Этика в профессиональной культуре педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:38, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слов «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума

Файлы: 1 файл

Профессиональная этика педагога.docx

— 53.93 Кб (Скачать файл)

Педагогическая  мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю  в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она  выступает одним из регуляторов  поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального  долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим  призванием.

Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое  требование в отношении учителя  к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.

Нравственное сознание педагога.

Нравственным сознанием  называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в  обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного  явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика  той среды, с которой человек  постоянно взаимодействует.

Нравственные взгляды  учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов  нравственного сознания учителя  является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как  осуществляется восприятие этих ценностей  его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения  в педагогической деятельности.

Педагогическая  этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе  отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности - он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для  активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.

Этические знания и  нравственные взгляды становятся убеждениями  личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных  условий трудовой деятельности. Требованиям  профессиональной педагогической этики  отвечает убеждённость, органически  сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью  к себе.

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются  как эмоциональная сторона его  духовной деятельности, характеризующая  наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению  к профессиональной деятельности и  участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают  как средство формирования личности и как одна из задач нравственного  воспитания. Нравственные чувства учителя  можно условно разделить на несколько  групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального  долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как  представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.

Нравственные отношения  педагога.

В основе нравственных отношений лежат зависимости  между предписаниями долженствования  и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными  и общественными интересами.

Нравственные отношения  регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими  общественное или групповое признание  и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности.

Особенность нравственных отношений в том, что они имеют  ценностно- регулятивный и непосредственно-оценочный  характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей  функции регулирования и контроля.

В педагогической среде  выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности - сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов  и учащихся, сферу внешкольных  контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом  нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами  и т. д.

Педагогическая  мораль признаёт такие нормы взаимоотношений  между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего  чувством собственного достоинства. Важнейшее  условие положительного воздействия  педагога на воспитуемого - сочетание  разумной требовательности и доверия  к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде  очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит  и от влияния той ближайшей  микросреды, в которой живут и  воспитываются дети.

Нравственная деятельность педагога.

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной  самостоятельностью, тесно связана  с другими видами деятельности и  может реализовываться в различных  предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.

В процессе нравственного  просвещения школьников педагог  проводит их ознакомление с основными  проблемами морали, критериями моральной  оценки, раскрывает возможности свободы  выбора нравственного поступка и  меру ответственности личности за своё поведение и т. д.

Процесс нравственного  самовоспитания представляет собой  не только формирование недостающих  привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.

1.4. Педагогический  такт как важный компонент  нравственной культуры учителя. 

Переход от нравственного  сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного  творчества - педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых  важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении  к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств  ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид  поступка в соответствии с нравственно- педагогической нормой.

Педагогический  такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в  которой совпадают мысль и  действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных  последствий поступка и субъективного  его восприятия; в такте проявляется  поиск более лёгкого и менее  болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов педагогического  такта учителя можно назвать  уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно  слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и  чуткость по отношению к людям  и т. д.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере  педагогического труда свои особенности  и влияние имеет и моральная  регуляция, неотъемлемым элементом  которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем  не контролируются. Зачастую своим  действиям и поступкам он сам  даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя - его педагогическая совесть - должен быть чувствительным в высокой степени.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение  и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной  из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам  и

Раздел 2. Проектная  часть

2.1. Формирование  этических основ педагогического  такта

Главным признаком  педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится  к моральным регуляторам педагогического  процесса и основывается на нравственно- психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность  и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть  и слышать ученика, сопереживать  ему;

- деловой тон  общения;

- внимательность, чуткость  педагога.

Профессиональный  такт проявляется:

- во внешнем облике  педагога;

- в умении быстро  и правильно оценить сложившуюся  обстановку и в то же время  не торопиться с выводами о  поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать  свои чувства и не терять  самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании  разумной требовательности с  чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании  возрастных и индивидуальных  особенностей учащихся;

- в самокритичной  оценке своего труда. 

Тактичный педагог  приходит вовремя на работу, деловые  встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб  окружающим.

Педагогический  такт характеризуется обоснованностью  и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического  воздействия. Он не терпит шаблона и  формализма.

Основа такта  — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта  тактичного руководителя творческого  коллектива, как педагога — высокая  требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они  так или иначе связаны с  заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя —  тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов  к уроку. Во внеурочное работе —  непринужденность, задушевность, которые  особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком  или многословием раздражения, и  гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это  как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Проявления такта  разнообразны. Это и умелый выбор  места разговора с виновником происшествия, и выбор времени  для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более  слабым или по каким-либо причинам отстающим  ученикам. Это и тактичное оценивание успехов 

учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель  особо должен быть тактичным по отношению  к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех  случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда  ученики считают, что эта похвала  их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как  можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к  воспитаннику. Недопустимо возмущаться  проступком ученика, а тем более  срывать зло и оскорблять его.

Важной характеристикой  в этике профессионально-педагогического  общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

- индивидуально-типологические  особенности взаимодействия педагога  и обучающихся — особенности  коммуникативных возможностей учителя,  достигнутый уровень взаимоотношений  педагога и воспитанников, творческая  индивидуальность педагога;

- совокупность устойчиво  применяемых педагогом способов  воздействия на учащихся.

Стиль общения педагога с учащимися — это категория  социальная и нравственная. Он формируется  под воздействием многих факторов и  зависит:

- от психического  склада человека,

- его ценностных  ориентации,

- уровня образования  и общей культуры,

- влияния ближайшего  социального окружения (семья,  друзья,

- авторитета людей  (более опытных педагогов, оказавших  наибольшее воздействие на процесс  становления педагога.

2.2. Этика стиля  управления и общения в системе  «учитель-ученик»

Традиционно выделяют три основных стиля управления и  общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть  плюсы и минусы его общения  с учащимися.

Информация о работе Этика в профессиональной культуре педагога