Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 18:09, курсовая работа
Этика является важнейшей частью (аспектом) философии. Органичное и неотъемлемое место этики в системе философского образования определяется тем, что философия учит не только тому, как правильно мыслить, но и тому, как достойно жить. Этика представляет собой практическую философию – обосновываемые этикой нормативные проблемы являются одним из основных каналов выхода философии в повседневную и социально-организованную практику. В самом общем виде, начиная с платоновской академии и учения стоиков, философия расчленяется на логику, физику и этику. В этой триаде под этикой понимается учение о свободе, канон совершенной жизни, как индивидуальной, так и коллективной. Согласно одной из аналогий древних, если философию уподобить дереву, то ее корни – учение о природе, ее ствол-логика, а ее плоды – этика.
Английский философ Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) развил и методологически обосновал этическую теорию утилитаризма. Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) - убеждение, что в основе морали лежит стремление к общему благу, пользе - "наибольшее счастье наибольшей числа людей" (Д. Милль).
Милль систематизировал свои этические взгляды в трудах "Утилитаризм", "Основы политэкономии" и др. Он развивал идеи своего учителя Бентама (1748 - 1832) - основателя утилитаристской этической доктрины. Милль утверждал, что:
• все люди стремятся к удовлетворению своих потребностей и желаний;
• счастье человека заключается в непрерывном удовольствии и отсутствии страданий[3, 117].
Критерием моральной оценки удовольствия, выгоды (а также всех явлений жизни) в утилитаризме является соответствие высшей цели - общему счастью. Благо заключается не в удовлетворении личных интересов.
Основой морали Д. Милль считал принцип пользы: "...Такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и возможно богатое наслаждение" (Д. Милль).
Принцип пользы императивен, является обязанностью людей. Польза заключается в общем счастье. Задача человека - способствовать счастью других людей. В первую очередь люди должны стремиться к уменьшению и устранению несчастья. Милль считал, что счастью препятствуют:
• себялюбие, эгоизм и пессимизм людей (люди не приемлют ничего, кроме удовольствий и развлечений, потому разочарованы реальной жизнью);
• недостаточное умственное развитие людей, препятствующее пониманию истинного счастья (это не только экстаз, но и покой удовлетворения);
• произвол государства мешает человеку пользоваться источниками счастья.
Милль полагал, что прогресс общества, развитие наук помогут справиться с этими препятствиями. Оценивая некоторые добродетели в рамках своей концепции, философ делает следующие заключения:
• если "жертва личным счастьем может быть полезна для счастья других", значит, жизнь людей несовершенна;
• самопожертвование не является самоцелью;
• аскетизм имеет смысл, только если приносит благо людям;
• общее благо связано с "золотым правилом морали" и с христианской заповедью любви.
Милль выделял два вида нравственных санкций (строжайших постановлений, мер воздействия), побуждающих людей к совершению поступков:
• внутренние: совесть - бескорыстное чувство, обусловленное моральным долгом;
• внешние: любовь к Богу, боязнь гнева Божьего или немилости людей.
Нравственные чувства естественны и органичны, они являются благоприобретенными, развиваются под влиянием внешних санкций и впечатлений.
Милль утверждал, что добродетель не самоценна, а является средством достижения счастья. Человек, ориентируясь на общее благо, должен достичь хотя бы своего частного блага. В процессе достижения он должен руководствоваться совестью.
Милль выделял в главном моральном принципе нижние уровни нравственности (второстепенные принципы). Они:
• значимы и обязательны, как и главный принцип;
• ими руководствуются люди в конкретных поступках (заповеди Декалога и т. п.).
Счастье в представлении утилитаристов - удовольствия, отсутствие страданий. Приоритетными являются возвышенные удовольствия, а чувственные удовольствия второстепенны.
Человек может получать удовольствие от того, что делает добро. Если человек вершит добро не ради удовольствия, значит, цель его действия
- благо других. Имея право морального выбора, человек выбирает возвышенные удовольствия, отвечающие его чувству достоинства (это чувство - одно из условий счастья человека).
Д. Милль интерпретировал категорический императив Канта следующим образом: "...Мы должны руководствоваться в... поступках таким правилом, которое могут признать все разумные существа с пользой для их коллективного интереса".
Милль признавал, что "...большая часть хороших поступков совершается не из стремления к всеобщей пользе, а из стремления к индивидуальным пользам, из которых и слагается всеобщее благо". (Общее благо - это сумма частных благ.)
Справедливость задается понятием права. Основные требования справедливости:
• "не вреди";
• благодарность ("добром за добро");
• возмездие;
• беспристрастность (благодарность или возмездие по заслугам, не взирая на лица).
Производя моральную оценку поступка, по мнению Милля, следует исходить из тех же требований. Оценка должна быть беспристрастной: одинаковые поступки оцениваются по одним критериям, личные качества, моральный облик человека не принимаются во внимание, по отдельному поступку не оценивается характер человека[11, 32].
2.4 Основные направления в современной этике XX века
В конце XIX - первой половине ХХ века в рамках различных философских школ возникли этические концепции, основанные на принципах релятивизма, волюнтаризма и скептицизима.
Прагматизм (Дж. Льюи, Ч. Пирс и др.) отрицает теоретический аспект морали и сводит ее к рассмотрению утилитарных жизненных проблем, к «практической науке». Человек должен руководствоваться принципом наличной моральной ситуации, поступать, исходя из настоящего и самого ближайшего будущего. Основу морали составляет достижение выгоды любой ценой и любыми средствами, что, по существу, означает оправдание какой угодно цели и характера деятельности.
Неопозитивизм (эмотивистская этика) - субъективно-идеалистическая теория морали. Ее представители (Б. Рассел, Р. Карнап, А. Айер и др.) отрицают объективные основания морали, исходят из того, что личность сама определяет содержание моральных ценностей, а любые ее действия являются оправданными. Моральные суждения - это эмоции говорящего, и они являются приказом (императивом) только для слушателя, который может отнестись к ним по своему усмотрению. Они могут быть случайными, произвольными, импульсивными, но не связаны с жизнью, и мораль не может быть проверена опытным путем. Так, например, в известной работе «Принципы этики» Д. Мура утверждается, что понятие «благо» не определимо, а, следовательно, не может рассматриваться в качестве научного; этические категории релятивны, не могут быть проверены с помощью верификации или фальсификации. С точки зрения неопозитивиста Айера, выражения этического порядка не есть выражения в подлинном смысле этого слова, так как все, что выражает эмоции, не поддается доказательству. Айер критикует предшествующие этические теории за то, что они считают нравственные принципы и изречения достоверными.