Имидж делового человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечелове¬ческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. То есть, общение выступает важнейшим факто¬ром психического развития человека. В общем виде можно оп¬ределить общение как универсальную реальность, в которой за¬рождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...2
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ЕГО ПРИНЦИПЫ………3
ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА……………….5
ЭТИКЕТ. ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ДЕЛОВОГО КОСТЮМА……………………………………………...7
КОСТЮМ ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ………………9
КОСТЮМ ДЕЛОВОГО МУЖЧИНЫ…………….11
ЭТИКЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ НА РАБОТЕ И БЫТУ
………………………………………………..…………14
ИНТЕРЬЕР РАБОЧЕГО ПОМЕЩЕНИЯ….……..18
ЖЕСТЫ, ИЛИ НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ.……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………23
ЛИТЕРАТУРА.……………………………………….

Файлы: 1 файл

ЭТИКЕТ И ПРОТОКОЛ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ-есть.docx

— 66.23 Кб (Скачать файл)

 Нельзя употреблять  в грубой, уничижительной форме имена знакомых или даже близких, родных людей ("Колька", "Танька") в разговоре о них или при обращении к ним. Всегда следует помнить о такте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТИКЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ НА РАБОТЕ И БЫТУ.

 

По тому, насколько деловой человек знает правила поведения в обществе, следует им, можно судить о степени его воспитанности. Это касается как рядового сотрудника, так и руководителя. В служебном этикете нет мелочей. Поведение человека, будь то мужчина или женщина, на улице, в лифте, на лестничной площадке, в офисе, создает его имидж, свидетельствует о его культуре (или о ее отсутствии).

 Рассмотрим правила  поведения делового человека  на конкретных примерах.

 Поведение на улице. Существует правило: если мужчина идет рядом с женщиной, она должна находиться справа от него (и на прогулке в парке, и во время антракта в фойе театра). От этого правила отступают лишь в загсе, в церкви, где невеста стоит слева от жениха. Так же молодожены выходят из храма. С мужчиной-военным женщина всегда идет слева, потому что правой рукой военный приветствует старшего по званию или отвечает на приветствие младшего офицера или солдата. Если мужчина и женщина идут по улице рядом с проезжей частью, а тротуар очень узкий, то мужчина идет со стороны дороги, так как это зона повышенной опасности: неопытный водитель может не справиться с управлением и выехать на тротуар, а в дождливую погоду едущая очень близко к тротуару машина может обдать грязью. Когда мужчина сопровождает двух женщин, он должен идти между ними, но так, чтобы старшая по возрасту была справа от него.

Поднимаясь по лестнице, мужчина идет сзади женщины, а спускаясь — перед нею, чтобы она, если оступится, могла опереться на своего спутника.

Поведение у входа в служебное помещение. Если у двери оказались начальник, его заместитель и женщина, дверь открывает тот, кто ближе всего к ней, даже если это женщина. Однако настоящий джентльмен обязательно перехватит инициативу и, придерживая дверь, пропустит даму вперед. Неплохо, если дверь откроет и подержит, пропуская своих подчиненных, начальник. Тогда сотрудники, которые всегда спешат, боясь опоздать на работу, с "помощью" руководителя явятся на свои рабочие места более или менее своевременно. В данной ситуации как будто нарушена субординация? Да, но авторитет начальника как воспитанного человека несомненно возрастет.

Между прочим, в деловом  партнерстве опоздание, тем более  систематическое, производит очень  плохое впечатление. Его можно рассматривать как неуважение к своему партнеру. Всегда следует помнить слова французского короля Людовика XIV: "Точность :— это вежливость королей".

Поведение у лифта и в лифте. Если у лифта стоят люди, с ними обязательно нужно поздороваться. Первым в лифт (зону повышенной технической опасности) входит мужчина, придерживая двери, и тогда могут войти женщина и ребенок.

Любой входящий в лифт должен поздороваться с находящимися там людьми. Мужчина обязательно встает к ним лицом, боком или вполоборота (только не спиной!). Стоять спиной даже в переполненном лифте мужчине неприлично.

Выходить из лифта мужчина  должен последним, пропустив вперед себя ребенка или женщину. Только в одном случае он может выйти раньше женщины: тогда, когда он вошел в лифт последним и остался стоять спиной к дверям. Чтобы не мешать стоящим перед ним пассажирам выйти на следующем этаже, мужчине следует выйти первым, обязательно извинившись перед женщинами за то, что не сумел пропустить их вперед

Поведение в служебном помещении. Входя в помещение i I. есть охранник или дежурный, проверяющий пропуска, Сотрудники — и тем более руководитель организации — обязаны поздороваться с охранником (дежурным), гардеробщиком и всеми, кто встречается на пути.

Как должен поступить начальник  при встрече с сотрудником, которому он должен задать вопрос, не требующий обязательного рассмотрения в кабинете? Остановив подчиненного, он прежде всего здоровается, а затем задает интересующий его вопрос. Если в это время мимо беседующих проходит другой сотрудник, ему не стоит "гадать", заметил по начальник или нет, и тем более здороваться со спиной, чтобы не оказаться в комичном положении. Если сотрудник все-таки поздоровался, а начальник заметил это, то последний может ответить на приветствие, прежде извинившись перед своим собеседником. Он может и не откликнуться на приветствие: либо он не заметил, что с ним здороваются, либо не мог прервать беседу (через плечо здороваться некультурно). В любом случае обижаться на своего руководителя не стоит. Воспитанный начальник всегда найдет возможность поприветствовать подчиненного.

Конечно, руководитель организации  или учреждения запомнить всех, кто  встречается ему в коридоре в  течение дня, не может. Поэтому не будет ничего плохого, если он лишний раз кивнет головой подчиненному.

Поведение в приемной и в кабинете начальника. Представим обстановку рабочего кабинета. Напротив двери обычно стоит рабочий стол начальника. Перед ним приставной столик и два стула. Справа от стола, вдоль стены располагается большой стол, за которым проводятся совещания, планерки, оперативки и т.д.

Если у начальника есть приемная, где сидит секретарь, то именно он(она) регулирует "поток" посетителей к руководителю. Если нет приемной и секретаря, подчиненные не стучатся, приоткрывают дверь и спрашивают позволения войти. Не получив ответа, входить в кабинет нельзя. Когда же сотрудник получает разрешение войти, он должен поздороваться, дойти до приставного стола и остановиться. Без разрешения или приглашения садиться не следует. Если начальник принял принесенные бумаги и поблагодарил подчиненного, тот должен повернуться и выйти. Если в данном случае начальник не предложил сотруднику присесть, т.е. не оказал какого-то знака внимания, это не значит, что он невоспитан и невнимателен.

Кстати, начальник не всегда обязан приглашать присесть подчиненного, даже если это женщина. Женщин на работе нет! Женщине на службе следует помнить, что она подчиненная и на нее тоже распространяются правила делового этикета. Она на работе, а не в ресторане или театре, на прогулке, в гостях и т.д. Деловой этикет очень похож на субординацию в армии. Полковнику может быть 30 с небольшим лет, а капитану — 50, но приветствовать полковника первым будет младший по чину, а не по возрасту. То же самое в деловом этикете. Поэтому женщина не должна претендовать на то, чтобы начальник уделял ей особое внимание. На работе Женщина не подает первой руку своему начальнику, как в остальных случаях Жизни. Вне работы женщина первой протягивает руку мужчине, если она этого хочет, чего никогда не может быть на работе по отношению к своему начальнику.

Начальник не обязан подавать руку своим подчиненным. Он может  просто поприветствовать их кивком головы.

Еще одна ситуация возникает  в коллективе, где подчиненными бывают женщины, а начальниками — мужчины. Как должны поступить женщины, если в комнату, где они работают, входит начальник? Должны ли они вставать при входе руководителя? Да, должны, если он впервые пришел познакомиться с персоналом, вернулся из отпуска, командировки или в начале рабочего дня. Но если в обычный рабочий день руководитель входит в комнату много раз, вставать каждый раз не нужно.

Начальнику тоже иногда приходится вставать, когда к нему вошли посетители (не подчиненные): он должен встать, застегнуть пиджак, выйти из-за стола, пойти навстречу.

К сожалению, наши мужчины  независимо от возраста и должности нередко забывают застегивать пиджак. Однако мужчина-руководитель должен помнить об этом, особенно выходя из-за стола навстречу женщине, своему начальнику или знакомому.

Сидя за столом президиума, мужчина может расстегнуть пиджак, но, если ему предоставили слеша и он идет на кафедру, должен застегнуть пиджак. То же самое в гостях, на дне рождения, на юбилее, в доме или в ресторане (не имеет значения): если мужчина хочет произнести тост, ему следует встать, застегнуть пиджак и только потом начать говорить.

Нужно усвоить еще одно правило. Какого бы ранга, возраста и пола ни был начальник, при входе в кабинет своего подчиненного не он первым протягивает руку, а хозяин кабинета. Только следует всегда помнить, что идти навстречу с протянутой рукой некрасиво. И совершенно недопустимо протягивать руку через стол, где бы то ни было: в рабочем кабинете, в гостях, ресторане, кафе, буфете, хотя у нас так поступают зачастую. Жать руку через стол можно при обмене сувенирами, поздравлениями, при приветствии после подписания документа о сотрудничестве.

