной целью  ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при  которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.

Правила ВТО на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах [4, с.67]:

  1. Принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

  1. Принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;

  1. Принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

Важнейшими функциями ВТО являются [4, с.70]:

  1. контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

  1.  проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

  1.  разрешение торговых споров;

  1. мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

  1. техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

  1. сотрудничество с международными специализированными организациями.

Главные задачи ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Решения принимаются  всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как  минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли, а также прозрачностью в области государственных закупок [6, с.12].

В основе ВТО  лежат три базовых соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Названные документы определили и организационную структуру ВТО. Текущее управление и контроль за реализацией названных соглашений выполняют соответствующие Советы. В их подчинении находятся комитеты и рабочие группы. Деятельность Советов координирует Генеральный совет, в свою очередь подчиненный высшему органу ВТО – Конференции министров (Министерской конференции), которая проводится не реже одного раза в два года [6, с.14].

Итак, ВТО является международной организацией, основной целью которой является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО для получения определенных экономических выгод и повышения конкурентоспособности своих товаров.

1.2. История вступления России в ВТО

 

Россия подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию в июне 1993 г., а вступила лишь в 2011 г. Это обусловлено многими факторами. Одним из них является то, что, по правилам данной организации, Россия обязана договориться о своем членстве в этой международной организации со всеми странами-участницами. Именно из-за этого процесс вступления России во Всемирную торговую организацию занял так много времени.

Помимо названной  проблемы можно выделить еще одну. Суть ее заключается в том, что  Россия должна была снять ограничения на поставки товаров из-за рубежа, в каком-то смысле ограничений на конкуренцию со стороны иностранных компаний. Привести это может к тому, что российские товары окажутся неконкурентоспособными как с очень качественной западной продукцией, так и с очень дешевой китайской.

Переговоры  по доступу иностранных поставщиков  на российский рынок услуг являются одним из четырех основных направлений  переговоров по присоединению России к ВТО. Цель переговоров – согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок, а также изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) [28].

В рамках процесса присоединения к ВТО Россия, в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС), принимает на себя обязательства по доступу иностранных поставщиков на рынок услуг, оформленные в виде Перечня специфических обязательств по услугам, которые гарантируют определенный уровень доступа на российский рынок для всех членов ВТО, согласно принципу режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Исключением из этого правила будут случаи, которые российской стороне удастся зафиксировать в Списке изъятий из РНБ с целью сохранения преференциальных отношений в сфере торговли услугами с какой-либо страной или группой стран.

Обязательства России являются гарантией того, что режим доступа на российский рынок услуг не станет более жестким для иностранных поставщиков. В настоящее время Россия принимает обязательства, то есть гарантирует определенный уровень доступа, приблизительно в 100 секторах услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Для каждого сектора, включенного в Перечень, прописываются обязательства, определяющие условия поставки услуг четырьмя основными способами: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, присутствие физических лиц.

Говоря о  взаимоотношениях России и Всемирной  торговой организации, надо сказать, что  наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. После  того как Россия поддержала Киотский протокол, разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать. А вот переговоры с США в свою очередь велись в течение 6 лет. Существовали разногласия, но основные из них касались:

– финансовых рынков;

– поставок в  РФ сельскохозяйственной продукции;

– защиты прав интеллектуальной собственности.

В рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое  Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 г. на начало 2008г. Грузия оставалась единственной страной, препятствующей вступлению России в ВТО, но в августе 2008-го вступление России в ВТО было отложено на неопределенный срок в связи с обострением ситуации на Кавказе. Также одним из осложнений вступления стал мировой кризис, который заставил задуматься множество стран не о свободной торговле, а о жестком регулировании  своей  экономики.  В  июне  2009  г.  на  заседании  межгосударственного  совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России В.В. Путин сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Также он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 г. Россия будет участвовать в рамках Единого таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Таможенный союз являлся большим препятствием по вступлению, так как в ВТО могут вступать только страны, а не союзы.

На следующих  этапах переговоров опять возникли конфликты с Грузией по вступлению России в ВТО.

В конце января 2011 г. Паскаль Лами заявлял о том, что у России есть шансы вступить в ВТО в 2011 г. Для этого необходимо было решить проблему с Грузией,  и существовало два способа [28]:

–  России  необходимо  было  набрать  голоса  двух  третей  участников  организации  для вступления в ВТО;

–  те  страны,  с  которыми  у  России  уже  имеются  договоренности  о  вступлении в ВТО, могут оказать давление на Грузию о положительном решении вопроса.

Информация о работе Вступление России в ВТО