Государственный служащий, проблемы этики, компетенции и ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:07, реферат

Описание работы

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти, является одной из важнейших задач.
По мнению специалистов, "унаследованную от прежнего общественного строя административно - командную систему лишь внешне пытались подстроить под решение новых задач; при этом прежние командно-клановые структуры ослабли, а адекватной замены им не возникло".

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации………...5
1.1 Государственный гражданский служащий - основные понятия……………….................5
1.2 Особенности прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..7
Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего………………………………………………………………………12
2.1 Принципы служебного поведения государственных служащих…………………..........12
2.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими……………………………………………………………………………………...16
2.3 Проблемы компетенции государственных гражданских служащих соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими…………….21
Глава 3. Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего………………………………………………………………….24
3.1 Анализ модельного этического кодекса государственного служащего РФ и кодекса поведения государственных служащих РФ…………………………………………………..24
3.2 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими……………………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЭГС.docx

— 69.59 Кб (Скачать файл)

К первой группе можно  отнести следующие требования:

1) исполнять должностные  обязанности добросовестно, на  высоком профессиональном уровне;

2) исходить из  того, что признание, соблюдение  и защита прав и свобод человека  и гражданина определяют смысл  и содержание его профессиональной  служебной деятельности;

3) осуществлять  профессиональную служебную деятельность  в рамках установленной законодательством  РФ компетенции государственного  органа;

4) соблюдать нейтральность,  исключающую возможность влияния  на свою профессиональную служебную  деятельность решений политических  партий, других общественных объединений,  религиозных объединений и иных  организаций; проявлять уважение  к нравственным обычаям и традициям  народов Российской Федерации;

5) учитывать культурные  и иные особенности различных  этнических и социальных групп,  а также конфессий;

6) способствовать  межнациональному и межконфессиональному  согласию.

Ко второй группе относятся требования:

1) не оказывать  предпочтения каким-либо общественным  или религиозным объединениям, профессиональным  или социальным группам, организациям  и гражданам;

2) не совершать  действий, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

3) соблюдать ограничения,  установленные настоящим Законом  и другими федеральными законами  для гражданских служащих;

4) не совершать  поступков, порочащих его честь  и достоинство;

5) не допускать  конфликтных ситуаций, способных  нанести ущерб его репутации  или авторитету государственного  органа.

К третьей группе требований относятся:

1) проявлять корректность  в обращении с гражданами;

2) соблюдать установленные  правила публичных выступлений  и предоставления служебной информации.

Необходимость разработки и закрепления в законе требований к служебному поведению гражданских  служащих связана с рядом причин:

1) в статье 18 Закона  в сжатом виде и в прикладной  форме отражены сущность и  специфика деятельности гражданских  служащих как социальной профессиональной  группы;

2) нравственная  направленность кадровой политики  нашла отражение в законе, руководствуясь  которым, можно судить об основных  моральных принципах и нормах  этой политики;

3) закон является  инструментом самой кадровой  политики в органах государственной  власти, на его основе происходит  формирование кадрового состава  гражданских служащих и регулируется  их деятельность.

Отношение к включению  в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских  служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных  норм и требований - это формальное, искусственное действие.

Другая точка  зрения заключается в том, что  систематизация нравственных, моральных  требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих  действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.

Требования к  служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных  органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего на может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями  гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17).

Необходимо отметить, что сложности при практической реализации положений Закона о служебном  поведении связаны с:

1) субъективностью  и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий;

2) отсутствием интеграции  современного российского общества  посредством единой морали, отрицанием  сложившихся ранее нравственных  норм и ценностей;

3) невозможностью  учесть весть спектр поведенческих  стратегий и сложностью определения  адекватных санкций за нарушение  требований к служебному поведению.

Требования к  служебному поведению должны соответствовать  утвердившейся политической и правовой системе, то есть не должны в первую очередь противоречить нормам права, представленным в Конституции РФ, концепции прав человека. Нравственная составляющая поведения гражданского служащего не может складываться по формуле "все, что не запрещено  законом, разрешено"; формальная процедура и нормативные положения не отменяют моральных оценок и суждений, основанных на общечеловеческих нормах нравственности.

В Законе нельзя предусмотреть  все нравственные коллизии, возникающие  в практической деятельности гражданского служащего. Статьи Закона не заменяют и личного морального выбора, позиции  и убеждений человека, его совести.

Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах  внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс американского общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения служащих.

Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения  государственного служащего требуется  более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего  должны быть более строгими, чем  обычные моральные нормы. К недостаткам  ст. 18 Закона можно отнести то, что, по сути, не определены процедуры принятия нормативных актов государственных органов о служебном поведении, конкретизирующих деятельность служащих применительно к отдельным сферам и специфике целей и функций органов власти; не определены способы контроля и санкции за нарушения.

Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении  общих принципов служебного поведения  государственных служащих" рекомендовано  не только государственным служащим, но и лицам, замещающим государственные  должности Российской Федерации, государственные  должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных Указом, в части, не противоречащей правовому статусу  этих лиц.

Указ принят в  целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения  условий для добросовестного  и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений  на государственной службе. Действует  Указ с момента подписания и до принятия федеральных законов о  видах государственной службы, одним  из видовых законов является комментируемый Закон.

Впервые в Указе  Президента РФ "Об утверждении общих  принципов служебного поведения  государственных служащих" дано определение понятию "конфликт интересов" - это ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное  исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Определен и порядок  действий служащего при угрозе возникновения  конфликта интересов, а именно: служащий обязан сообщить об этом непосредственному  руководителю и выполнять его  решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

После широкого обсуждения проекта Закона "Кодекс служебного поведения должностных лиц государственных  органов и органов местного самоуправления" (в более ранней редакции - проект Закона "Кодекс служебного поведения  государственных служащих"), опубликования  Указа Президента РФ "Об утверждении  общих принципов служебного поведения  государственных служащих" некоторые  субъекты РФ начали подготовку региональных нормативных правовых актов о  служебном поведении гражданских  служащих. Так, Законодательным собранием Санкт-Петербурга подготовлен проект Закона "Об общих принципах служебного поведения государственных служащих Санкт-Петербурга".

Повышенные требования вполне обоснованно предъявляются  руководителям. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской  службы категории "руководители", обязан не допускать случаев принуждения  гражданских служащих к участию  в деятельности политических партий, других общественных и религиозных  объединений.

Так как гражданский  служащий, замещающий должность гражданской  службы категории "руководители", наделен значительными организационно-распорядительными  полномочиями по отношению к другим государственным служащим, то он призван  принимать меры по предотвращению и  урегулированию конфликта интересов; не допускать принуждения гражданских  служащих к участию в деятельности организаций, если такое действие ставит под сомнение политическую нейтральность, не исключает возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.

Некоторые авторы считают, что нецелесообразно устанавливать  единые правила служебного поведения  для всех категорий должностных  лиц. Так, например, в зарубежных странах  имеются различные варианты регулирования  конфликта интересов у парламентариев: в Швеции конфликт интересов у  парламентариев запрещен, а в Англии он допускается, если депутат публично заявляет о нем, но пытается доказать, что этот интерес не противоречит более широким интересам. Во Франции, к примеру, существует отдельный  кодекс этики для полиции.

Необходимо учесть, что, хотя перечень требований к служебному поведения гражданского служащего  и не является исчерпывающим, смысл  требований определяет главное - закон  позволяет не дожидаться последствий  злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения  лица к административной или уголовной  ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях  на уровне дисциплинарной ответственности.

2.2 Проблемы соблюдения этических  и моральных норм государственными  гражданскими служащими

Формирование эффективных  управленческих команд в сфере государственного управления - важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе  и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности  сознания, этики.

Анализ современных  проблем этики государственных  служащих является одним из важных элементов процесса управления в  государственных службах.

Термин «этика» - древнегреческого происхождения, берущий  свое начало от слова «этос» - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки общему понятию.

Рассматривая вопрос о признаках правовой этики государственных  служащих и других должностных лиц  сходимся во мнении, что она должна характеризоваться рядом необходимых  параметров, определяющих взгляды, особенности  человеческой личности, которые формируют  его отношение к смыслу и ценностям  права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень  развития духовности и строгость  нравственных устоев, бытующих в обществе. Приведем некоторые из них: порядочность, независимость от финансового интереса, объективность, ответственность, открытость, самоотверженность, здравый смысл, беспристрастность, чувство долга, справедливость, совесть и так далее.

В некоторых странах  существуют и применяются на практике кодексы поведения государственных  служащих и других должностных лиц.

Персональная ответственность  каждого должностного лица и государственного служащего требует соблюдения таких  стандартов этического поведения, которые  от них ожидают граждане России. Этика поведения государственного служащего или иного должностного лица должна строиться на основе осознания, что государственная должность  является выражением общественного  доверия и по результатам его  работы формируется отношение граждан  к государству в целом.

В целях поддержания  и защиты авторитета государства  и уважения к его служащим со стороны  общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют  его статусу.

Государственные служащие и другие должностные лица должны соблюдать общие принципы поведения, которые применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять свои обязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные с их служебным  положением этические нормы.

Одна из основных обязанностей государственного служащего  и иного должностного лица - это  обязанность следовать высшим моральным  принципам, быть преданным государству  и ставить интересы государства  выше личных интересов, интересов отдельных  лиц, партий, организаций, нести ответственность  за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами. Государственные служащие и другие должностные лица не должны совершать  действия, которые противоречили  бы этой обязанности.

Информация о работе Государственный служащий, проблемы этики, компетенции и ответственности