Государственный служащий, проблемы этики, компетенции и ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:07, реферат

Описание работы

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти, является одной из важнейших задач.
По мнению специалистов, "унаследованную от прежнего общественного строя административно - командную систему лишь внешне пытались подстроить под решение новых задач; при этом прежние командно-клановые структуры ослабли, а адекватной замены им не возникло".

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации………...5
1.1 Государственный гражданский служащий - основные понятия……………….................5
1.2 Особенности прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..7
Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего………………………………………………………………………12
2.1 Принципы служебного поведения государственных служащих…………………..........12
2.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими……………………………………………………………………………………...16
2.3 Проблемы компетенции государственных гражданских служащих соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими…………….21
Глава 3. Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего………………………………………………………………….24
3.1 Анализ модельного этического кодекса государственного служащего РФ и кодекса поведения государственных служащих РФ…………………………………………………..24
3.2 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими……………………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЭГС.docx

— 69.59 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра управления

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Этика государственной службы и  государственного служащего»

на  тему «Государственный служащий, проблемы этики, компетенции и ответственности»

 

 

    Выполнила:  А.Р. Салчак, студентка 1-го курса  

                                        очной формы обучения юридического

                      факультета, группа Ю-113Б                                                

                                      

                                       Научный руководитель: Р.П. Жирков,

                                                      доцент кафедры управления,                     

                                                      кандидат медицинских наук, доцент

                                                              

 

 

 

Люберцы

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации………...5

1.1 Государственный  гражданский служащий - основные  понятия……………….................5

1.2 Особенности  прохождения государственной гражданской  службы в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..7

Глава 2. Основные понятия  и проблемы соблюдения требований к  служебному поведению гражданского служащего………………………………………………………………………12

2.1 Принципы служебного  поведения государственных служащих…………………..........12

2.2 Проблемы соблюдения  этических и моральных норм  государственными гражданскими  служащими……………………………………………………………………………………...16

2.3 Проблемы компетенции  государственных гражданских служащих  соблюдения этических и моральных  норм государственными гражданскими  служащими…………….21

Глава 3. Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего………………………………………………………………….24

3.1 Анализ модельного этического кодекса государственного служащего РФ и кодекса поведения государственных служащих РФ…………………………………………………..24

3.2 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими……………………………………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………………………...29

Список использованной литературы………………………………………………………….31

 

ВВЕДЕНИЕ

Создание высокоэффективной  государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической  государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня  для государственного строительства  формирование широкого слоя высококвалифицированных  государственных гражданских, способных  обеспечить эффективность и безупречность  работы органов государственной  власти, является одной из важнейших  задач.

По мнению специалистов, "унаследованную от прежнего общественного  строя административно - командную  систему лишь внешне пытались подстроить под решение новых задач; при  этом прежние командно-клановые структуры  ослабли, а адекватной замены им не возникло".

Именно эти обстоятельства привели к негативным последствиям. Качество работы государственного аппарата резко снизилось, неэффективность, коррумпированность его действий возросли.

Изменить сложившуюся  ситуацию можно только путем повышения  эффективности работы государственного аппарата, его действительной переориентации и лоббирования узкопрфильных интересов на служение обществу, внедрением действенных механизмов контроля со стороны гражданского общества за деятельностью чиновников.

Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики  и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и  рациональную расстановку кадров, в  том числе и с учетом их компетентности, профессионализма, социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности  сознания, этики.

Проведение в  России административной реформы и  сопутствующей ей реформы государственной  службы остро ставит проблемы юридической  ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций  в системе государственного управления.

Одной из основных функций ответственности государственных  служащих наряду с регулятивной, контрольной, охранительной, карательной и др. является стимулирующая. Именно она показывает социальную ценность ответственности как средства обеспечивающего соблюдение дисциплины и законности при осуществлении служебной деятельности. Настоящая дипломная работа посвящена исследованию проблем этики, компетентности и ответственности государственного служащего.

По своему этимологическому содержанию и истории возникновения  понятия «этика», «мораль», «нравственность» однотипны, содержательно перекрещиваются  и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки  общему понятию.

Понятие "компетенция" означает совокупность полномочий, которыми наделен государственный орган  или должностное лицо Конституцией РФ, законами, подзаконными нормативными правовыми актами.

В процессе изучения научной литературы по данной теме и в результате теоретического исследования выявились следующие противоречия:

1. В настоящее  время требования, предъявляемые  к государственным служащим очень  высоки, а проблема подготовки  кадров только в последнее  время становится актуальной;

2. Существует потребность  в высококвалифицированных специалистах, а механизмы, позволяющие на  практике осуществлять качественный  подбор и рациональную расстановку  кадров, в том числе и с учетом  их социальной сущности, нравственных  ориентиров, моральности сознания, этики, отсутствуют, и это приводит  к неэффективной работе государственных  служб.

Указанные противоречия обозначили проблему: «Как достигнуть высокой эффективности деятельности государственной власти и ее аппаратов?»

 

Глава 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Государственный гражданский служащий - основные понятия

Говоря о государственном  гражданском служащем, необходимо отметить, что он является субъектом права, а также является реальным участником различных правоотношений. Правоотношения, в которых участвуют государственные  гражданские служащие, достаточно разнообразны, но, как показывает практика государственного управления, наиболее часто госслужащие  участвуют в административных правоотношениях. Но перед рассмотрением содержания административно-правового статуса  государственного гражданского служащего  необходимо определить, кто является госслужащим.

Федеральный закон  от 27 июля 2004 года "О государственной  гражданской службе Российской Федерации" определяет, что гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший  на себя обязательства по прохождению  гражданской службы. Гражданский  служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данное законодательное определение позволяет выделить следующие признаки гражданского служащего. Это прежде всего гражданин Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданин при поступлении на государственную службу, кроме своего общего (конституционного) правого статуса, приобретает особый правовой статус, гражданин попадает в определенный правовой режим запретов, ограничений, связанных с государственной гражданской службой, после издания соответствующего правового акта о назначении на должность. Государственная гражданская служба - это профессиональная деятельность. Для гражданского служащего его служебная деятельность является основной работой. Государственная служба осуществляется на контрактной основе. Контракт наряду с иными актами определяет статус гражданского служащего. Исходя из анализа законодательства о государственной гражданской службе можно выделить три основных признака, характеризующих понятие государственного гражданского служащего.

1. Государственный  гражданский служащий - это гражданин  Российской Федерации. Иностранные  граждане или лица без гражданства  не могут быть государственными  служащими в Российской Федерации.

2. Государственный  гражданский служащий - это гражданин  Российской Федерации, взявший  на себя обязательства по прохождению  гражданской службы.

3. Гражданин приобретает  статус государственного гражданского  служащего в соответствии с  актом о назначении на должность  и со служебным контрактом.

4. Гражданский служащий  исполняет свои обязанности профессионально  и на возмездной основе, за  счет средств государственного  бюджета.

Следует отметить, что в административно-правовой науке вопросу регламентации  административно-правового статуса  государственного гражданского служащего, а также классификации их прав и обязанностей в современный  период уделено недостаточное внимание. Между тем большая по масштабам и интенсивности проводимая в нашем государстве работа по совершенствованию российского законодательства настоятельно требует решения существующих проблем классификации прав, обязанностей и гарантий государственного гражданского служащего в Российской Федерации.

Правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи государственного гражданского служащего с органами государственного управления. Вследствие этого правовой статус государственного гражданского служащего, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь  и развиваясь в них, а с другой - непосредственно входит в любой  из правовых статусов в качестве его  важнейшей составной части.

Исходя из этого, правовой статус государственного гражданского служащего в самом общем виде можно определить как систему  предоставленных гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей, а также систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности  за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего обязанностей, а также соблюдения запретов и  ограничений, связанных с гражданской  службой.

Ученые-юристы рассматривают  административно-правовой (и правовой статус в целом) личности как сложное  явление, объединяющее не только права  и обязанности, но и ряд других элементов: гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и т.д.

Причем, предлагая  различные подходы к количеству элементов, высказывают точки зрения, нередко во многом противоположные  друг другу. Не вступая в общую  дискуссию относительно предлагаемых элементов статуса, необходимо отметить одну общую закономерность, которая  прослеживается практически у всех авторов, независимо от используемых ими  подходов. Они заключаются в том, что основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное  содержание составляют соответствующие  права и обязанности. "Система  прав и обязанностей, - отмечает Г.В. Мальцев, - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к  решению основных юридических проблем". Права и обязанности являются настолько бесспорными элементами правового статуса, что признаются в качестве таковых всеми исследователями. "Правовой статус гражданина немыслим без единства прав и обязанностей", - справедливо отмечает А.П. Коренев.

Содержание правового  статуса государственных гражданских  служащих в структурном плане  должно определяться основными правами  и обязанностями. Это позволит достаточно четко выделить функциональную направленность и структуру правового статуса  государственного гражданского служащего  и тем самым не допустить "размывания" границ этого понятия. Правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами  иных субъектов права чертами (теоретическая  конструкция состава, общее назначение и другие), характеризуется рядом  особенностей, которые придают ему  качественную и количественную определенность. Выявление основных признаков правового  статуса государственного гражданского служащего позволяет объединить и систематизировать многочисленные, содержащиеся в различных правовых источниках, нормативные положения  в рамках одной правовой институции. Что, в свою очередь, предполагает закрепление  наиболее важных из них в едином нормативном акте - законе, так как  большинство прав и обязанностей государственного служащего связано  с осуществлением им деятельности государственно-властного, исполнительно-распорядительного характера. Содержание правового положения государственных служащих характеризуется их общегражданскими правами и обязанностями, обязанностями и правами по занимаемой государственной должности.

Должность определяет статус государственного гражданского служащего. В Законе о государственной  гражданской службе должности подразделяются на следующие категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. В.М. Манохин считает, что должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и так далее) с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления. Д.Н. Бахрах обращает внимание на то, что должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Организационная структура аппарата управления есть не что иное, как структура формализованных "социальных позиций", юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли - нет.

Правовой статус государственного гражданского служащего  характеризует место, занимаемое служащим в системе органа управления. Правовой статус государственного гражданского служащего определяет границы деятельности государственного гражданского служащего  по отношению к иным субъектам  права. Так, исследуемый правовой институт относит к числу специальных  статусов, с регламентацией которых  законодатель связывает возложение на лицо дополнительных (специальных) полномочий.

Информация о работе Государственный служащий, проблемы этики, компетенции и ответственности