Деловая этика и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать характеристику деловой этики и этикета. Задачи данной работы:
- изучить понятие деловой этики;
- охарактеризовать деловой этикет и показать его значение;
- выявить взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»;
- показать сущность административной этики;
- проанализировать состояние этического уровня государственных служащих;
- выработать рекомендации по совершенствованию этики на государственной службе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности деловой этики и этикета 6
1.1Понятие деловой этики 6
1.2 Деловой этикет и его значение 11
1.3 Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета» 14
Глава 2. Значение административной этики и ее
совершенствование 18
2.1 Сущность административной этики 18
2.2 Состояние профессионально-этического уровня
государственного служащего 22
2.3 Развитие и совершенствование этики на государственной
службе 26
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                   3

Глава 1. Особенности  деловой этики и этикета             6

1.1Понятие деловой этики                6

1.2 Деловой этикет и его значение            11

1.3 Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»       14

Глава 2. Значение административной этики и ее

совершенствование               18

2.1 Сущность административной этики            18

2.2 Состояние профессионально-этического уровня

государственного  служащего             22

2.3 Развитие и совершенствование этики на государственной

службе                26

Заключение               29

Библиографический список              31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе исторического  развития общества, особенно в ХХв., возникли многие специальные виды морали, в числе которых видное место занимает деловая этика и этикет.

Деловая этика  представляет собой совокупность моральных  норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения  людей в трудовой деятельности.

Соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить лидерство. Иными словами, соблюдение делового этикета – один из элементов профессиональной стратегии. Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений.

Актуальность  этики и этикета обусловлена  тем, что в настоящее время  существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального  уровня. Вопрос о профессионализме и этики государственного служащего, во внимание не принимался и не принимается сегодня в полной мере. Этика, и высокая квалификация должны быть положены в основу профессионализма современного российского государственного чиновника.

Административная этика - одна из стремительно развивающихся областей науки. Ныне во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются. Вопросы этики деловых отношений затрагиваются в работах исследователей. Например, А.А Солоницына рассматривает взаимосвязь понятий «этика» и «этикет»1; Г.В. Бороздина в своей работе «Психология делового общения» делает акцент на поведении человека в трудовой сфере с точки зрения психологии2, В.Н Лавриенко рассказывает об этических нормах деловых связей и др3.

Цель данной работы – дать характеристику деловой этики и этикета.

Задачи данной работы:

- изучить понятие деловой  этики;

- охарактеризовать деловой  этикет и показать его значение;

- выявить взаимосвязь  и различие понятий «этики»  и «этикета»;

- показать сущность административной этики;

- проанализировать состояние  этического уровня государственных  служащих;

- выработать рекомендации  по совершенствованию этики на  государственной службе.

Объект исследования деловая  этика и этикет в государственной  службе.

Предмет исследования формирование деловой этики.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней:

- исследованы понятия «деловая этика и этикет»;

- выявлены проблемы  в формировании этики на государственной  службе;

- разработан ряд рекомендаций  по развитию и совершенствованию этического уровня государственных служащих.

Практическая  значимость исследования определяется тем, что на основе его результатов выделены условия эффективного развития этического уровня государственных служащих. Материалы и рекомендации, полученные по результатам исследования, можно представить в органы государственной и муниципальной власти для ознакомления и дальнейшего использования.

На теоретическом и практическом уровнях применялись метод анализа и синтеза, наблюдения, методы сравнительно-сопоставительного анализа.

 

 

 

Глава 1. Особенности  деловой этики и этикета

    1. Сущность деловой этики

 

В процессе исторического  развития общества, особенно в ХХв., возникли многие специальные виды морали, в числе которых видное место  занимает деловая этика.

Деловая этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения  людей в трудовой деятельности.

Содержанием деловой этики  являются:

- нормы поведения, предписывающие  определенный тип нравственных  взаимоотношений между людьми, которые  являются оптимальными с точки  зрения выполнения ими своей  профессиональной деятельности;

- обоснование,  толкование кодексов, задач и  целей профессии.

Структуру деловой этики определяют следующие элементы:

- отношение  людей к труду, а через его  характеристики к другим людям  (трудолюбие, добросовестность, бережливость, аккуратность, самоотверженность и  др.; антиподы- леность, недобросовестность, халатность и др.);

- мотивация  трудовой деятельности (общественное  благо, зароботок, устройство  личной жизни и др.; антиподы- карьеризм,  тщеславие, корыстолюбие и др.);

- управленческо-производственная регламентация трудовых обязанностей (постановка цели производственной деятельности, организация труда в коллективе, поощрение добросовестных работников и др.);

- средства реализации  целей (обучение, воспитание, пример, авторитет руководителя и др.);

- оценка результатов  деятельности (экономическая, хозяйственная,  управленческая, моральная и др.), их общественной значимости;

- теоретическая  разработка вопросов деловой  этики в связи с развитием  общественного производства, углублением  разделения труда, возникновением  новых видов деятельности4.

