История и принципы делового этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:56, контрольная работа

Описание работы

В первом разделе работы речь пойдет об истории и принципах делового этикета, о форме регулирования поведения человека. Во втором разделе буду рассматривать - приветствие, представление и титулирование.
Данная контрольная работа привлекает тем, что можно закрепить теоретические знания и практические навыки, полученных в ходе изучения дисциплины «Деловое общение».

Файлы: 1 файл

История и принципы делового этикета.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Сохранились и  используются в настоящее время  куртуазные титулы, являющиеся принадлежностью к иерархии римско-католической церкви (Ваше святейшество, Ваше преосвященство).

Еще один куртуазный титул, дошедший до нас из глубины  веков, из времен первых студиозов, обучающихся  в универстиетах, и обучающих  их профессоров, - магнециций. Этим титулом обозначается первое лицо высшего учебного заведения – ректор. Этот титул применяют в особо торжественных обстоятельствах.

Титулы помогают продемонстрировать уважение к тому, кого титулируют, и хорошие манеры того, кто титулирует. Однако избыточное титулирование говорит как раз о плохих манерах, так к числу лучших черт личности. Если при личном контакте подчиненный почти в каждой фразе употребляет титул «господин директор», это может выглядеть как «провинциализм» - в худшем смысле слова – и уж во всяком случае – как недостаток хорошего воспитания.

Но умеренное  титулирование и даже иногда самотитулирование  приносит пользу, информируя присутствующих при личных контактах о наличии  у данного лица прав на тот или  иной титул.

Приведем пример уместного самотитулирования. Допустим, что секретарю ректора некоего университета звонит некто Джонсон. Ректор, выслушав сообщение секретаря, не имеет ни малейшего представления о том, какие вопросы могут быть у господина Джонсона к нему, ректору. Но если звонящий  называет себя: «Говорит Генри Джонсон, профессор Мичиганского университета», - ректору сразу становится ясно, что круг интересов, звонящего к нему, ректору, находится, скорее всего, в профессиональной сфере. Здесь, как видим, самотитулирование и самопредставление очень близки.

Что касается письменного  делового общения, здесь титулирование  обязательно при обращении: «Господин  профессор», «Господин министр», «Господин  главный редактор». Сокращения в  титулировании при обращении  недопустимы – нельзя написать «Господин проф.» или «Господин дир-р».

При повседневных деловых контактах, особенно если протекают  на примерно равным должностном уровне, титулы обычно опускаются по имени  и отчеству – без прибавления  титула.

Интересно следующее  требование современного делового этикета: если деловая женщина вышла замуж и поменяла фамилию на фамилию мужа, она должна разослать письма-уведомления своим деловым партнерам с указанием того, как теперь следует к ней обращаться, т.е. какой должен быть использован титул.

  1. Анонимное титулирование – это применение титулирования без обозначения должностного, научного и прочего статуса.

В настоящее  время принято использовать следующие  анонимные титулы:

    • в Германии – «Герр», «Фрау»;
  •   в Великобритании и других англоязычных странах – «Мистер», «Миссис», «Мисс»;
  • во Франции и других франкоговорящих странах – «Месье», «Мадемуазель», «Мадам».

 В России  до 1917 года общеупотребительными  в деловых кругах (и при устном, и при при письменном обющении) были титулы «Господин», «Госпожа»; в последующие годы – «Товарищ», без различения полов. В настоящее время, когда Российская Федерация вошла в мировое сообщество, приняв социально-рыночную систему отношений, появились появились отчетливые желания и их практическое воплощение вернуться к традициям дореволюционной России, т.е. использовать в деловых контактах ( а нас интересуют только они) титулы «Господин» и «Госпожа». В начале 90-х годов эту «новую старую» форму радостно приветствовали многие, а деловых кругах – практически все. В настоящее время при письменном деловом общении, в большей части случаев, вышеуказанная форма анонимного титулирования употребляется в сочетании с должностным титулом или фамилией: «Уважаемый господин директор!» или «Госпожа Киселева!».

 Можно только  приветствовать возврат к традициям. Ведь анонимное титулирование используется и между совершенно незнакомыми друг с другом людьми – для  выражения взаимного уважения, установления доброжелательных, дружеских контактов, даже если они мимолетны.

В целом, используя  титулы, в том числе и анонимные, следует придерживаться золотой середины: и отсутствие титулирования, и избыточное применение титулов равно нежелательны не являются демонстрацией хороших манер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, из всего вышесказанного, следует  отметить, что деловой этикет –  это самый «молодой» этикет. Деловой этикет – важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и ценности материальных) – организованности, высоком дизайнерском уровне). Можно сказать, что деловой этикет – это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека. Деловой этикет базируется на следующих принципах: здравый смысл, этичность, свобода, удобство, целесообразность, экономичность, консерватизм, непринужденность, универсализм, эффективность.

В деловом этикете  пол и возраст, как критерия того, кто кого должен приветствовать первым, отступают на второй план, а на первый план выступает должность.

При приветствии  лучше всего пользоваться традиционным официальным «Здравствуйте».

Приветствие может  сопровождаться рукопожатием. Но основа эти общепринятые правила этикета  уступают в сфере деловых отношений первенство другим, где главный критерий – должностной статус, т.е. руку первым протягивает старший по должности.

Согласно деловому этикету представить кого-либо –  значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию в которой  он работает.

Для того чтобы  иметь право кого-либо представить  кому-либо, представляющий обязан быть знакомым с обеими сторонами.

Титул отражает положение человека в общественной и служебной иерархии:

титулы, связанные с занимаемой должностью, господин министр, господин президент, господин директор, господин ректор.

титулы, связанные с научным званием. Научные звания (доцент, профессор) присваиваются на основании соответствующих документов (аттестатов) пожизненно, поэтому  таким титулом можно пользоваться по отношению к данному человеку постоянно.

куртуазные титулы, которые применяются по отношению к членам королевских семей (король, принцесса), по отношению к лицам, осуществляющим в других странах путем реализации функции дипломатической службы (премъер-министр, министр, посол).

анонимное титулирование  – это применение титулирования  без обозначения должностного, научного и прочего статуса.

В целом, используя  титулы, в том числе и анонимные, следует придерживаться золотой  середины: и отсутствие титулирования, и избыточное применение титулов равно нежелательны не являются демонстрацией хороших манер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие / Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2003, - 206 с.
  2. Артамонова, И.А. Этика делового общения: учебное пособие / И.А. Артамонова, И.Ю. Васютинский, Б.В. Краснопевцева. – М.: МИИГАиК, 2003, - 155 с.
  3. Кузнецов, И.Н. Деловой этикет: учебник / И.Н.Кузнецов. –М.: Юнити,2005.
  4. http://www. publicant.ru (Шепелева, А.Ю. Современный деловой протокол и этикет).

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История и принципы делового этикета