Деловая этика и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать характеристику деловой этики и этикета. Задачи данной работы:
- изучить понятие деловой этики;
- охарактеризовать деловой этикет и показать его значение;
- выявить взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»;
- показать сущность административной этики;
- проанализировать состояние этического уровня государственных служащих;
- выработать рекомендации по совершенствованию этики на государственной службе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности деловой этики и этикета 6
1.1Понятие деловой этики 6
1.2 Деловой этикет и его значение 11
1.3 Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета» 14
Глава 2. Значение административной этики и ее
совершенствование 18
2.1 Сущность административной этики 18
2.2 Состояние профессионально-этического уровня
государственного служащего 22
2.3 Развитие и совершенствование этики на государственной
службе 26
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Этические нормативы  предусматривают также недолжное  поведение государственных служащих. Оно регулируется и в рамках уголовного законодательства. Так, в большинстве стран нормами уголовного законодательства запрещаются:

- получение  и дача взятки;

- провокация  взятки;

- злоупотребление  полномочиями и превышение должностных  полномочий;

- пристрастность  при принятии решений.

В законодательствах  многих стран в отношении государственных служащих предусматривается и такая мера: устанавливается порядок  декларирования служащими доходов, имущества и т.д. Определяется также возможное поведение служащих, которое может сигнализировать о коррупции.

Может насторожить  поведение служащего, который:

- систематически  принимает подарки от просителей;

- часто выезжает  в зарубежные командировки, не  связанные со служебной деятельностью;

- приобретает  предметы роскоши, стоимость которых  несопоставима с размерами его  доходов;

- отдыхает на дорогих курортах;

- проживает  в дорогом доме, приобретенном  за наличные деньги;

- публикует  книги, работа над которыми  не является служебной обязанностью.

Во многих странах  действуют специальные органы, осуществляющие управление административной этикой в целом, - службы, комиссии или отделы этики государственной службы. В их компетенцию входят вопросы:

- проведения  исследований этики государственных  служащих;

- разработки  проектов законов и правил, в  том числе кодексов и общих  стандартов поведения государственных служащих;

- организации  обучения государственных служащих  этическим правилам (управленческие тренинги, консультации по проблемам этического характера и т.п.);

- организации  контроля выполнения этических  стандартов государственными служащими.

Все эти меры способствуют повышению эффективности государственных служащих и доверия к ним со стороны населения.

 

2.2 Состояние профессионально-этического уровня государственного служащего

 

В российских органах  государственной власти принцип  этики на протяжении долгих лет оставался и остается невостребованным при назначении на должность. Вопрос о профессионализме и этики государственного служащего, в основе которых лежит знание теории управления, высокая общая культура, духовно-нравственные ценности человека и его управленческие способности, во внимание не принимался и не принимается сегодня в полной мере.

В русле патримониальной  этики приоритет получали такие  свойства работника, как личная преданность, умение ладить с вышестоящим начальством  и т.д. Решение современных управленческих проблем путем подбора кадров подобным способом представляется ущербным. Сегодня стереотип элитарного сознания еще таков: не обязательно обладать управленческими знаниями, иметь управленческие способности и навыки, а главное – войти в состав управленческой элиты, занять определенную должность. Он не только не может эффективно работать, но давно стал основным тормозом в управленческой работе.

Государство призвано совершенствовать очень сложный  механизм кадровой политики, которая  не сможет работать без отвечающих современным требованиям профессиональных и личных качеств государственного служащего. Руководители и специалисты государственной службы должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию государственной службы. Одним из основных качеств, необходимых государственному чиновнику в профессиональной деятельности для успешного выполнения своих обязанностей, является этика.

Сегодня всем органам  государственных служб необходимы специалисты, которые обладают пространственным экономическим мышлением, могут видеть специфику эволюции, трансформации своей территории как целостной сложноорганизованной системы, способны оценить его социально-экономический, природно-ресурсный, научно-технический, демографический, информационный потенциал, умеют управлять инновационными процессами, собственностью в условиях формирования многоукладной экономики18.