Однако вернемся к ситуации, когда в кабинет входят посетители (начальник или гость). Как правильнее поступить? Спокойно подойти к посетителю, протянуть руку для приветствия, предложить ему присесть, но, конечно, не на свое место и не за большой стол для заседаний. Место для посетителя — за приставным столом. Гостю следует предложить место лицом к окну, самому сесть спиной к окну, но лицом к двери. Если же вошла женщина, она выбирает место сама. Ведь иногда женщины не уверены, хорошо ли они выглядят, или чем-то смущены, или просто не хотят садиться лицом к свету, особенно если светит яркое солнце. Даже если начальник уже показал рукой ей на стул, она имеет право сказать: "С вашего разрешения (позволения), я присяду здесь".

Важно также знать следующее. Если женщина входит в комнату, где  сидят мужчины, они встают (если эти  женщины не подчиненные). Разрешается  не вставать только очень пожилым людям или людям с какими-то физическими недостатками. В рабочей же обстановке, когда входит женщина рангом ниже присутствующих, мужчины не встают. Женщине вставать не обязательно, если входит мужчина, исключая начальника. В знак особого уважения она может встать и ждать, когда руководитель подаст руку, хотя всегда первым протягивает руку хозяин кабинета.

В общественных местах руку сослуживцам подавать не обязательно. Достаточно кивнуть головой. Молодые  люди должны сделать более глубокий поклон. Сейчас, когда в бизнес пришло довольно много молодых людей, им, пожалуй, следует придерживаться делового этикета, хотя бы при посторонних. Несолидно выглядит офис, учреждение или контора, где все на "ты", где все похлопывают друг друга по спине, по плечу (и руководители и подчиненные). Это  искаженное представление о демократичности. Отдельные молодые руководители думают, что если они со своими подчиненными на "ты", то этим как бы подчеркивают свое дружеское отношение. Такое панибратство только вредит делу. Со своими подчиненными следует устанавливать определенную дистанцию. Не нужно заискивать перед ними или вести себя надменно, стараясь показать, кто есть начальник, а кто — подчиненный. Деловые взаимоотношения должны быть уважительными и ровными, но не исключающими требовательности. Ведь обязанность начальника — строго следить за выполнением того или иного задания.

 

 

ИНТЕРЬЕР  РАБОЧЕГО ПОМЕЩЕНИЯ.

 

Интерьер (от фр. interieur — внутренний) — это внутреннее пространство здания или помещения в здании (вестибюль, комната, зал). Интерьер рабочего помещения — весомая часть делового этикета, так как знакомство с фирмой начинается с интерьера помещения. Главный и обязательный принцип интерьера — чистоплотность (особенно чистота мест общего пользования).

К оформлению офиса  нужно отнестись очень серьезно. Для этого лучше пользоваться консультацией специалистов — дизайнеров. При оформлении надо учитывать, что каждый сотрудник, постоянно работающий в фирме, должен иметь собственное рабочее место. В книге «Деловой этикет» Дж.Ягер описывает десять важнейших моментов, касающихся интерьера офиса.

1. Захламленный стол производит отталкивающее впечатление. Поэтому будьте опрятны и никогда не раскладывайте вокруг вязание, расчески или косметику.

  1. Постарайтесь не обедать за рабочим столом.
  2. Если вы привыкли пить кофе за рабочим столом, пользуйтесь чашкой, а не одноразовыми стаканчиками.
  3. Попробуйте посмотреть на свое рабочее место глазами постороннего человека, а потом ответьте на вопрос: захотел бы я прийти к человеку, работающему в таком кабинете?
  4. Воспринимайте ваш офис как свой дом, продумайте все мелочи с точки зрения хорошего тона.
  5. Удостоверьтесь, что любой предмет, даже самый незначительный, в вашем кабинете выбран так, чтобы подчеркнуть ваш имидж.
  6. Следите, чтобы в вашем кабинете всегда было чисто и приятно.
  7. Если вам для работы обязательно нужны горы бумаг, устройте аккуратную, прибранную приемную для посетителей, а текущую работу делайте в другой комнате. Если ваш кабинет маленький или вы имеете стол в общем отделе, заведите себе выдвижной «мусорный» ящик, в который будете прятать все бумаги, как только к вам придет посетитель.
  8. Номера телефонов и документов, которые доверили лично вам, храните так, чтобы их нечаянно не смог прочесть другой работник фирмы или посетитель.

10. Если можно, не пользуйтесь телефоном со встроенным 
микрофоном. Если вы вынуждены воспользоваться громкоговорителем, объясните вслух, что заставило вас прибегнуть к его помощи.

Создавая удобства для  профессиональной деятельности, не забывайте об отдыхе, так как любая работа требует переключения.

Отдыхая от работы, постарайтесь восстановить собственный психологический  комфорт. Для этого необходимо, чтобы  стены офиса, шторы на окнах, цветы, картины или гравюры на стенах помогли создать соответствующую  атмосферу. Например, содержание предметов изобразительного искусства не должно провоцировать агрессивное настроение или уныние. В большинстве случаев рекомендуется украшать стены пейзажами, натюрмортами, которые создают покой и уравновешенность.

Информация о работе Имидж делового человека