Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель данной работы – дать характеристику деловой этики и этикета. Задачи данной работы:
- изучить понятие деловой этики;
- охарактеризовать деловой этикет и показать его значение;
- выявить взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»;
- показать сущность административной этики;
- проанализировать состояние этического уровня государственных служащих;
- выработать рекомендации по совершенствованию этики на государственной службе.
Введение 3
Глава 1. Особенности деловой этики и этикета 6
1.1Понятие деловой этики 6
1.2 Деловой этикет и его значение 11
1.3 Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета» 14
Глава 2. Значение административной этики и ее
совершенствование 18
2.1 Сущность административной этики 18
2.2 Состояние профессионально-этического уровня
государственного служащего 22
2.3 Развитие и совершенствование этики на государственной
службе 26
Заключение 29
Библиографический список 31
Деловой этикет
– установленный порядок
Этикет является одним из главных «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе лицу организации отводится немалая роль. Те организации, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той организации, где соблюдается этикет. Практически во всем мире этот принцип стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создает приятный психологический климат, способствующий деловым контактам10.
Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Если, нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе, вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного человека11.
Соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить лидерство. Иными словами, соблюдение делового этикета – один из элементов профессиональной стратегии. Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений. А их великое множество: как и когда сказать нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как составить полезный для дела круг общения, как правильно организовать деловую трапезу и вести себя на ней и т.д. Правила этикета могут разниться в отдельных фирмах и отраслях производства. Работники обязаны знать эти особенности в каждом конкретном случае. Нарушение этих правил приводит к разрыву деловых связей и оборачивается потерей рынков сбыта. Итак, еще раз напомним «золотые правила» делового этикета:
1) делай все вовремя;
2) не болтай лишнего;
3) думай не только о себе, но и о других;
4) одевайся соответственно случаю;
5) говори и пиши хорошим языком.
Рассмотрим подробнее эти положения.
Первое из таких обязательств – необходимость прийти вовремя на работу, причем так надо делать каждый день. Если обстоятельства не позволяют в какой-либо день являться на работу вовремя, следует позвонить и предупредить своего начальника – только так в этой ситуации вы сможете сохранить свою репутацию надежного человека. Требование все делать вовремя касается и всей иной профессиональной и служебной деятельности. Все дела должны делаться в срок! Поэтому важным является умение рассчитать необходимое для выполнения время. Время на выполнение заданий надо выделять с запасом, учитывая те возможные проблемы, которые трудно прогнозировать.
«Не болтай лишнего». Суть этого принципа в том, что человек обязан хранить секреты своей организации. Причем речь идет обо всех делах, где он работает: от технологических до кадровых. То же можно сказать и о тех подробностях своей личной жизни, о которых могут поведать друг другу сослуживцы.
«Думай не только о себе, но и о других». Без этого не может быть и речи о каких-либо успехах. Не учитывать мнений и интересов покупателя, клиента или партнера – все равно, что пытаться лететь в вакууме, махая крыльями.
Всегда надо иметь в виду, что у всех есть свои интересы и во всякой точке зрения содержится частица истины, даже если кажется, что оппонент или собеседник абсолютно не прав. Поэтому непреложными требованиями делового этикета являются необходимость уважать чужое мнение и желание понять его.
«Одевайся соответственно случаю». В этом принципе самое главное – необходимость вписаться в окружение на службе, а внутри этого окружения – в контингент работников вашего уровня. Помимо того что надо «вписаться», одежда должна быть выбрана со вкусом – соответствовать моде по фасону и цветовой гамме.
«Говори и пиши хорошим языком». Этот принцип означает, что все произносимое и написанное вами – записки, письма и т. д. – должно не только нести ясную и целенаправленную мысль, но и быть изложено хорошим языком, причем все имена собственные должны произноситься и писаться без ошибок. Необходимо запретить самому себе использовать бранные и нецензурные выражения12.
С понятием делового этикета тесно связано понятие делового протокола. Именно он представляет собой свод правил, которые регламентируют порядок проведения встреч и переговоров, организацию приемов, оформление деловой переписки и т. д. То есть если нормы делового этикета можно рассматривать как теорию, то деловой протокол является его практической частью.
Объектом изучения этики является мораль. Она регулирует сознание и поведение человека во всех сферах жизни – в труде, быту, политике, отношениях в семье, коллективе, в международных отношениях, в отношениях с природой. На основополагающих нормах этики базируются все без исключения направления деловой этики. Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
- создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
- прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно-значимых целей;
- приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
Соблюдение деловой этики является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Деловая этика основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.
Этикет –
это установленный порядок
В основе этикета лежит уважение к людям. Он возник как придворный церемониал во времена французского короля Людовика ХIV (1638 – 1715 гг.). Именно Людовику ХIV мы обязаны названием «Этикет». На дворцовых приемах у Людовика ХIV гостям раздавались карточки с написанными правилами поведения. От названия «карточка» - этикетка произошло слово «Этикет». Зародившись в ХVII в. оно стало распространяться по всему миру, проникая во все языки без перевода и особых комментариев. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет. В отличие от норм морали он носит как бы характер неписанного соглашения людей.
Этика оперирует нравственными категориями. В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет.
Как этикет, так и этика представляют собой разные кодексы правил поведения. О них должен думать деловой человек. К примеру, мужчина защищает женщину от хулиганов. Он дерется с ними, называет их неприличными словами. С точки зрения этикета употреблять бранные слова не годится, но в данном случае это не является неэтичным. В данном случае - нарушение этикета, но не этики. Мужчина проявил решительность, мужество, силу, то есть положительные качества, защитил женщину от хулиганов14.
И этика и этикет утверждают, что казенным имуществом не по назначению пользоваться нельзя. Когда сотрудник в разговоре с другим критикует действие отсутствующего сотрудника, он, естественно, нарушает этикет, но когда психолог фирмы жалуется на работника (пациента) другому – это нарушение этики.
Законы этики рассматривают проблему в более широком плане и не касаются таких мелочей, как обиды из-за того, что кто-то не сказал: «Спасибо» или «Пожалуйста» или не отправил коллеге поздравление и др. Каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обмена подарками, должна решаться в свете этических норм, действующих в данной организации, в данном обществе.
Незнание этикета, неловкость, неуверенность в себе мешают развитию беседы в нужном направлении, ограничивают инициативу и сковывают поведение человека в любой обстановке. Из-за неумения своих сотрудников правильно одеваться, корректно вести себя друг с другом, с клиентами, с руководителями, неумения грамотно составить письмо, вежливо и тактично общаться по телефону, правильно подобрать и расставить персонал, порой, рушатся карьеры. Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно, сколько наносится травм из-за неправильного поведения или невоспитанности. Правила делового этикета помогают сближению экономических, финансовых интересов деловых людей, способствуют установлению деловых отношений с иностранными партнерами15.
Знание делового этикета является основой успеха. И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и этикет шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой.
В системе этического знания важное место занимают различные виды прикладной этики, определяющие и разрабатывающие нравственные нормы общения людей применительно к различным сферам деятельности. Поскольку мы в будущем станем государственными или муниципальными служащими, нам необходимо рассмотреть административную этику, так как именно она раскрывает основные этические принципы и нормы организации служебных отношений в сфере государственного и муниципального управления.
Глава 2. Значение административной этики и ее совершенствование
2.1 Сущность административной этики
Различные исследователи предполагают различные определения административной этики.
Под административной этикой обычно понимаются адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения об основных этических принципах и нормах организации служебных отношений, о требованиях, предъявляемых к стилю деятельности в сфере государственного и муниципального управления. В научной литературе встречается и более краткое определение административной этики- это совокупность правил, регулирующие практическую деятельность и поведение государственных служащих.
Административная этика позволяет определить, что является должным поведением для государственных служащих, а что может быть неприемлемым и даже наказуемым16.
Административной этике, т.е. процессу разработки и совершенствования стандартов поведения государственных служащих, уделяется большое внимание практически во всех западных странах. Административная этика как учебная дисциплина изучается в учебных заведениях, занимающихся подготовкой государственных управленцев. В России в связи с реформой государственной службы в настоящее время обострилось внимание к административной этике. В 1995 году в стране был принят закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», закрепивший механизмы реформирования государственной службы.
Система администрирования включает две группы отношений: служебные- между государством и служащим; публичные- между служащим и гражданином. Служебные отношения характеризуется четким распределением и выполнением функций каждым служащим, подотчетностью; публичные- открытостью, доступностью для граждан.
Поведение государственных служащих регулируется при помощи:
- кодексов поведения
государственных служащих (т.е. нормативных
актов, в которых определяются
стандарты поведения государств
- механизмов отчетности и надзора (проведения внутреннего анализа и внешнего аудита деятельности государственных органов);
- механизмов
профессиональной социализации1
Кодексы поведения государственных служащих приняты во многих странах. Этические кодексы служащих выражают в бщей форме ценности, нормы и требования к назначению и характеру деятельности государственного служащего как посредника между государством и обществом.
В России в соответствии с Указом Президента страны «Об утверждении общих принципов служебного поведения служащих» (2002) государственные служащие обязаны:
- добросовестно
исполнять служебные
- исходить в
работе из того, что признание
прав и свобод человека и
гражданина определяет
- соблюдать политическую нейтральность;
- соблюдать
нормы служебной,
- проявлять корректность и внимательность при обращении с гражданами и представителями организаций;
- проявлять
терпимость и уважение к обычая
- воздерживаться
от поведения, которое могло
бы вызвать сомнения в
- не использовать свое служебное положение в корыстных целях;
- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности служащего;
- уважительно
относиться к деятельности