Этика в профессиональной культуре педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:38, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слов «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума

Файлы: 1 файл

Профессиональная этика педагога.docx

— 53.93 Кб (Скачать файл)

Воронежский экономико-правовой институт 
Социально-правовой факультет

Кафедра психологии 
 
 

 

 

 

 

 

Реферат 
 
По предмету: Профессиональная этика

 
На тему: «Этика в профессиональной культуре педагога»

 

 
 
 

 

 

Выполнила:

студентка БПС-123

Рогальская О.В.

Проверила:

Петракова  Л.Г.

 

Воронеж 2013 г.

Введение

Актуальность темы. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально  под этосом понималось привычное  место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно  стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так в одном из фрагментов Гераклита говорится, что  этос человека есть его божество. Изменение  смысла поучительно: оно выражает связь  между кругом общения человека и  его характером. Отталкиваясь от слов «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический»  для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных  им этическими добродетелями. Этические  добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К  примеру, страх - природный аффект, память - свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость - свойства характера. Для  обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области значения и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Цель настоящей  работы - рассмотреть роль и место  этики в профессиональной культуре педагога.

Задачи работы:

1. Определить сущность  педагогической этики. 

2. рассмотреть роль  и место этики в профессиональной  культуре педагога.

3. Раздел 1. Теоретике-методологические  проблемы педагогической этики, 

4.1.1 .Предмет и  задачи педагогической этики. 

5. Профессиональной  этикой в общем называют кодексы  поведения, обеспечивающие нравственные  характер тех взаимоотношений  между людьми, которые вытекают  из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной  этики является её тесная связь  с деятельностью членов конкретной  группы и неразрывное единство  с общей теорией морали.

6. Педагогическая  этика является самостоятельным  разделом этической науки и  изучает особенности педагогической  морали, выясняет специфику реализации  общих принципов нравственности  в сфере педагогического труда,  раскрывает её функции, специфику  содержания принципов и этических  категорий. Также педагогической  этикой изучается характер нравственной  деятельности учителя и нравственных  отношений в профессиональной  среде, разрабатываются основы  педагогического этикета, представляющего  собой совокупность выработанных  в учительской среде специфических  правил общения, манер поведения и т. п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

7. Перед педагогической  этикой стоит целый ряд насущных  задач (которые могут быть разделены  на теоретические и прикладные, в числе которых исследование  проблем методологического характера,  выяснение структуры и изучения  процесса формирования нравственных  потребностей учителя, разработка  специфики нравственных аспектов  педагогического труда, выявление  предъявляемых требований к нравственному  облику педагога и

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует  нормам профессиональной этики, что  вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного  сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными  и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного ^мнения в области педагогической этики  направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы  личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют  изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность, и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать  в числе методов исследования педагогической этики; метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др,

Среди задач курса  педагогической этики - поднять уровень  морально- педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в  учебно-воспитательном процессе им могут  быть решены более эффективно, Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического  процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

Зарождение и  развитие педагогической этики.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему  школьного образования и породила особый вид общественно необходимой  деятельности - профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Философами античного  общества в своих работах высказывались  некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о  необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании  детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения  над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости  подчинения детей воле воспитателя  и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования  методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне - его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.

В эпоху средневековья  общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии  в вопросах обучения. В эпоху Возрождения  эти вопросы получили своё новое  развитие - в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать "душевные склонности ребёнка", не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником, Коменского (акцент на доброжелательном отношении  педагога к обучаемым, критика формально-показного  выполнения учительских обязанностей, Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя) .

Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного  воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя  и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса  просвещение, науку и разум. Как  полагал Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и  в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что  истинный педагог должен уметь в  любом ребёнке обнаружить и развить  положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового  и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали  изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулирован  чёткие требования к учителю (совершенное  владение предметом, любовь к профессии  и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т. д.)

Качественно новый  этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова - он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и  всестороннем развитии педагога, его  твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей,

В советское время  разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что  учение - это прежде всего живые  человеческие отношения между педагогом  и детьми, Значительный вклад в  разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования  нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др.

1.2. Категории педагогической  этики. 

Педагогическая  этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и  моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений  о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных  явлений, нравственных достоинств и  поступков людей и т. п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные  понятия отражают такие черты  педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный  раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Справедливость  вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и  их общественным признанием, правами  и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя  собой своеобразное мерило объективности  учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках  поступках учащихся, их отношения  к учёбе, общественно полезной деятельности и т. д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер  его воздействия на учащихся, соответствующая  их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё  находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности  зависит от педагога в большей  степени; в том, что общей моральной  оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в  том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может  не осознаваться учениками.

Профессиональный  педагогический долг - одна из важнейших  категорий педагогической этики. В  этом понятии концентрируются представления  о совокупности требований и моральных  предписаний, предъявляемых обществом  к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно  интеллектуальные, правильно строить  взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому  коллективу и обществу в целом. Основой  профессионального педагогического  долга являются объективные и  актуальные потребности общества в  обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге  педагога запрограммирована необходимость  творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная  честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его  моральных заслуг и качеств. Высоко разрвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства  в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём  поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые  обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется  пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся  в процессе выполнения им профессионального  долга.

Наконец, педагогический авторитет учителя - это его моральный  статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет  зависит от предшествующей морально-этической  и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.

1.3. Сущности и  функции педагогической морали.

Педагогическая  мораль представляет собой систему  общих и частных норм, правил и  обычаев, находящихся между собой  в сложных взаимоотношениях. Для  того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила  и обычаи должны составлять единое целое.

Информация о работе Этика в профессиональной культуре педагога