Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:22, реферат
Хотя наука и техника выступают сегодня в ряду факторов, приводящих к необходимости создания некоей новой или универсальной этики, но возможно эта задача в позитивистском духе не выполнима и тем тревожнее слышать предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации даже его телесных основ.
Введение. 3
1. Знание человека и для человека 4
2. Нормы научной деятельности 6
3. Этос науки 9
4. Социальная ответственность ученого 12
5. Объективная логика развития науки. Ответственность ученого. 20
6. Должна ли ограничиваться свобода исследований 23
7. Социальные силы и ответственность ученого 28
Вывод: 31
Тольяттинский
государственный университет
Реферат
на тему: «Этика ученого: эволюция понятий
и образов»
Выполнил: Мурузина Е.П.
Группа: ЭТМм-101
Проверил
Тарабаров В.В.
г.Тольятти 2010г
Содержание
Введение. 3
1. Знание человека и для человека 4
2. Нормы научной деятельности 6
3. Этос науки 9
4. Социальная ответственность ученого 12
5. Объективная логика развития науки. Ответственность ученого. 20
6. Должна ли ограничиваться свобода исследований 23
7. Социальные силы и ответственность ученого 28
Вывод: 31
Введение.
Хотя
наука и техника выступают
сегодня в ряду факторов, приводящих
к необходимости создания некоей
новой или универсальной этики,
но возможно эта задача в позитивистском
духе не выполнима и тем тревожнее
слышать предупреждения биологов, генетиков,
медиков о том, что мы стоим
перед опасностью разрушения человечества
как вида, деформации даже его телесных
основ. Расшатывание генофонда, лихие
шаги генной инженерии, открывающей настолько
новые горизонты, но и зловещие возможности:
порождения “призрака Франкенштейна”,
выход из-под контроля “мутантных генов”,
могущих исказить эволюционные приспособления
человека, массовое порождение искусственных
мутантов. Не исключена возможность ломки
основного генетического кода в результате
непродуманных вмешательств в его структуру.
Нарастает генетическая отягощенность
человеческих популяций. Повсеместно
фиксируется резкое ослабление иммунного
аппарата человека, под воздействием ксенобиотиков
и многочисленных социальных и личных
стрессов (Философия,1995,с.556).
Возможно
этика ненасилия и диалога из полуэкзотической
и наивно-утопической конструкции становиться
одним из центральных моментов этической
мысли и выживания человечества в этом
стремительно меняющимся мире. Поэтому
дискуссии происходящие по этическим
аспектам в биологии, медицине, генетике
имеют не только чисто теоретический интерес.
но и практический касающийся всех нас
так или иначе.
1. Знание человека и для человека
Знание вообще и научное знание в частности может порождаться лишь теми способами и средствами, которые даны конституцией человека, его интеллектуальными и психофизиологическими характеристиками, такими, как объем памяти, устройство и разрешающая способность органов чувств и т.п.
Бесспорно, люди различаются по этим характеристикам, которые к тому же могут быть в довольно широких пределах развиты путем воспитания и тренировки. Бесспорно и то, что человек создает различные технические средства, пользуясь которыми он расширяет свои познавательные возможности.
Тем не менее новое знание порождается человеком, и при этом его содержание как бы «проецируется» на специфически человеческий аппарат познания, оно всегда должно быть соразмерно человеку, человеческим способностям и возможностям.
Впервые на это обратил внимание И.Кант, который не только отметил то, что мы не знаем как устроен и работает любой другой интеллект, помимо человеческого, но и поставил это обстоятельство в фокус своего анализа познания. Тем самым, между прочим, была в корне подорвана та возможность толковать человеческий интеллект по аналогии с божественным, которая была заключена в метафоре о «Книге природы».
Любой реальный результат познавательной деятельности, любое новое знание не сводится к бесстрастной регистрации той или иной стороны окружающего мира. Это знание всегда представляет собой человеческое достижение, решение такой задачи, которая поставлена и осмыслена им самим.
В отличие от компьютера, действующего по воле программиста, человек как познающий субъект может решать проблему, даже поставленную перед ним извне, лишь тогда и постольку, когда и поскольку он осознает ее, как свою собственную, т.е. когда он сделает своей целью ее решение.
Итак, познавательная деятельность есть деятельность целенаправленная и целеосознанная.
В свою очередь, постановка цели и выбор для ее достижения средств — это всегда выход за пределы мира сущего в мир должного.
А это значит, что по своей сути научная познавательная деятельность подлежит ценностным и моральным оценкам.
Но человеческие характеристики научного познания выражаются не только в том, что оно осуществляется человеком, но и в том, что оно осуществляется для человека. Здесь имеются в виду не только возможности его практически-прикладного использования, но и то, что знание, которое получает данный исследователь, по своим свойствам должно быть таким, чтобы его могли усвоить, воспринять и оценить и другие, по крайней мере его коллеги.
В этой связи будет уместно привести такие слова К. Маркса:» «Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т.п. деятельностью — деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими, — даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек».
Вовлеченность человека, в данном случае ученого, во взаимодействие с другими людьми сказывается и на природе научного знания, которое должно быть соразмерно человеку. Доступное для человеческого восприятия, понимания и осмысленное исследование не будет считаться завершенным, если его результат не доложен на научном симпозиуме или не опубликован в научном журнале.
Ученый, делая свой результат достоянием научного сообщества, в какой-то мере отчуждает его от себя, а его коллеги получают возможность воспользоваться этим результатом:
для его критической оценки, чтобы на его основе осуществлять новые исследования, для изложения его в учебнике, для его прикладного применения.
Заметим,
что сегодня, когда общепринятой
стала практика коммерческого использования
результатов научных
Коммерциализация научных исследований, конечно, существенно расширяет доступ ученых к общественным ресурсам, но вместе с тем ставит перед научным сообществом такие проблемы, к решению которых нормативно-ценностная система науки пока еще не смогла приспособиться.
2. Нормы научной деятельности
Как бы то ни было, научное знание, как мы видим, — это такая материя, по поводу которой люди вступают во взаимодействие и в общение. Это общение, как правило, носит специализированный характер и требует от его участников особой подготовки.
Таким образом, получаемое ученым знание о мире изначально, внутренне ориентировано на то, чтобы быть воспринятым другими.
При этом уже не существенно, насколько осознается такая ориентированность самим ученым, — ему не надо специально ставить перед собой такую цель, по крайней мере до тех пор, пока он занят собственно исследованием, а не изложением полученных результатов.
Такие свойства научного знания порождаются тем, что сам процесс его получения регулируется методологическими нормами, которые каждый ученый не должен придумывать для себя заново, а может усваивать в ходе своей профессиональной подготовки.
И,
опять-таки, коль скоро познание регулируется
нормами, пусть даже нормами познавательными
и методологическими, следование им
или пренебрежение ими
го выбора, предполагающий ответственность ученого перед своими коллегами и перед научным сообществом, т.е. его профессиональную ответственность.
Широко известно, например, изречение Аристотеля: »Платон мне друг, но истина дороже». Смысл его в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами.
В
повседневной научной деятельности,
однако, чаще всего бывает невозможно
сразу же оценить полученное знание
как истину либо заблуждение. Поэтому
и нормы научной этики не требуют,
чтобы результат каждого
Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и притом так или иначе — логически либо экспериментально — обоснованным. Ответственность за соотношение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее никому другому.
Невозможность сразу же однозначно оценить результат исследования обусловливает характерную взаимозависимость между членами научного сообщества.
— С одной стороны, коллеги должны исходить из того, что сообщаемый результат получен в ходе добросовестно проведенного исследования, т.е. с соблюдением надлежащих технических норм экспериментирования и методологических норм. Разумеется, в тех случаях, когда нарушение этих норм очевидно, результат попросту не будет заслуживать серьезного отношения. Нередко, однако, проверка требует как минимум повторения исследования, что немыслимо применительно к каждому результату.
С этой точки зрения становится ясной контролирующая функция таких элементов научной статьи, как описание методики эксперимента или теоретико-методологическое обоснование исследования. Подготовленному специалисту этих сведений обычно бывает достаточно для того, чтобы судить о том, насколько серьезна статья.
— С другой стороны, и сам исследователь, адресуясь к коллегам, вправе претендовать на их беспристрастное и объективное мнение по поводу сообщаемого им результата.
Оно
определяет оценку данного исследования,
от которой зависит научная
Таким образом, эта взаимозависимость важна с точки зрения устойчивого воспроизводства научной деятельности и социального института науки. Она выступает в качестве такого механизма саморегуляции и самоорганизации научной деятельности, которая в довольно широких пределах основывается на взаимном доверии ее участников.
Отметим,
что технические нормы
— Во-первых, они имеют смысл постольку, поскольку следование им гарантирует получение достоверного результата.
— Во-вторых, они же выступают и как форма социального контроля в рамках научного сообщества.
Мы видим теперь, что проблемы этики науки в определенных отношениях перекрещиваются с проблемами методологии науки. Одна из задач методологии — анализ и обоснование методов и процедур, применяемых в научной деятельности, а также выявление тех далеко не очевидных, предпосылок, которые лежат в основе той или иной теории, того или иного научного направления.
В этой связи методологию интересуют и нормы научной деятельности, такие, как исторически изменяющиеся стандарты доказательности и обоснованности знания, образцы и идеалы, на которые ориентируются ученые.
Нормативная
структура и нормативная
Как отмечает в этой связи норвежский философ Г.Скирбекк, «будучи деятельностью, направленной на поиск истины, наука регулируется нормами:
«ищи истину»,
«избегай бессмыслицы»,
Информация о работе Этика ученого: эволюция понятий и образов