Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 94.81 Кб (Скачать файл)

Этика делового общения –  это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Правила  и нормы, а иногда традиции, которых  следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и поведение говорят  людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят с вами в  личный контакт./22/

Этические нормы – система  общих ценностей и правил этики, соблюдение которых требуется от государственного служащего.

Таким образом, в основе этики  государственного служащего должна быть координация, а по возможности  и гармонизация интересов. Размышляя  об этических аспектах, зачастую используется категория ценности. Но очень часто  между конкурирующими ценностями возникает  конфликт. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так  и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические  универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства /25/.

Основные принципы и правила  поведения формируются сегодня  в этических кодексах. Это могут  быть стандарты, по которым живут  отдельные фирмы (корпоративные  кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы)

1.3 Профессиональные  этические кодексы

Профессиональные этические  кодексы – утверждения о системе  ценностей и нравственных устремлений  людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью  предотвращения коррупции, а также  для информирования общественности о нормах поведения для людей  данной профессии./40/

Кодексы этики могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии», хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический  дух. Дух демократии предполагает ряд  убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует  оценивать с помощью таких  критериев, как поддержка существующего  строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости.

Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников  ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической  этики предполагают, что государственные  чиновники – лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными  на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как  лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические  кодексы основываются на этических  принципах, которые в какой-то степени  ограничивают максимальные этические  принципы (Рисунок 4).

Введение абстрактных  положений о ценностях, миссии, целях  и философии организации в  корпоративные этические кодексы  не исключают отношения к ним  со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки /45/.

От государственной службы требуется решение различных  социальных проблем: повышение качества жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан  общества. Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в этике государственного служащего  вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями и  её основными целями – достижением  успеха.

 

Рисунок 4 – Максимальные этические принципы

1)         Утилитаристский принцип – предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;

2)         Индивидуалистический принцип – направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.

Этические принципы не выдерживают  столкновения с реальной действительностью. Иногда от всей административной деловой  этики остаётся только этикет. Кодексы  должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которую они принимаются. Кодексы  существенно различаются как  по содержанию, так и по объему. Так, например, американский Марктвенский банк разработал документ, называющийся «Политика в области этических  норм и конфликтов». На 19 страницах  служащим объясняется, что такое  хорошо и, что такое плохо. А крупная  компьютерная компания «Крей Рисерч Инкорпорейтед», напротив, ограничилась 120 словами. Её кодекс гласит: «Сотрудники  Крей доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет своё дело по высшим этическим стандартам» –  таков стиль компании /45/.

Применительно к общению  основной этический принцип можно  сформулировать таким образом: в  общении при принятии решения  о том, какие ценности следует  предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максимум твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию всех сторон.

Для того чтобы эффективно выполнять свои функции, государственная  служба должна основываться на прочном  духовно-нравственном фундаменте. Это  обусловлено самой ее природой: успешно  осуществлять функцию воплощения в  обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной  службы, ее ведущие принципы, нормы, требования к ее кадрам – все  содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты /44/. Моральная  атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут  серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственного служащего справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью /35/

Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является, специально разработанный нормативный Этический  кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики) /45/.

Подобный кодекс принят в  Великобритании, США, Франции, Испании  и во многих других странах. В России он не принят до сих пор. В то же самое  время еще в Ежегоднике РАГС за 1997 г. был опубликован проект Кодекса этики государственного служащего РФ, разработанный группой специалистов из МГУ им. М. Ломоносова. С тех пор он неоднократно переиздавался, широко использовался в учебном процессе и, главное, послужил основой для работы над подобными кодексами в ряде субъектов РФ и федеральных ведомств.

В 2001 г. группа депутатов (В.И. Южаков, В.А. Рыжков, Б.Е. Немцов и др.) внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения муниципальных служащих РФ. В нем был полностью проигнорирован проект Кодекса, разработанный в нашей Академии, он содержал ряд принципиальных ошибочных положений и неточностей. Его авторы исходили из того, что это, прежде всего нормативно-правовой и в чем-то общетеоретический документ. Отсюда – императивность требований к государственному служащему, соответствующий стиль, юридические и абстрактно-специфические термины («ненадлежащая выгода», «коррупционно опасное поведение» и т.д.). Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии /51/.

На проведенном в 2002 г. ученом совете РАГС данный проект Кодекса в присутствии его авторов был подвергнут серьезной критике. Его новый вариант во втором чтении в 2003 г. был, справедливо отвергнут Государственной думой.

Таким образом, и сегодня  у нас нет подобного этического кодекса, когда проблема формирования должной морали государственных  служащих стоит с особой остротой. Необходимо четко разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к  должностным обязанностям, поведению  государственного служащего и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного  или тем более, уголовного наказания  государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных  норм, обязательств и требований добросовестного  служебного поведения должностных  лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах  и нормах российского общества и  государства./51/

В силу того, что в кодексе  собраны воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

1)         служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;

2)         призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

3)         является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;

4)         выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать  укреплению авторитета государственной  власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных  действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе /51/.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное  лицо, занимающее определенное место  в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических  процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала  и работодатель, а также как  частное лицо /13/.

Эти роли могут вступать в  противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы  и конфликты, которые не всегда имеют  однозначное решение. Этический  кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться  в подобных ситуациях.

В Этическом кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих  в практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции  и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную  службу, добровольно ограничивает некоторые  свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это  обусловлено тем, что этические  нормы государственного служащего  являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере  государственной службы. Высшие должностные  лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями.

Этические требования становятся более строгими, и ответственность  тем больше, чем выше статус государственного служащего./51/

Возможны разные формы  функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком  при приеме на государственную службу, в виде особого документа, с которым  он обязан ознакомиться и который  хранится в его личном деле, и  т.д.

Действия ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления человеком  государственной службы (переход  на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах  конфиденциальной или служебной  информации и т.д.).

Общественный контроль над  соблюдением государственными служащими  должной морали осуществляется посредством  обращения граждан в соответствующие, предусмотренные законом, государственные  органы, через специально созданные  для этого объединения граждан, через политические и другие общественные организации, средства массовой информации. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью государственного служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний/37/.

Таким образом, профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных  норм, обязательств и требований добросовестного  служебного поведения должностных  лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах  и нормах российского общества и  государства.

 

2. Этика государственного  служащего

2.1 Государственные  служащие как социально – профессиональная  группа

В России «государственные служащие»  традиционно рассматривается, прежде всего, как чиновничество – группа должностных лиц, обладающих особым социально-правовым статусом и местом (рангом) в иерархии государственных  организаций. В советский период функционировала в органах власти и в обществе группа государственной  бюрократии. Группы государственных  служащих не существовало. Поэтому  сегодня она как особая социально-профессиональная общность в нашей стране находится  еще в стадии формирования /34/.

Государственные служащие предстают  в виде разновидности бюрократической  общности чиновников, члены которой  осуществляют на профессиональной основе публичную, имеющую опосредованно  или непосредственно властную, управленческую природу, социально-обслуживающую деятельность. Эта деятельность может быть представлена как совокупность конкретных видов  профессиональных услуг, осуществляемых государственными служащими по отношению  к населению в соответствии с  полномочиями /34/.

Информация о работе Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы