Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:25, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
- потребности органа управления в тех или иных специалистах.
Прохождение профессиональной подготовки обязательно должно учитываться при планировании карьеры, продвижении по службе.
На профессиональную подготовку государственных служащих тратятся бюджетные средства, и, понимая, что самое выгодное вложение – это вложение в подготовку кадров, мы считаем, что не менее важным остается эффективность применения полученных знаний. Добиться эффективности профессиональной подготовки государственного служащего возможно лишь при определении принципов и приоритетов кадровой политики и умелого управления кадровым потенциалом региона, тем самым повысить эффективность функционирования государственной службы.
Определенное негативное
влияние на привлечение к государственной
службе высококвалифицированных
1) ухудшается профессиональный состав государственных служащих в связи с невысокой средней заработной платой;
2) не хватает государственных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях;
3) происходит снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности;
4) мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины – на должностях специалистов.
5) нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных служащих.
Организация государственной службы также имеет ряд специфических недостатков:
1) поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственного служащего в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств.
2) смена руководителей нередко приводит к очередному изменению структуры и соответственно – к неоправданному увольнению государственных служащих.
3) во многих случаях качество подготавливаемых государственным служащими документов является неудовлетворительным
4) нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины.
5) утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол.
6) до настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации.
7) не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.
8) недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.
Таким образом, основная проблема
формирования этики – это подготовка
и переподготовка кадрового потенциала.
Необходимость введения жестких
норм, регламентирующих поведение на
государственной службе, стала одной
из наиболее значимых проблем. Повышение
уровня этики государственных
3. Пути повышения
профессионально-этического
3.1 Обоснование
необходимости решения
Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых государственным служащим необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.
Реформы, предусматривающие децентрализацию власти с делегированием полномочий организациям субнационального уровня, передачу больших ответственности и свободы действий в принятии управленческих решений, рост коммерциализации государственного сектора и меняющееся взаимодействие между государственным и частным секторами, все чаще ставят государственных служащих в условия, когда возникают конфликты интересов или целей. Эти новые ситуации создают дилеммы, требующие разрешения на основе анализа ситуации с точки зрения этики и морального обоснования принимаемых решений.
Еще одним моментом, вызывающим
озабоченность, является очевидное
падение доверия по отношению
к правительству и
Некоторые меры по исправлению
сложившегося положения обладают, в
широком смысле слова, потенциалом
как в плане поощрения этичного
поведения, так и в плане предотвращения
неправомерного образа действий. Традиционно,
более жесткое нормативное
В основе усилий лежит убежденность в том, что предотвращение неправомерного поведения является столь же сложным, как и само явление неправомерного поведения, и что для достижения успеха в предотвращении такого поведения необходим целый комплекс взаимосвязанных механизмов, к числу которых относятся прочная и устойчивая инфраструктура обеспечения этики, надежные системы поддержания этики, конкретные методики предотвращения указанного поведения и действенное применение закона.
Реформирование современной
системы государственной
Этика государственного служащего
может существенно
Этика чиновников в значительной
степени связана с содержанием
их предшествующей профессиональной деятельности,
особенностями жизненного опыта, уровнем
и профилем профессионального образования.
Правовые основы государственной службы
сложились как механизм, адекватный
социально-экономическим
Таким образом, для повышения профессионально-этического уровня государственного служащего необходимо:
1) повысить уровень компетентности руководителей государственных органов;
2) усовершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения
Эти вопросы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Для решения этих вопросов необходимо определить принципы поддержания этики на государственной службе.
3.2 Принципы поддержания
этики на государственной
Общие принципы представляют собой основы поведения государственного служащего, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей Принципы поддержания этики на государственной службе следующие:
1) Этические нормы для государственной службы должны быть четкими и ясными.
Государственному служащему необходимо знать основные принципы и нормы, которыми он должен руководствоваться во время работы, а также осознавать границы допустимого поведения. Этого можно добиться при помощи краткого и широко пропагандируемого изложения основных этических норм и принципов, регламентирующих государственную службу, представленного, например, в виде кодекса поведения, что позволит добиться единообразного понимания указанных принципов и норм как на всех уровнях государственного управления, так и в более широких кругах общества.
2) Этические нормы должны быть отражены в правовой системе.
Правовая система является
основой для доведения
3) Необходимо обеспечить руководство государственными служащими в сфере этики.
Профессиональная социализация
должна способствовать воспитанию необходимых
здравого смысла и навыков, позволяющих
государственным служащим применять
этические принципы в конкретных
обстоятельствах. Обучение повышает уровень
знаний в области этики и может
привить навыки, необходимые для
проведения ими анализа и морального
обоснования принимаемых
4) Государственный служащий должен знать свои права и обязанности при разоблачении им правонарушений.
Государственному служащему
необходимо знать свои права и
обязанности в том, что касается
выявления фактических или
5) Политическая приверженность этике должна укреплять этичность поведения государственного служащего.
Политические лидеры ответственны
за поддержание высоких моральных
норм при выполнении ими своих
служебных обязанностей. Их приверженность
этическим принципам
6) Процесс принятия решений должен быть информационно прозрачным и открытым для тщательного его рассмотрения.
Общественность вправе знать, как государственные институты распоряжаются доверенными им полномочиями и ресурсами. Внимательному изучению принятых решений общественностью должны способствовать информационно прозрачные и демократичные процессы их принятия, надзор со стороны законодательной власти и доступ к государственной информации. Информационная прозрачность должна подкрепляться такими мерами, как внедрение систем раскрытия сведений и признание роли активных и независимых средств массовой информации.
7) Должны действовать четкие директивы, регламентирующие взаимодействие между государственным и частным секторами.
Поведение государственного служащего при работе с частным сектором должно регламентироваться четкими и ясными правилами, устанавливающими этические нормы. Рост масштабов взаимодействия между государственными и частными секторами требует уделения большего внимания ценностям государственной службы, а также того, чтобы сторонние партнеры уважали эти же ценности.
Информация о работе Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы