Деловая этика и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать характеристику деловой этики и этикета. Задачи данной работы:
- изучить понятие деловой этики;
- охарактеризовать деловой этикет и показать его значение;
- выявить взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»;
- показать сущность административной этики;
- проанализировать состояние этического уровня государственных служащих;
- выработать рекомендации по совершенствованию этики на государственной службе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности деловой этики и этикета 6
1.1Понятие деловой этики 6
1.2 Деловой этикет и его значение 11
1.3 Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета» 14
Глава 2. Значение административной этики и ее
совершенствование 18
2.1 Сущность административной этики 18
2.2 Состояние профессионально-этического уровня
государственного служащего 22
2.3 Развитие и совершенствование этики на государственной
службе 26
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Деловой этикет и его значение

 

Деловой этикет – установленный порядок поведения  в сфере бизнеса и деловых  контактов. Его применение не носит  обязательного характера, но выполнение его рекомендаций помогает избежать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами9.

Этикет является одним из главных «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе  лицу организации отводится немалая роль. Те организации, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той организации, где соблюдается этикет. Практически во всем мире этот принцип стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создает приятный психологический климат, способствующий деловым контактам10.

Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Если, нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе, вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного человека11.

Соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить лидерство. Иными словами, соблюдение делового этикета – один из элементов профессиональной стратегии. Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений. А их великое множество: как и когда сказать нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как составить полезный для дела круг общения, как правильно организовать деловую трапезу и вести себя на ней и т.д. Правила этикета могут разниться в отдельных фирмах и отраслях производства. Работники обязаны знать эти особенности в каждом конкретном случае. Нарушение этих правил приводит к разрыву деловых связей и оборачивается потерей рынков сбыта. Итак, еще раз напомним «золотые правила» делового этикета:

1) делай все  вовремя;

2) не болтай  лишнего;

3) думай не  только о себе, но и о других;

4) одевайся соответственно  случаю;

5) говори и пиши хорошим языком.

Рассмотрим подробнее эти положения.

Первое из таких  обязательств – необходимость прийти вовремя на работу, причем так надо делать каждый день. Если обстоятельства не позволяют в какой-либо день являться на работу вовремя, следует позвонить и предупредить своего начальника – только так в этой ситуации вы сможете сохранить свою репутацию надежного человека. Требование все делать вовремя касается и всей иной профессиональной и служебной деятельности. Все дела должны делаться в срок! Поэтому важным является умение рассчитать необходимое для выполнения время. Время на выполнение заданий надо выделять с запасом, учитывая те возможные проблемы, которые трудно прогнозировать.

«Не болтай лишнего». Суть этого принципа в том, что  человек обязан хранить секреты  своей организации. Причем речь идет обо всех делах, где он работает: от технологических до кадровых. То же можно сказать и о тех подробностях своей личной жизни, о которых могут поведать друг другу сослуживцы.

«Думай не только о себе, но и о других». Без этого  не может быть и речи о каких-либо успехах. Не учитывать мнений и интересов  покупателя, клиента или партнера – все равно, что пытаться лететь в вакууме, махая крыльями.

Всегда надо иметь в виду, что у всех есть свои интересы и во всякой точке  зрения содержится частица истины, даже если кажется, что оппонент или  собеседник абсолютно не прав. Поэтому  непреложными требованиями делового этикета являются необходимость уважать чужое мнение и желание понять его.

«Одевайся соответственно случаю». В этом принципе самое главное  – необходимость вписаться в  окружение на службе, а внутри этого  окружения – в контингент работников вашего уровня. Помимо того что надо «вписаться», одежда должна быть выбрана со вкусом – соответствовать моде по фасону и цветовой гамме. 

«Говори и пиши хорошим языком». Этот принцип означает, что все произносимое и написанное вами – записки, письма и т. д. – должно не только нести ясную и целенаправленную мысль, но и быть изложено хорошим языком, причем все имена собственные должны произноситься и писаться без ошибок. Необходимо запретить самому себе использовать бранные и нецензурные выражения12.

С понятием делового этикета тесно связано понятие делового протокола. Именно он представляет собой свод правил, которые регламентируют порядок проведения встреч и переговоров, организацию приемов, оформление деловой переписки и т. д. То есть если нормы делового этикета можно рассматривать как теорию, то деловой протокол является его практической частью.

 

 

    1. Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»

 

Объектом изучения этики является мораль. Она регулирует сознание и поведение человека во всех сферах жизни – в труде, быту, политике, отношениях в семье, коллективе, в международных отношениях, в отношениях с природой. На основополагающих нормах этики базируются все без исключения направления деловой этики. Современная деловая этика,  по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

- создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается   как изначально важный процесс;

- прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно-значимых целей;

- приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире,  должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Соблюдение  деловой этики является одним  из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Деловая этика основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.

Этикет –  это установленный порядок поведения  где-либо. Это нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением. Он регламентирует,  что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет и связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности13.

В основе этикета  лежит уважение к людям.  Он возник как придворный церемониал во времена французского короля Людовика ХIV (1638 – 1715  гг.). Именно Людовику ХIV мы обязаны названием «Этикет». На дворцовых приемах у Людовика ХIV гостям раздавались карточки с написанными правилами поведения.  От названия  «карточка» -  этикетка произошло слово  «Этикет». Зародившись в ХVII в. оно стало распространяться по всему миру, проникая во все языки без перевода и особых комментариев. Этикет регламентирует,  что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей,  а что нет.  В отличие от норм морали он носит как бы характер неписанного соглашения людей.