Деловая этика  изучает:

- качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

-нравственные  взаимоотношения специалистов и  объектов их деятельности (педагог-ученик, врач-пациент, продавец-покупатель);

- взаимоотношения  людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

- цели и методы  профессионального обучения и  воспитания.

Основная функция  норм деловой этики состоит в  том, чтобы исключить влияние  случайных, чисто субъективных мотивов  и обстоятельств, психологических  состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Нормы формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим5.

Развитие общества, сопровождаясь постоянным углублением  специализации производства, его усложнением, дифференциацией труда, требует непрерывного совершенствования профессиональной деятельности.

В зависимости  от сферы трудовой деятельности деловая  этика подразделяется на виды: этика  врача, педагога, журналиста, ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д6.

Каждый вид деловой этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали, что и составляет содержание профессионального морального кодекса. Так, этика ученого предполагает такие моральные качества, как научная добросовестность, честность, ответственность за окружающую природу.

Согласно врачебной  этике, медицинский работник должен все знания и силы посвящать охране и улучшению здоровья человека, лечению  и предупреждению заболеваний; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь; внимательно и заботливо относиться к больному; хранить врачебную тайну и т.д.

На базе педагогической этики разрабатываются основы педагогического  этикета, представляющего собой  совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения: педагог должен любить свою профессию, знать психологию учащихся. Интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности.

Требования  к поведению представителя разных профессий не всегда выражены в четкой, упорядоченной системе. Многие правила деятельности просто общеприняты.

Содержание  профессиональной этики складывается из общих и частных принципов.

«Золотым правилом»  нравственности считается правило, согласно которому не следует делать другим того, чего не желаешь себе7.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов  можно отнести следующие:

- принцип здравого  смысла: нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;

- принцип удобства. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все- от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе. Причем удобства должны быть обеспечены всем участникам деловых процессов;

- принцип целесообразности. Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным целям;

- принцип консерватизма.  Консерватизм во внешнем облике  делового человека, в его манерах,  склонностях невольно вызывает  ассоциации с чем-то незыблемым, прочным, надежным, а надежный партнер в делах – желание каждого человека;

- принцип непринужденности. Важно, чтобы деловая этика  не превращалась в искусственно  навязываемое явление. Нормы этики  должны быть естественны, легко  и без напряжения исполняться;

- принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенность, максимальную концентрацию на работе. Недопустимы халатность, ошибки по недосмотру, по лености или равнодушию;

- принцип максимально  высокого качества работы является  общим для всех профессий в  пределах оговоренных возможностей;

- принцип сохранения  профессиональной тайны, конфиденциальности  сведений о клиентах, информационных  запросах, услугах, технологиях, рецептах. Профессиональная тайна является принципиальной в государственной, военной службе, банковском деле и т.п.;

- конфликт интересов  - отсутствие привилегий в связи  с профессией. Конфликт интересов  преодолевается выполнением профессионального долга;

- принцип коллегиальности.  Этот принцип выступает прямым  следствием общественной сущности  человека, ориентируя последнего  на подчинение своих личных  интересов общественным. Человек,  руководствующийся принципом коллегиальности,  испытывает чувство сопричастности к делам коллектива, его целям, задачам;

- право на  критику. Профессионал обязан  уметь критиковать работу коллег, не ущемляя достоинства других  работников, а также правильно  воспринимать критику в свой  адрес8.

Деловая этика  также базируется на общенравственных нормах. Одной из самых необходимых норм выступает вежливость(приветствие, обращение к человеку). Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она  - одно из проявлений искренней благожелательности по отношению к людям.

Другими важнейшими нормами выступают тактичность и чуткость. Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в деловых контактах. В основе тактичного поведения лежит также умение владеть собой.

Обязательное  условие тактичности- это уважение к другому.

Важной этикетной  нормой выступает скромность, проявляющаяся  в том, что человек не стремится  показать себя лучше, способнее, умнее  других, не подчеркивает своего превосходства.

Неизменным  спутником и советчиком должна быть деликатность. Это слово наиболее емко выражает то, что мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком отношении к окружающим, к их чувствам.

Наряду с  данными общепринятыми нормами  важными в деловой этике моральными нормами выступают также честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.

Данные принципы и нормы не всегда учитываются  в реальной практике деловых отношений. Но соблюдение этических принципов и норм является важным, это необходимо и для повышения эффективности производства, и для укрепления деловых связей, деловых отношений в целом

Информация о работе Деловая этика и этикет