Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель данной работы – дать характеристику деловой этики и этикета. Задачи данной работы:
- изучить понятие деловой этики;
- охарактеризовать деловой этикет и показать его значение;
- выявить взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»;
- показать сущность административной этики;
- проанализировать состояние этического уровня государственных служащих;
- выработать рекомендации по совершенствованию этики на государственной службе.
Введение 3
Глава 1. Особенности деловой этики и этикета 6
1.1Понятие деловой этики 6
1.2 Деловой этикет и его значение 11
1.3 Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета» 14
Глава 2. Значение административной этики и ее
совершенствование 18
2.1 Сущность административной этики 18
2.2 Состояние профессионально-этического уровня
государственного служащего 22
2.3 Развитие и совершенствование этики на государственной
службе 26
Заключение 29
Библиографический список 31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Особенности
деловой этики и этикета
1.1Понятие деловой этики 6
1.2 Деловой этикет и его значение 11
1.3 Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета» 14
Глава 2. Значение административной этики и ее
совершенствование 18
2.1 Сущность административной этики 18
2.2 Состояние профессионально-этического уровня
государственного служащего 22
2.3 Развитие и совершенствование этики на государственной
службе 26
Заключение 29
Библиографический список 31
ВВЕДЕНИЕ
В процессе исторического развития общества, особенно в ХХв., возникли многие специальные виды морали, в числе которых видное место занимает деловая этика и этикет.
Деловая этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.
Соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить лидерство. Иными словами, соблюдение делового этикета – один из элементов профессиональной стратегии. Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений.
Актуальность этики и этикета обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня. Вопрос о профессионализме и этики государственного служащего, во внимание не принимался и не принимается сегодня в полной мере. Этика, и высокая квалификация должны быть положены в основу профессионализма современного российского государственного чиновника.
Административная этика - одна из стремительно развивающихся областей науки. Ныне во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются. Вопросы этики деловых отношений затрагиваются в работах исследователей. Например, А.А Солоницына рассматривает взаимосвязь понятий «этика» и «этикет»1; Г.В. Бороздина в своей работе «Психология делового общения» делает акцент на поведении человека в трудовой сфере с точки зрения психологии2, В.Н Лавриенко рассказывает об этических нормах деловых связей и др3.
Цель данной работы – дать характеристику деловой этики и этикета.
Задачи данной работы:
- изучить понятие деловой этики;
- охарактеризовать деловой
этикет и показать его
- выявить взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»;
- показать сущность административной этики;
- проанализировать состояние
этического уровня
- выработать рекомендации по совершенствованию этики на государственной службе.
Объект исследования деловая этика и этикет в государственной службе.
Предмет исследования формирование деловой этики.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней:
- исследованы понятия «деловая этика и этикет»;
- выявлены проблемы
в формировании этики на
- разработан ряд рекомендаций по развитию и совершенствованию этического уровня государственных служащих.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе его результатов выделены условия эффективного развития этического уровня государственных служащих. Материалы и рекомендации, полученные по результатам исследования, можно представить в органы государственной и муниципальной власти для ознакомления и дальнейшего использования.
На теоретическом и практическом уровнях применялись метод анализа и синтеза, наблюдения, методы сравнительно-сопоставительного анализа.
Глава 1. Особенности деловой этики и этикета
В процессе исторического развития общества, особенно в ХХв., возникли многие специальные виды морали, в числе которых видное место занимает деловая этика.
Деловая этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.
Содержанием деловой этики являются:
- нормы поведения,
- обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.
Структуру деловой этики определяют следующие элементы:
- отношение людей к труду, а через его характеристики к другим людям (трудолюбие, добросовестность, бережливость, аккуратность, самоотверженность и др.; антиподы- леность, недобросовестность, халатность и др.);
- мотивация
трудовой деятельности (общественное
благо, зароботок, устройство
личной жизни и др.; антиподы- карьеризм,
тщеславие, корыстолюбие и др.)
- управленческо-производственная регламентация трудовых обязанностей (постановка цели производственной деятельности, организация труда в коллективе, поощрение добросовестных работников и др.);
- средства реализации целей (обучение, воспитание, пример, авторитет руководителя и др.);
- оценка результатов
деятельности (экономическая, хозяйственная,
- теоретическая
разработка вопросов деловой
этики в связи с развитием
общественного производства, углублением
разделения труда,
Деловая этика изучает:
- качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;
-нравственные
взаимоотношения специалистов
- взаимоотношения
людей внутри трудового
- цели и методы профессионального обучения и воспитания.
Основная функция норм деловой этики состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Нормы формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим5.
Развитие общества, сопровождаясь постоянным углублением специализации производства, его усложнением, дифференциацией труда, требует непрерывного совершенствования профессиональной деятельности.
В зависимости от сферы трудовой деятельности деловая этика подразделяется на виды: этика врача, педагога, журналиста, ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д6.
Каждый вид деловой этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали, что и составляет содержание профессионального морального кодекса. Так, этика ученого предполагает такие моральные качества, как научная добросовестность, честность, ответственность за окружающую природу.
Согласно врачебной этике, медицинский работник должен все знания и силы посвящать охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь; внимательно и заботливо относиться к больному; хранить врачебную тайну и т.д.
На базе педагогической этики разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения: педагог должен любить свою профессию, знать психологию учащихся. Интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности.
Требования к поведению представителя разных профессий не всегда выражены в четкой, упорядоченной системе. Многие правила деятельности просто общеприняты.
Содержание профессиональной этики складывается из общих и частных принципов.
«Золотым правилом» нравственности считается правило, согласно которому не следует делать другим того, чего не желаешь себе7.
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов можно отнести следующие:
- принцип здравого смысла: нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;
- принцип удобства. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все- от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе. Причем удобства должны быть обеспечены всем участникам деловых процессов;
- принцип целесообразности. Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным целям;
- принцип консерватизма.
Консерватизм во внешнем
- принцип непринужденности.
Важно, чтобы деловая этика
не превращалась в
- принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенность, максимальную концентрацию на работе. Недопустимы халатность, ошибки по недосмотру, по лености или равнодушию;
- принцип максимально
высокого качества работы
- принцип сохранения
профессиональной тайны,
- конфликт интересов
- отсутствие привилегий в связи
с профессией. Конфликт интересов
преодолевается выполнением
- принцип коллегиальности.
Этот принцип выступает прямым
следствием общественной
- право на
критику. Профессионал обязан
уметь критиковать работу
Деловая этика также базируется на общенравственных нормах. Одной из самых необходимых норм выступает вежливость(приветствие, обращение к человеку). Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она - одно из проявлений искренней благожелательности по отношению к людям.
Другими важнейшими нормами выступают тактичность и чуткость. Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в деловых контактах. В основе тактичного поведения лежит также умение владеть собой.
Обязательное условие тактичности- это уважение к другому.
Важной этикетной нормой выступает скромность, проявляющаяся в том, что человек не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего превосходства.
Неизменным спутником и советчиком должна быть деликатность. Это слово наиболее емко выражает то, что мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком отношении к окружающим, к их чувствам.
Наряду с
данными общепринятыми нормами
важными в деловой этике
Данные принципы и нормы не всегда учитываются в реальной практике деловых отношений. Но соблюдение этических принципов и норм является важным, это необходимо и для повышения эффективности производства, и для укрепления деловых связей, деловых отношений в целом