Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем развития отечественного сельского хозяйства в связи с вступлением России в ВТО.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- дать характеристику развития сельского хозяйства России до вступления России в ВТО;
- оценить социально-экономические последствия вступления России в ВТО в области сельского хозяйства;
- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.
Третья проблема – это научное обеспечение процессов присоединения и последующего членства России в ВТО.
До вступления России в ВТО в ходе переговоров говорилось о том, что надо сосредоточить усилия на следующих направлениях [15]:
– исследование последствий либерализации агропродовольственного рынка РФ и возможностей снижения рисков для аграрного сектора РФ и СНГ;
– моделирование вариантов торговой политики (сценарные расчеты);
– комплексный анализ мер поддержки и условий доступа импортной продукции на рынки РФ и СНГ;
– научное обеспечение координации действий государств – участников СНГ по выработке согласованных условий вступления в ВТО.
После вступления в ВТО предстоит расширить исследования по следующим направлениям:
– научное обеспечение мероприятий имплементационного периода;
– создание информационно-аналитического мониторинга для отслеживания реакции агропродовольственного рынка на выполнение обязательств, взятых Россией по линии ВТО;
– развитие теории многофункциональности сельского хозяйства, которая объективно определяет особую роль аграрного сектора не только в производственной, но и в социальной, социокультурной, экологической сферах, в сфере безопасности страны.
Не следует считать ВТО идеальным институтом регулирования мировой торговли. К сожалению, она испытывает влияние мощных транснациональных корпораций, лоббирующих свои интересы.
Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц, говоря о ВТО, справедливо отметил: «Эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран… Проповедуя… необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам…» [19, с.281].
Таким образом, можно сделать вывод, что из-за отмены или значительного снижения импортных пошлин на российский рынок придут транснациональные корпорации с дешевой продукцией, произведенной с помощью рабской рабочей силы стран «третьего» мира. Дополнительный удар будет нанесен российским предприятиям из-за запрета ВТО на государственную поддержку предприятий в виде субсидий, налоговых льгот, дотаций, льготных цен и т.д. Наконец, третий удар будет нанесен по предприятиям вследствие повышения цен на топливо и энергию, транспортных тарифов до уровня мировых (таково правило ВТО). Для российской экономики это особенно критично, т.к. в нашей промышленности традиционно преобладают энергоемкие производства. Особенно пострадает агропромышленный комплекс: растениеводство, животноводство, пищевая промышленность.
Негативные последствия вступления РФ в ВТО могли быть минимизированы принятием ряда мер.
Одной из основных мер поддержки, по мнению Сергея Юшина, могло бы стать сохранение до 2020 года льготы по налогу для производителей мяса. Сейчас ставка по этому налогу нулевая. Законопроект же, находящийся на рассмотрении в Госдуме, предусматривает пролонгацию льготы до 2016 года, что эксперт назвал совершенно недостаточным [31]
Со своей стороны, президент Мясного союза РФ Мушег Мамиконян признался, что детальное изучение протокола о присоединении РФ к ВТО у него и его коллег оставило больше вопросов, чем ответов. Часть позиций, прежде защищенных, теперь остается открытой. «Россия после вступления в ВТО уже не сможет существенно влиять на формирование экспорта мяса», – признал он. По его мнению, господдержку следует оказать предприятиям, занимающимся глубокой переработкой. Чтобы избежать нарушений правил ВТО, Мамиконян считает необходимым субсидировать «килограмм произведенной продукции». «Сырье должно быть дешевле, а готовая продукция – чуть дороже», – пояснил эксперт [33].
Михаил Делягин в своей статье «Вступление в ВТО – это наш билет на «Титаник», отмечает, что российское государство совершенно не приспособлено к жестким требованиям ВТО. Захватившие экономическую власть либеральные фундаменталисты привычно рассматривают государство не как структурообразующий элемент рынка, но как его непримиримую противоположность. Поэтому они в принципе не способны сознавать, что единственным инструментом обеспечения экономической свободы является государственное регулирование. В результате последнее во многом выродилось в способ зарабатывания денег коррумпированным чиновничеством, а не инструмент проведения нужной стране политики [34].
Для устранения негативных последствий присоединения к ВТО, России необходимо применять такие инструменты защиты рынка, как нетарифные ограничения торговли товарами. Укрепление рубля в этих условиях ведет к тому, что прирост потребления покрывается в основном за счет наращивания импорта. Из-за незащищенности национальных рынков даже рост внутреннего спроса, вызванный исключительно благоприятной внешней конъюнктурой, перестает стимулировать российских производителей и становится фактором прогресса и обогащения наших стратегических конкурентов.
Для России был бы полезен опыт большинства стран, которые оказывают в той или иной форме поддержку своему сельскому хозяйству и сельскому населению. В соответствии с классификацией Соглашения по сельскому хозяйству ВТО принято делить эти меры поддержки на три категории, или «корзины» [35].