Этика оперирует  нравственными категориями.  В  чем-то этика и этикет могут совпадать, например,  говорить правду надо как с точки зрения этикета,  так и морали.  Но вежливого обращения требует лишь этикет.

Как этикет,  так и этика представляют собой  разные кодексы правил поведения.  О них должен думать деловой человек. К примеру, мужчина защищает женщину от хулиганов.  Он дерется с ними,  называет их неприличными словами.  С точки зрения этикета употреблять бранные слова не годится,  но в данном случае это не является неэтичным.  В данном случае -  нарушение этикета,  но не этики. Мужчина проявил решительность,  мужество,  силу,  то есть положительные качества,  защитил женщину от хулиганов14.

И этика и  этикет утверждают, что казенным имуществом не по назначению пользоваться нельзя. Когда сотрудник в разговоре с другим критикует действие отсутствующего сотрудника, он,  естественно,  нарушает этикет,  но когда психолог фирмы жалуется на работника  (пациента) другому – это нарушение этики.

Законы этики  рассматривают проблему в более  широком плане и не касаются таких мелочей,  как обиды из-за того, что кто-то не сказал: «Спасибо» или «Пожалуйста»  или не отправил коллеге поздравление и др. Каждая проблема,  связанная с этикетом,  начиная от хвастовства и кончая обмена подарками,  должна решаться в свете этических норм,  действующих в данной организации,  в данном обществе. 

Незнание этикета,  неловкость,  неуверенность в  себе мешают развитию беседы в нужном направлении, ограничивают инициативу и сковывают поведение человека в любой обстановке. Из-за неумения своих сотрудников правильно одеваться, корректно вести себя друг с другом,  с клиентами,  с руководителями,  неумения грамотно составить письмо,  вежливо и тактично общаться по телефону, правильно подобрать и расставить персонал, порой, рушатся карьеры. Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно,  сколько наносится травм из-за неправильного поведения или невоспитанности.  Правила делового этикета помогают сближению экономических,  финансовых интересов деловых людей,  способствуют установлению деловых отношений с иностранными партнерами15.

Знание делового этикета является основой успеха. И этика и этикет показывают человеку,  как он должен себя вести.  Этика и этикет шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой.

В системе этического знания важное место занимают различные  виды прикладной этики, определяющие и  разрабатывающие нравственные нормы общения людей применительно к различным сферам деятельности. Поскольку мы в будущем станем государственными или муниципальными служащими, нам необходимо рассмотреть административную этику, так как именно она раскрывает основные этические принципы и нормы организации служебных отношений в сфере государственного и муниципального управления.

 

Глава 2. Значение административной этики и ее совершенствование

2.1 Сущность административной этики

 

Различные исследователи  предполагают различные определения административной этики.

Под административной этикой обычно понимаются адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения об основных этических принципах и нормах организации служебных отношений, о требованиях, предъявляемых к стилю деятельности в сфере государственного и муниципального управления. В научной литературе встречается и более краткое определение административной этики- это совокупность правил, регулирующие практическую деятельность и поведение государственных служащих.

Административная  этика позволяет определить, что является должным  поведением для государственных служащих, а что может быть неприемлемым и даже наказуемым16.

Административной  этике, т.е. процессу разработки и совершенствования стандартов поведения государственных служащих, уделяется большое внимание практически во всех западных странах. Административная этика как учебная дисциплина  изучается в учебных заведениях, занимающихся подготовкой государственных управленцев. В России в связи с реформой государственной службы в настоящее время обострилось внимание к административной этике. В 1995 году в стране был принят закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», закрепивший механизмы реформирования государственной службы.

Система администрирования  включает две группы отношений: служебные- между государством и служащим; публичные- между служащим и гражданином. Служебные отношения характеризуется четким распределением и выполнением функций каждым служащим, подотчетностью; публичные- открытостью, доступностью для граждан.

Поведение государственных  служащих регулируется при помощи:

- кодексов поведения  государственных служащих (т.е. нормативных  актов, в которых определяются  стандарты поведения государственных служащих или государственной службы в целом);

- механизмов отчетности и надзора (проведения внутреннего анализа и внешнего аудита деятельности государственных органов);

- механизмов  профессиональной социализации17.

Кодексы поведения  государственных служащих приняты  во многих странах. Этические кодексы  служащих выражают в бщей форме ценности, нормы и требования к назначению и характеру деятельности государственного служащего как посредника между государством и обществом.

В России в соответствии с Указом Президента страны «Об утверждении  общих принципов служебного поведения служащих» (2002) государственные служащие обязаны:

- добросовестно  исполнять служебные обязанности;

- исходить в  работе из того, что признание  прав и свобод человека и  гражданина определяет основной  смысл деятельности государственных  служащих;

- соблюдать политическую нейтральность;

- соблюдать  нормы служебной, профессиональной  этики и правила делового поведения;

- проявлять  корректность и внимательность  при обращении с гражданами  и представителями организаций;

- проявлять  терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать их культурные и иные особенности; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

- воздерживаться  от поведения, которое могло  бы вызвать сомнения в объективном  исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

- не использовать  свое служебное положение в  корыстных целях;

- воздерживаться  от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности служащего;

- уважительно  относиться к деятельности представителей  средств массовой информации  по информированию общества о работе государственного органа, оказывать им содействие в получении достоверной информации.

Информация о работе Деловая этика и этикет