Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:38, реферат
Актуальность темы. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слов «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума
Авторитарный стиль подразумевает:
- взгляд на ученика
как на объект педагогического
воздействия, а не как на
равноправного партнера по
- интерес к познанию
учащегося (изучение его
- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;
- отдает предпочтение
таким методам, как поощрение,
убеждение, авансирование
Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.
2.3. Факторы эффективности профессиональной деятельности учителя
Практика показала,
что никакие опросники и
Представляется необходимым сформировать требования к процессу общения педагога и ученика. Это:
— доверительность;
— умение слушать ребенка;
— взаимопонимание как основа;
— деловой контакт;
— способность перейти от воздействия к взаимодействию.
Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения, сформируем «Этические заповеди педагогу, входящему в класс».
/. Думайте о своих
отношениях с детьми
2. При организации
педагогического общения
3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.
4. Не ограничивайтесь
только собственной инфорлшг^
5. Не стройте
отношения «сверху вниз».
6. Постарайтесь
понять психологическую
7. Умейте слушать детей.
8. Стремитесь ощущать
их настроение в процессе
9. Не забывайте,
что у детей могут быть
10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.
//. Чтобы избежать
«тупиковых» односложных
12. Будьте инициативны в общении.
13. Обращайте внимание
в общении на особенности
14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану) .
15. Преодолевайте
отрицательное отношение к
16. Только критика:, без конструктивного начала, бесполезна.
17. Чаще улыбайтесь детям.
18. Старайтесь, чтобы
чаще звучали одобрения,
19. Дети должны
знать, как вы к ним
20. Запоминайте ваше
отношение с каждым ребенком.
Ваше изменение отношения
21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.
22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.
23. Возможны барьеры,
возникшие между учителем и
классом, вос-питателем и
Учебно-воспитательный процесс выглядит образно как непрекращающееся движение вверх, требующее от педагога все новых усилий. Создание педагогических условий служит своеобразным катализатором (ускорителем) реализации процесса воспитания. На практике созданию педагогических условий в процессе профессиональной деятельности способствует ряд факторов. Рассмотрим эти факторы подробнее.
1. Стимулирование
активности самого школьника.
Воспитание учащегося как
новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Решающим на данном этапе будет умение педагога вести наблюдение за состоянием воспитанника: не переутомился ли он или не слишком ли легкой является для него задача, не сказывается ли перегрузка на негативном отношении к деятельности. Соблюдение меры в дозировании активности составляет педагогическое искусство при создании педагогических условий.
2. Создание условий,
актуальных потребностям
3. Совместно-разделенная
деятельность. Воспитание личности
младшего школьника происходит
через деятельность. Суть совместно-разделенной
деятельности заключается в
наблюдает, оценивает,
сопровождает незаметной инструкцией.
Первоначальный момент забыт, и школьники
чаще всего уверены, что именно им
принадлежит инициатива в организации
и проведении какого-то дела. Совместно-разделенная
деятельность помогает ребенку ощущать
себя субъектом деятельности, а это
чрезвычайно важно в
4. Демонстрация
уважения и любви к учащемуся.
Решающим для благоприятного
развития личности при самой
интенсивной ее деятельности
будет внутреннее состояние
5. Установка на
успех. Итак, деятельность - это объективная
форма отношения к объекту,
что у субъекта деятельности
в ходе ее складываются
6. радость. Педагог
должен уметь производить
7. Таким образом,
совершенно очевидно, что этика
играет главенствующую роль в
профессиональной деятельности
педагога и проходит ряд
Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.
Важной характеристикой
в этике профессионально-
- индивидуально-типологические
особенности взаимодействия
- совокупность устойчиво
применяемых педагогом
Стиль общения педагога с учащимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:
- от психического склада человека,
- его ценностных ориентации,
- уровня образования и общей культуры,
- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья,
- авторитета людей
(более опытных педагогов,
2.2. Этика стиля
управления и общения в
Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.
Авторитарный стиль подразумевает:
- взгляд на ученика
как на объект педагогического
воздействия, а не как на
равноправного партнера по
- интерес к познанию
учащегося (изучение его
- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;
Информация о работе Этика в профессиональной культуре педагога