В зеленую корзину попадают финансовые расходы государства на программы, которые не оказывают прямого воздействия на увеличение производства или условия торговли. Сюда относятся затраты на страхование урожаев, развитие консалтинга и информационного обеспечения в сельской местности, модернизацию сельской инфраструктуры, научные исследования, инвестиционное субсидирование, ветеринарные услуги, выставочное дело и т. п. Правила ВТО не покушаются на зеленую корзину. Каждое государство, ведущее переговоры, предоставляет информацию о «наполнении» этой корзины, но не принимает на себя обязательств по ее уменьшению.
В России зеленая корзина также существует, хотя и в ограниченном масштабе. Некоторые из входящих в нее мер являются частью Государственной программы социального развития села, реализуемой с 2004 года. Действуют также программа сохранения и защиты почвенного плодородия, программы по семеноводству и некоторые другие.
Появление голубой корзины было вызвано компромиссом между США и Европейским союзом, который стремился сохранить право на существенную поддержку своего аграрного сектора. К этой корзине отнесены выплаты, направленные на ограничение размеров используемых сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а также компенсации при добровольном сокращении фермерами объемов производства. В России в настоящее время подобные меры не применяются.
В желтую корзину включаются меры поддержки, которые, по мысли авторов Соглашения по сельскому хозяйству, стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. К ним относят все затраты государства, не включенные в зеленую и голубую корзины. Затраты государства в рамках этой категории поддержки находят обобщенное выражение в специальном показателе, который называется совокупная мера поддержки (СМП). Государства, ставшие членами ВТО, берут обязательства о сокращении в течение определенного периода СМП по сравнению с ее исходным уровнем.
В ходе переговорного процесса государство-претендент выбирает один из возможных вариантов обязательств по сокращению СМП. Соглашение по сельскому хозяйству рекомендует, например, так или иначе сократить внутреннюю поддержку по сравнению с исходным уровнем в течение шести лет после присоединения к ВТО. Другой вариант – сократить поддержку до пятипроцентного уровня от стоимости валовой продукции сельского хозяйства.
Минэкономразвития разработало проект стратегии защиты национальных интересов России в ВТО, которая определяет базовые позиции страны по определенным направлениям международного экономического сотрудничества.
В отношении российских товаров действуют 73 меры, в том числе: 40 антидемпинговых пошлин, 3 специальные защитные пошлины, 14 нетарифных мер, 4 технических барьеров, 5 квотных ограничений, 2 дополнительных налога, 3 акциза на дискриминационной основе, 1 ограничение по номенклатуре, 1 запрет на импорт [29].
Первое снижение пошлин произойдет сразу после присоединения России к ВТО, но оно, в основном, затронет товары, ставки тарифа на которые были повышены в 2007-2011 годах в рамках применения «антикризисных мер» для создания более комфортных условий для отечественных производителей и не были отменены до завершения переговорного процесса о присоединении России к ВТО.
В целом же после завершения переходных периодов для либерализации доступа на рынок, которые, как правило, составляют 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет, снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа от текущего уровня составит в части сельскохозяйственных товаров – 4,4 процентных пункта. Россия снизит пошлины для некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, виноград, бананов и т.п.), в особенностей овощей и фруктов в зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки). [29].
С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31.12.2019 года [29].
Обязательства по поддержке сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.
Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд долларов, что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами. Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года – будет «связан» на нынешнем уровне. Кроме того, Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО (как и в настоящее время) не будет использоваться экспортные субсидии сельскому хозяйству [29].
В целом, вступление России в ВТО имеет огромное значение для российской экономики. Вступление России в ВТО принесет существенные выгоды, которые будут воплощены за счет:
– увеличения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), производимых многонациональными поставщиками услуг, благодаря принятым обязательствам по либерализации сферы услуг для иностранных инвесторов;
– повышения производительности благодаря притоку импортных технологий в результате снижения российских тарифов;
– улучшения режима в отношении российских экспортеров при рассмотрении случаев антидемпинга.
Таким образом, хотя в долгосрочной перспективе выгоды от вступления в ВТО, по-видимому, более весомы для России, чем трудности и потери начального периода, она должна проявлять известную осторожность.
В результате комплексного анализа проблем развития отечественного сельского хозяйства в связи с вступлением России в ВТО сделаны следующие выводы.
В связи со вступлением во Всемирную торговую организацию в 2011 году перед Россией стоят сложные задачи.
Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства.
Другая проблема – развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.
Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике – обеспечение равноправного, недискриминационного участия России в международной торговле.
В разработанном Минэкономразвития проекте стратегии защиты национальных интересов России в ВТО определены базовые позиции страны по определенным направлениям международного экономического сотрудничества.
Разрешенный уровень поддержки для сельского хозяйства России будет составлять 9 млрд долларов, что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами. Разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года – будет «связан» на нынешнем уровне.
Вступление в ВТО будет иметь и другие многочисленные влияния, к примеру вступление в ВТО стимулирует модернизацию стандартов и процедур таможенной очистки, потребует принятия закона об интеллектуальной собственности, внедрения единого таможенного режима в России, на который не влияют барьеры, существующие в российских регионах. Являясь членом ВТО, Россия станет принимать участие в выработке правил ВТО в будущем.