Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 94.81 Кб (Скачать файл)

8)         Руководители должны демонстрировать и поощрять этичное поведение.

Организационная среда, где  соблюдение высоких норм поведения  поощряется посредством соответствующих  стимулов (таких, например, как создание адекватных условий работы и действенная  оценка показателей работы), оказывает  непосредственное воздействие на проявление уважения к ценностям государственной  службы и соблюдение этических норм в повседневной практике. Важную роль в этом играют руководители, обеспечивая  последовательное руководство и  являя собой образец исполнения служебных обязанностей в том, что  касается их этики и поведения  в профессиональных взаимоотношениях с политическими лидерами, другими  государственными служащими и гражданами.

9)         Политика, процедуры и практика управления должны поощрять этичное поведение.

Политика и практика в  области управления должны демонстрировать  приверженность организации соблюдению этических норм. Для государственных  служб недостаточно располагать  лишь структурами, основанными на правилах или контроле соблюдения правовых норм. Если будут действовать одни лишь системы контроля соблюдения правовых норм, это может привести к непреднамеренному  поощрению того, чтобы некоторые  государственные служащие действовали  на грани неправомерного поведения, оправдывая это утверждениями о  том, что если они не нарушают закон, это, якобы, означает, что они действуют  этично. Политика должна не только очерчивать круг тех минимальных норм, при  несоблюдении которых действия должностных  лиц будут считаться недопустимыми, но и четко формулировать ту совокупность ценностей государственной службы, которым должны стремиться следовать  государственные служащие.

10)      Условия государственной службы и работа с кадрами должны поощрять этичное поведение.

Условия найма на государственную  службу (такие, как перспективы служебного роста, возможности повышения квалификации, адекватная оплата труда и политика в сфере работы с кадрами) должны формировать среду, благоприятствующую этичному поведению. Последовательное применение в практике приема на работу и продвижения по служебной лестнице таких основных принципов, как учет личных качеств и заслуг, способствует поддержанию честности в работе государственной службы.

11)      В рамках государственной службы должны действовать адекватные механизмы подотчетности.

Государственные служащие должны быть подотчетны в своих действиях  руководству и, в более широком  смысле, обществу. Подотчетность должна касаться как соблюдения действующих  правил и этических принципов, так  и достижения необходимых результатов. Механизмы реализации подотчетности  могут быть как внутренними по отношению к учреждению или ведомству, так и действующими в масштабах  всего государственного аппарата, или  могут быть предоставлены гражданским  обществом. Механизмы обеспечения  подотчетности могут быть разработаны  таким образом, чтобы обеспечивать адекватный контроль при одновременном  допущении надлежащей гибкости управления и руководства.

12)      Для борьбы с неправомерным поведением должны предусматриваться соответствующие процедуры и санкции.

Механизмы выявления и  независимого расследования правонарушений (таких, как коррупция) являются необходимой  частью инфраструктуры обеспечения  этики. Необходимо предусмотреть надежные процедуры и ресурсы для отслеживания, доклада о и расследования  случаев нарушения правил государственной  службы, а также соразмерные административные или дисциплинарные санкции для  того, чтобы отбить желание совершать  неправомерные действия. Руководители должны проявлять надлежащую рассудительность при применении этих механизмов в  тех случаях, когда необходимо принимать  соответствующие меры.

3.3 Формирование  профессионально-этического уровня  государственных служащих

Формирование и рост профессионально-этического уровня государственного служащего  зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в  свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных  служб.

Пути повышения этики  государственных служащих:

1)         создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

2)         повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;

3)         создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

4)         осуществить управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;

5)         обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;

6)         формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;

7)         соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Предлагаемый модельный  этический кодекс государственного служащего (Приложение Г) позволит повысить этические нормы поведения государственных  служащих. В Кодекс вошли положения:

-           из Модельного кодекса поведения для государственных служащих, принятого Комитетом Министров Совета Европы 11 мая 2000 г. (№R (2000) 10),

-           из Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих»,

-           из Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ О государственной службе в Российской Федерации

В первую статью Этического кодекса включены основные нравственные принципы административной морали

Во второй статье Этического кодекса изложены требования к соблюдению общих нравственных принципов.

Таким образом, реформы государственного сектора приводят к коренным переменам  в государственном управлении, что  вызывает возникновение новых этических  проблем. Несмотря на то, что государственные  службы работают в разной культурной, политической и административной среде, они, зачастую, сталкиваются с одними и теми же этическими проблемами, и  их действия в области поддержания  этики обладают рядом общих свойств. Государственные службы стоят перед необходимостью решения проблем, связанных с этическими нормами государственного служащего, для чего необходимо усилить деятельность управления по совершенствованию этики поведения.

Принимая во внимание все  вышесказанное даны рекомендации для  обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных  для развития и совершенствования  этики поведения на государственной  службе:

1)         разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;

2)         поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;

3)         включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;

4)         продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

5)         оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;

6)         использование Принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными  полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также  призван:

1)         принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

2)         не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Таким образом, пути совершенствования  повышения этического уровня государственного служащего лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы  подготовки государственных служащих и соблюдения Принципов поддержания  этики.

 

Заключение

Теоретическое осмысление темы исследования позволило сделать  ряд выводов:

1)         Этика берет свои начала со времен Аристотеля. основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

2)         Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

3)         Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

4)         Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.

5)         Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

Путем социологического исследования государственных служащих на базе ГУ МЧС по Амурской области была дана оценка состоянию этического уровня государственных служащих, на основании  чего и определилось состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего, выделена основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала.

В ходе исследования было дано обоснование необходимости решения  исследуемой проблемы, где главными условиями повышения этического уровня государственных служащих выступили:

1)         повышение уровня профессионально-этической компетентности руководителей государственных органов, путем подготовки и переподготовки кадров;

2)         усовершенствование системы подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения;

Для решения этих вопросов были определены принципы поддержания  этики на государственной службе. В условиях рыночных отношений принципы профессиональной этики становятся определяющими.

На основании результатов  исследования даны рекомендации для  обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных  для развития и совершенствования  этики поведения на государственной  службе, которые включают следующее:

1)         разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;

2)         поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;

3)         включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;

4)         продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

5)         оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;

6)         использование Принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

В результате исследовательской  работы предложены пути повышения профессионально-этического уровня, для чего необходимо:

1)         создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

Информация о работе Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы