Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:25, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Особенность социально-профессиональной группы государственных служащих состоит в том, что она имеет единую ментальную основу (бюрократическое сознание) и разные праксеологические характеристики. Ведь среди служащих находятся инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, т.е. представители различных профессий.
Большинство современных
государственных служащих не имеет
образования по специальности, поэтому
можно говорить не только о профессиональной
адаптации на новом месте работы,
но и о вторичной профессиональной
социализации, которая обычно происходит
в процессе профессионального обучения.
Для служащих органов власти, впервые
поступивших на службу, эти процессы
совпадают по времени: отсюда вытекает
необходимость
Профессии дифференцируются
в зависимости от степени сложности
и ответственности выполняемой
работы и отражающимся в общественном
сознании в виде престижа профессии:
на простые и сложные, низшие и
высшие, или на занятия, с одной
стороны, и собственно профессии, с
другой стороны. Подобное разделение имеет
глубокие основания в самой структуре,
генезисе, а стало быть, и в
функционировании профессии. Оно помогает,
исходя из задач нашего исследования,
обосновать правомочность конструирования
профессии (группы профессий), связанной
с государственной службой. Профессия
(профессии) государственных служащих
носит синтетический, комплексный
характер. Она (они) включает такие институционально
оформленные виды жизнедеятельности
людей, как информационно-
В содержании профессии государственных
служащих в первую очередь находит
отражение совокупность квалификаций
ряда специальностей как интегральных
характеристик родовых видов
трудовой деятельности. Они соответствуют
тем формам вопросов, которые приходится
решать государственным служащим. К
ведению органов
В процессе профессиональной
социализации личность осваивает профессиональные
связи и отношения, определяемые
нормами и стереотипами профессиональной
культуры, символическими профессиональными
образами, социальной ролью, социально-психологическим
климатом профессионального
В процессе профессионализации,
включения в профессию (профессии)
государственных служащих в жизнедеятельности
личности формируется устойчивая профессиональная
ориентация, выбор профессии. В ходе
получения профессионального
Развитие социальной компетентности государственных служащих и его влияние на повышение их профессионализма рассматривается нами как один из главных факторов, обусловливающих эффективность государственной службы. В то же время, очевидно, что без экономической составляющей эффективность этой службы будет неполной, поскольку в основе функционирования системы положен хозяйственный механизм /2/.
Специфика влияния социальной
компетентности государственных служащих
на их профессионализм связана с
реализацией групповых
Социальная компетентность государственных служащих также является важнейшим детерминантом становления и развития их сознания и поведения. Складывается нормативно-правовая база работы государственных служб. Определились в основном главные элементы системы этих служб.
Таким образом, развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.
2.2 Особенности
этики государственного
Актуальным сегодня становится
переход от различных форм профессиональной
подготовки к совершенствованию
ее содержания, в том числе и
этики. В современном обществе постоянно
возрастает внимание к вопросам этики
государственных служащих. Это обусловлено
все более выраженной зависимостью
перспективы развития человеческой
цивилизации от тех моральных
принципов и норм, которыми служащие
руководствуются в своей
Проблемы этической
Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная служба как один из центральных элементов социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы /54/. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».
Способности государственного
служащего – особенности, являющиеся
субъективными условиями
При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт /9/. Кроме того, оценка персонала помогает решить и другие задачи:
1) выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;
2) стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;
3) применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;
4) формирование профессионального кадрового потенциала и резерва кадров;
5) поддержание стабильности и законности в государственной службе.
С нашей точки зрения, в
методологическом плане построение
целостной системы кадровой политики
государства, региона, области должно
происходить в следующей
В условиях государственной службы сложились специфические возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны /51/:
1) с внешними факторами – экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.
2) с внутренними факторами – степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.
Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие особенности этики государственного служащего, которые представлены в Таблице 2.
Такие понятия, как «честь
служащего», «чувство профессионального
долга», «профессиональная
Таблица 2. Особенности этики государственного служащего
1 |
становление и развитие профессиональной
и социальной компетентности служащих
в условиях преодоления кризиса
общества и стабилизации экономической,
политической и социальной ситуации
коррелирует с основными |
2 |
уровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик |
3 |
уровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик; |
4 |
содержание профессионального опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего; |
5 |
содержание профессиональной этики государственного служащего непосредственным образом коррелирует с качеством и формой профессионального образования; |
6 |
социальная адаптация государственного служащего к общественным преобразованиям находится в прямо пропорциональной зависимости от этики; |
7 |
этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие; |
8 |
уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений; |
9 |
уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок; |
10 |
на оценку уровня этики государственного служащего населением влияют: а) объективные причины – наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации б) субъективные причины – предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики |
11 |
социально-экономическая
ситуация обусловливает |
12 |
этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней; |
13 |
информация, предоставляемая СМИ, оказывает существенное влияние на формирование отношения населения к государственной службе в целом и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное. |
Информация о работе Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы