Этика в профессиональной культуре педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:38, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слов «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума

Файлы: 1 файл

Профессиональная этика педагога.docx

— 53.93 Кб (Скачать файл)

Авторитарный стиль  подразумевает:

- взгляд на ученика  как на объект педагогического  воздействия, а не как на  равноправного партнера по общению, 

- интерес к познанию  учащегося (изучение его склонностей,  способностей) ;

- умеет понять  проблемы, настроения, стремления и  ориентации воспитанников;

- отдает предпочтение  таким методам, как поощрение,  убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический  климат, учащиеся доброжелательно относятся  друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с  учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В  зависимости от ситуации педагог  может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет  тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля  поведения часто зависит этика  педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

2.3. Факторы эффективности  профессиональной деятельности  учителя

Практика показала, что никакие опросники и никакое  анкетирование не заменят общения  учителя и ученика, воспитателя  и воспитанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение  со стороны учителя. При таком  давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает свое психологическое  влияние на ученика, а это следует  делать. Педагог должен уметь подобрать  «ключик» к каждому ребенку. Застенчивый  он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

Представляется  необходимым сформировать требования к процессу общения педагога и  ученика. Это:

— доверительность;

— умение слушать  ребенка;

— взаимопонимание  как основа;

— деловой контакт;

— способность перейти  от воздействия к взаимодействию.

Важным во всем этом процессе является творчество учителя  в общении. Одно и то же задание  ребенку, одну и ту же беседу педагог  может дать или провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического  общения, сформируем «Этические заповеди педагогу, входящему в класс».

/. Думайте о своих  отношениях с детьми выстраивайте  их.

2. При организации  педагогического общения исходите  не только из педагогических  целей и задач, не исключайте  интересы ребенка. 

3. Свою речь акцентуируйте  на конкретного ребенка или  группу ребят. 

4. Не ограничивайтесь  только собственной инфорлшг^ией,  необходимо и организовать отношения,  изучить ребенка, оказывать и  определенное воздействие. 

5. Не стройте  отношения «сверху вниз». Помните,  что даже малыш стремится к  самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется  по словам А. С. Макаренко  «прекрасной личностью».

6. Постарайтесь  понять психологическую атмосферу  в детском коллективе, что поможет  в общении с ребенком.

7. Умейте слушать  детей. 

8. Стремитесь ощущать  их настроение в процессе общения  с вами.

9. Не забывайте,  что у детей могут быть конфликты  и что вы можете спровоцировать  их своей педагогической несостоятельностью.

10. Убеждая ребенка  в его ошибках старайтесь быть  тактичным. 

//. Чтобы избежать  «тупиковых» односложных ответов,  вопрос начинайте с «почему?  », «как? », «для чего? ».

12. Будьте инициативны  в общении. 

13. Обращайте внимание  в общении на особенности девочек.  Они более эмоциональны, более  ранимы.

14. Избегайте штампов  в манере вести себя с детьми (точно по плану) .

15. Преодолевайте  отрицательное отношение к некоторым  ребятам-

16. Только критика:, без конструктивного начала, бесполезна.

17. Чаще улыбайтесь  детям. 

18. Старайтесь, чтобы  чаще звучали одобрения, похвала,  поощрения. 

19. Дети должны  знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения  определяет его отношение к  вам. 

20. Запоминайте ваше  отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет  негативное поведение ребенка. 

21. К каждой беседе  следует готовиться, разрабатывайте  стратегию разговора. 

22. Помните, что  дети растут и первоначальное  поведение сменяется новым. 

23. Возможны барьеры,  возникшие между учителем и  классом, вос-питателем и группой.  Здесь следует учитывать социально-психологическую  обстановку в группе, отношения  в классе, между ребятами-

Учебно-воспитательный процесс выглядит образно как  непрекращающееся движение вверх, требующее  от педагога все новых усилий. Создание педагогических условий служит своеобразным катализатором (ускорителем) реализации процесса воспитания. На практике созданию педагогических условий в процессе профессиональной деятельности способствует ряд факторов. Рассмотрим эти факторы  подробнее.

1. Стимулирование  активности самого школьника.  Воспитание учащегося как формирование  в структуре его личности социально-психологических

новообразований совершается  только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать  мере его возможностей. Решающим на данном этапе будет умение педагога вести наблюдение за состоянием воспитанника: не переутомился ли он или не слишком  ли легкой является для него задача, не сказывается ли перегрузка на негативном отношении к деятельности. Соблюдение меры в дозировании активности составляет педагогическое искусство при создании педагогических условий.

2. Создание условий,  актуальных потребностям учащегося.  Содержание деятельности детей  в процессе их воспитания обусловлено  изменяющимися потребностями школьников  младшего школьного возраста  и поэтому вариативно, определяется  на каждый данный момент развития  актуальными потребностями. Педагог  выстраивает систему деятельности  в полном соответствии с этим  ансамблем потребностей, придавая  им окультуренную форму и направляя  их развитие по лестнице общечеловеческих  ценностей. Пренебрежение актуальными  потребностями приводит достаточно  часто ребенка на асоциальную  дорогу, тогда мы говорим о  так называемом «девиантном поведении». Поэтому согласно данному этапу  педагог должен видеть, что происходит  с растущим ребенком и что  для ребенка кажется самым  главным на данный момент его  жизни, и не отвергать неудобство  развития, а направлять особенности  роста по пути культуры.

3. Совместно-разделенная  деятельность. Воспитание личности  младшего школьника происходит  через деятельность. Суть совместно-разделенной  деятельности заключается в соблюдении  пропорционального соотношения  усилий ребенка и усилий педагога  в совместной деятельности. На  начальном этапе доля активности  педагога превышает активность  школьника. Но в конце концов  доля активности ребенка увеличивается  и доводится до максимального  уровня, когда субъектом деятельности  выступает сам школьник, а педагог,  как бы в стороне, 

наблюдает, оценивает, сопровождает незаметной инструкцией. Первоначальный момент забыт, и школьники  чаще всего уверены, что именно им принадлежит инициатива в организации  и проведении какого-то дела. Совместно-разделенная  деятельность помогает ребенку ощущать  себя субъектом деятельности, а это  чрезвычайно важно в эффективности  создания педагогических условий воспитательного  процесса.

4. Демонстрация  уважения и любви к учащемуся.  Решающим для благоприятного  развития личности при самой  интенсивной ее деятельности  будет внутреннее состояние ребенка,  определяющее его ценностные  отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и  защищенности ребенок свободно  и вольно выражает свои отношения  и не боится складывающихся  отношений. Поэтому воспитание  включает в свое содержание  демонстрацию любви в адрес  младшего школьника. Такое педагогическое  условие эффективно, когда школьник  слышит в речи доброе отношение  к себе, когда он видит мимико- пластическую расположенность, когда  он переживает вместе с педагогом  взаимную симпатию.

5. Установка на  успех. Итак, деятельность - это объективная  форма отношения к объекту,  что у субъекта деятельности  в ходе ее складываются личностные  отношения к объекту. Позитивными  они формируются при условии  переживаемого субъектом удовлетворения  процессом или завершением его,  самим продуктом деятельности. Для  педагога это означает следующее:  организуемая деятельность сопровождается  или венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый  учащийся. Ситуация успеха - это субъективное  переживание персональных достижений  в контексте индивидуального  развития личности и ее индивидуальной  жизни. Положительное подкрепление - самое общее условие создания  ситуации успеха. Оно заключает  в себе либо поощрение, либо  комплимент, либо подарок, либо

6. радость. Педагог  должен уметь производить положительное  подкрепление, возвышая духовные  силы ребенка. Помимо этого,  необходимо снимать страх младшего  школьника перед неудачей («ничего  страшного», усилить мотив деятельности («это так важно для нас и  для тебя», отмечать исключительно  черты личности школьника, позволяющие  надеяться на успех («ведь ты. », «ведь у тебя. »). 6. Целостность  воспитательного процесса. Личность  существует и проявляет себя  для других как целостный феномен,  в каждом отдельном акте поведения она разом и вкупе выстраивает систему личностных отношений к миру. Целостность личности младшего школьника предписывает педагогам целостность процесса воспитания. Целостность воспитательного процесса обеспечивается отношенческой полифонией поступка и поведения, но обеспеченность эта потенциальна, без педагога она не реализуется. Если педагог не учитывает этой закономерности, то воспитательный процесс жестоко мстит за это. Например, чтение стихов о высоком в грязной классной комнате способствует формированию цинизма и нечистоплотности - что по прошествии некоторого времени крайне удивит педагога, не умеющего видеть целостность протекающей жизненной ситуации и не подозревающего, что на помойке вырастают лишь сорняки. Грубый окрик, призывающий ребенка к гуманности, тоже подвластен закону целостности: вопреки призывам он формирует агрессивность, так как в этот момент действует не набор слов и их воспитательное значение, а только злобная экспрессия.

7. Таким образом,  совершенно очевидно, что этика  играет главенствующую роль в  профессиональной деятельности  педагога и проходит ряд этапов. В учащихся и корректное комментирование  допущенных ошибок и многое  другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель  особо должен быть тактичным по отношению  к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех  случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда  ученики считают, что эта похвала  их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как  можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к  воспитаннику. Недопустимо возмущаться  проступком ученика, а тем более  срывать зло и оскорблять его.

Важной характеристикой  в этике профессионально-педагогического  общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

- индивидуально-типологические  особенности взаимодействия педагога  и обучающихся — особенности  коммуникативных возможностей учителя,  достигнутый уровень взаимоотношений  педагога и воспитанников, творческая  индивидуальность педагога;

- совокупность устойчиво  применяемых педагогом способов  воздействия на учащихся.

Стиль общения педагога с учащимися — это категория  социальная и нравственная. Он формируется  под воздействием многих факторов и  зависит:

- от психического  склада человека,

- его ценностных  ориентации,

- уровня образования  и общей культуры,

- влияния ближайшего  социального окружения (семья,  друзья,

- авторитета людей  (более опытных педагогов, оказавших  наибольшее воздействие на процесс  становления педагога.

2.2. Этика стиля  управления и общения в системе  «учитель-ученик»

Традиционно выделяют три основных стиля управления и  общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть  плюсы и минусы его общения  с учащимися.

Авторитарный стиль  подразумевает:

- взгляд на ученика  как на объект педагогического  воздействия, а не как на  равноправного партнера по общению, 

- интерес к познанию  учащегося (изучение его склонностей,  способностей) ;

- умеет понять  проблемы, настроения, стремления и  ориентации воспитанников;

Информация о работе Этика в профессиональной культуре педагога