Кроме того современный государственный служащий обязан овладеть хотя бы основами макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, психологии, информатики и статистики. В противном случае он ничем не будет отличаться от администраторов «старой формации».

Государственный служащий должен обладать методами и  процедурами управления в кризисных  и чрезвычайных ситуациях, разрабатывать и реализовывать государственные программы и планы с использованием новейших методов и моделей.

Государственный служащий современной формации должны отличать организованность, коммуникабельность, широкая эрудиция, творческое мышление, высокий этический и нравственный уровень при выборе и принятии тех или иных управленческих решений.

Таким образом, этика, и высокая квалификация должны быть положены в основу профессионализма современного российского государственного чиновника. Совершенно очевидно, что если чиновник хорошо знает свое дело, при выполнении должностных обязанностей проявляет собранность, деловитость, – его труд оценивается по достоинству населением и тем самым поддерживает авторитет всей государственной структуры. Формирование демократических структур гражданского общества требует квалифицированного кадрового потенциала, что невозможно без научно обоснованной кадровой политики19.

Значительную  роль в развитии культуры государственного управления играет формирование у государственного служащего норм этики и морали. При этом следует отметить, что отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве, поскольку отсутствие в структуре личности общегуманитарных ценностей, нравственных ориентиров и норм этики, особенно у государственного служащего, делает невозможным преобразование специалиста в профессионала.

Проблема соответствия образования квалификационным требованиям  по государственной должности осложняется тем, что у государственного служащего, помимо уровня образования, не соответствует требованиям этики. Формирование этики соответствующего современным требованиям этики государственного служащего усугубляются тем, что исходный уровень профессиональной подготовки значительной группы государственных служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям.

Таким образом, можно зафиксировать противоречие между возросшими требованиями, предъявляемыми временем к уровню развития кадрового потенциала государственной службы и его реальным состоянием. В этой ситуации необходимо, принять меры по использованию всех возможных ресурсов для обеспечения программы обучения государственных служащих.

Главным условием формирования цивилизованной этики являются:

  1. стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность служащего, но и борьба с негативным проявлением коррупции;
  2. пропаганда, создающая образ государственного служащего, обладающего высокими моральными принципами;
  3. осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

Ни одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому наше общество развивается  в тяжелой борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата20.

Организация государственной  службы также имеет ряд специфических  недостатков:

- поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственного служащего в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств;

- смена руководителей нередко приводит к очередному изменению структуры и соответственно – к неоправданному увольнению государственных служащих;

- во многих случаях качество подготавливаемых государственным служащими документов является неудовлетворительным;

- нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины;

- утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол;

- до настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации;

- не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;

- недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы21.

Таким образом, основная проблема формирования этики  – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества.

 

 

2.3 Развитие и совершенствование этики на государственной службе

 

Формирование  и рост профессионально-этического уровня государственного служащего  зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в  свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных служб.

Для повышения этики государственных служащих необходимо:

- создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

- повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;

- создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

- осуществить управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;

- обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;

- формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;

- соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Принимая во внимание все вышесказанное даны рекомендации для обеспечения надлежащего  функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на государственной службе:

- разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;

- поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;

- включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;

- продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

- оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;

- использование Принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными  полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван:

- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

- не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Таким образом, пути совершенствования повышения  этического уровня государственного служащего  лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы подготовки государственных служащих и соблюдения Принципов поддержания этики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Руководители и подчиненные тратят большую часть рабочего времени на профессиональное общение. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот, кто умеет организовывать эффективное деловое общение. Решение этой задачи невозможно без профессионализма  и этики делового общения.

Главным условием эффективности делового общения является осознание того, что возможность реализации целей деятельности организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Взаимопонимание, достигаемое в общении, является необходимым и существенным элементом любого дела.

Информация о работе Деловая этика и этикет