Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:38, реферат
Актуальность темы. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слов «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума
- отдает предпочтение
таким методам, как поощрение,
убеждение, авансирование
Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.
2.3. Факторы эффективности профессиональной деятельности учителя
Практика показала,
что никакие опросники и
Представляется необходимым сформировать требования к процессу общения педагога и ученика. Это:
— доверительность;
— умение слушать ребенка;
— взаимопонимание как основа;
— деловой контакт;
— способность перейти от воздействия к взаимодействию.
Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения, сформируем «Этические заповеди педагогу, входящему в класс».
/. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
2. При организации
педагогического общения
3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.
4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.
5Не стройте отношения
«сверху вниз». Помните, что
даже малыш стремится к
6. Постарайтесь
понять психологическую
7. Умейте слушать детей.
8. Стремитесь ощущать
их настроение в процессе
9. Не забывайте,
что у детей могут быть
10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.
11. Чтобы избежать
«тупиковых» односложных
12. Будьте инициативны в общении.
13. Обращайте внимание
в общении на особенности
14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану) .
15. Преодолевайте
отрицательное отношение к
16. Только критика:, без конструктивного начала, бесполезна.
17. Чаще улыбайтесь детям.
18. Старайтесь, чтобы
чаще звучали одобрения,
19. Дети должны
знать, как вы к ним
20. Запоминайте ваше
отношение с каждым ребенком.
Ваше изменение отношения
21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.
22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.
23. Возможны барьеры,
возникшие между учителем и
классом, воспитателем и
Учебно-воспитательный процесс выглядит образно как непрекращающееся движение вверх, требующее от педагога все новых усилий. Создание педагогических условий служит своеобразным катализатором (ускорителем) реализации процесса воспитания. На практике созданию педагогических условий в процессе профессиональной деятельности способствует ряд факторов. Рассмотрим эти факторы подробнее.
1. Стимулирование
активности самого школьника.
Воспитание учащегося как
новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Решающим на данном этапе будет умение педагога вести наблюдение за состоянием воспитанника: не переутомился ли он или не слишком ли легкой является для него задача, не сказывается ли перегрузка на негативном отношении к деятельности. Соблюдение меры в дозировании активности составляет педагогическое искусство при создании педагогических условий.
2. Создание условий,
актуальных потребностям
3. Совместно-разделенная
деятельность. Воспитание личности
младшего школьника происходит
через деятельность. Суть совместно-разделенной
деятельности заключается в
наблюдает, оценивает,
сопровождает незаметной инструкцией.
Первоначальный момент забыт, и школьники
чаще всего уверены, что именно им
принадлежит инициатива в организации
и проведении какого-то дела. Совместно-разделенная
деятельность помогает ребенку ощущать
себя субъектом деятельности, а это
чрезвычайно важно в
4. Демонстрация
уважения и любви к учащемуся.
Решающим для благоприятного
развития личности при самой
интенсивной ее деятельности
будет внутреннее состояние
5. Постановка на успех. Итак, деятельность - это объективная форма отношения к объекту, что у субъекта деятельности в ходе ее складываются личностные отношения к объекту. Позитивными они формируются при условии переживаемого субъектом удовлетворения процессом или завершением его, самим продуктом деятельности. Для педагога это означает следующее: организуемая деятельность сопровождается или венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый учащийся. Ситуация успеха - это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни. Положительное подкрепление - самое общее условие создания ситуации успеха. Оно заключает в себе либо поощрение, либо комплимент, либо подарок, либо радость. Педагог должен уметь производить положительное подкрепление, возвышая духовные силы ребенка. Помимо этого, необходимо снимать страх младшего школьника перед неудачей («ничего страшного», усилить мотив деятельности («это так важно для нас и для тебя», отмечать исключительно черты личности школьника, позволяющие надеяться на успех («ведь ты. », «ведь у тебя. »).
6. Целостность воспитательного
процесса. Личность существует и
проявляет себя для других
как целостный феномен, в
7. Таким образом,
совершенно очевидно, что этика
играет главенствующую роль в
профессиональной деятельности
педагога и проходит ряд
Заключение
В настоящее время
возрастает значение профессиональной
этики в регулировании
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.
Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Выделение в системе
нравственных отношений подсистему
«учитель - родители учащихся» исходит
из того, что семья является бесспорно
важнейшим источником формирования
нравственных позиций ребёнка, закрепления
его нравственно-
ЛИТЕРАТУРА
1. Авене М. Развитие школьника // Пер. с англ, - М. : Прогресс. 2009., 291с.
2. Бодалее А. А.
Сущность профессиональной
3. Божовч Л. К
Личность учителя и ее
4. Бороздипа Л.
В. Теоретико-
5. Бреслав Г. М.
Особенности воспитательного
6. Братусь Б. С.
К проблеме развития и
7. Бершедова Л.
И. Воспитательный процесс в
условиях школьного
Информация о работе Этика в профессиональной культуре педагога