Коммуникации в общении. Вербальные и невербальные функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

Общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь , каждый из нас так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить свое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Содержание работы

Введение
1. Коммуникация
1.1. Структура коммуникации
1.2. Каналы коммуникации
1.3. Барьеры коммуникации
1.4. Кодирование-декодирование
2. Вербальное общение
2.1. Виды вербального общения
3. Невербальное общение
3.1. Основные элементы и функции невербальной коммуникации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат Этика и этикет.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

РОСТОВСКИЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА  И ТУРИЗМА

ЮЖНО-РОССИЙСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА

(РТИСТ ЮРГУЭС) 
 
 
 
 
 

реферат 
 

по дисциплине: «Этика и этикет»

тема: «Коммуникации в общении»,

    «Вербальные и невербальные функции общения» 
     
     

Выполнил:

Студент СКСТ – 091 гр.

3 курс ЗО

Ревуцкая  М.А.

                                                                                                                                Проверила 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2012 
 
 
 
 
 

                                                  Содержание 

Введение

1. Коммуникация

1.1. Структура коммуникации

1.2. Каналы коммуникации

1.3. Барьеры коммуникации

1.4. Кодирование-декодирование

2. Вербальное общение

2.1. Виды  вербального общения

3. Невербальное общение

3.1. Основные  элементы и функции невербальной  коммуникации

Заключение

Список  используемой литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         ВВЕДЕНИЕ 

     Общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь , каждый из нас так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить свое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

       Но для обеспечения высокого уровня общения человек должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между людьми может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, например, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, также, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в межличностных коммуникациях.

       Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия  «общение» всем понятно и не требует  особых разъяснений. А между тем  общение – это очень сложный  процесс взаимодействия людей. Как  справедливо отмечает А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер. Естественно, что и среди ученых той или иной науки тоже существуют разные взгляды на общение.

Отметим, что  наряду с термином общение широкое  распространение получило слово  коммуникация. Чаще всего они ис­пользуются  как синонимы. Приведем словарную  статью из «Лингвистического энциклопедического словаря»:

«Коммуникация (лат. communicatio, communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, обмен  мнениями, сведениями, идеями и т. д. – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

В последнее  время в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов общение и коммуникация (например, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналу связи), однако общепринятого мнения по данному  вопросу не существует.

     Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна ника­кая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Особенность речевой  деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, без речевой деятельности.

Предприниматель, управляющий, дизайнер, референт, врач, строитель, инженер, продавец, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать.

     От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. 
 
 

                                                  1. Коммуникация.

       В свое время Антуан де Сент-Экзюпери сказал:

«Самая большая  роскошь на свете – это роскошь  человеческого общения».

     Без преувеличения, навык эффективного общения с людьми – один из самых главных факторов успеха в любой сфере современной жизни. Построить головокружительную карьеру, завести надежных и верных друзей, обустроить свою личную жизнь, добиться успеха и признания – без умения выстраивать эффективную коммуникацию тут обойтись невозможно. Что же такое же такое эффективное общение? Можно ли этому научиться? Каким правилам необходимо следовать? 

      Коммуникация - (от лат. communicatio - общение, сообщение, передача)

Процесс информационного взаимодействия между собой двух и более людей.

По происхождению  как в латинском языке, так  и русском подчеркивается наличие  чего-то общего, вокруг чего и происходит информационный обмен. 

    Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов: 

каковы средства коммуникации и как правильно  ими пользоваться в процессе общения; 

как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания  и сделать коммуникацию успешной. 

                                        1.1 Структура коммуникации. 

     Коммуникация - явление сложное, многогранное и многоэлементное. Именно структура помогает понять простой механизм коммуникации, разложить все знания по полочкам в области общения и переносить их на любых личностные и деловые коммуникационные ситуации. 

      В любой коммуникационной ситуации всегда есть как минимум два субъекта - отправитель и получатель. Первый отправляет некое сообщение, второй, соответственно, его получает (адресатов может быть несколько, если взять в качестве примера презентацию, когда один оратор обращается к целой аудитории).

    Под сообщением понимается вся совокупность информации, которая передается от отправителя к получателю. Это не только слова или звуки, но и визуальный ряд, эмоциональный фон, интонации, жестикуляция, пантомимика и т.д. Любое сообщение передается с помощью того или иного канала коммуникации. Канал коммуникации - это своеобразное средство передачи информации. Слова (а если быть совсем точным, то смысл слов и предложений) передаются с помощью вербального канала; звуки, интонация, тон и тембр - с помощью вокального; внешний вид, жестикуляция, пантомимика и микромимика - с помощью невербального и т.д.

   Таким образом, с помощью каналов коммуникации отправитель передает сообщение получателю. 

    В результате на получателя оказывается некое воздействие - эффект. Это может быть обдумывание информации, согласие, несогласие, агрессия, непонимание. Так или иначе, все это выражается в обратной связи - в ответной реакции или сообщении. При этом роли у субъектов меняются. Получатель, давая обратную связь, становится отправителем, а отправитель - получателем. Вообще разделение на отправителя и получателя является достаточно условным, так как любая из сторон попеременно является и тем и другим. 

    Ключевым элементом структуры коммуникации являются барьеры коммуникации, о которых я подробно расскажу в следующих постах. Под барьерами коммуникации понимаются помехи, которые искажают смысл сообщения, препятствуют эффективному общению. Это могут быть объективные барьеры, например, шум ремонтных работ, мешающий спокойному и конструктивному обсуждению вопросов. Или субъективные барьеры, например, незнание собеседником терминологии, которую вы используете в беседе. 

    В структуре коммуникации большое значение имеет контекст. Это обстановка, условия, внешняя среда, конкретная ситуация, в рамках которой происходит коммуникация между субъектами. Например, поговорить с начальником о повышении своей заработной платы можно во время суетливого собрания отдела или корпоративного мероприятия в спокойной обстановке. Результат в той или иной ситуации, как вы понимание, может быть разный. 

Таким образом, мы выделили основные элементы в структуре  коммуникации. Это: 

Отправитель

Получатель

Сообщение

Канал коммуникации

Эффект

Обратная связь

Барьеры коммуникации

Контекст 

                                              1.2 Каналы коммуникации. 

    Мы определили, что отправитель передает сообщение получателю с помощью того или иного канала коммуникации. Говоря о коммуникативных каналах, все в основном сразу вспоминают два - вербальный (словесный) и невербальный (бессловесный). Это справедливо, так как эти каналы являются основополагающими. 

    Начнем с последнего, потому что невербальный канал коммуникации является а) важнейшим, б) древнейшим. Почему важнейшим? Потому что через невербальный канал коммуникации по данным многочисленных исследований ученых передается до 60-70% всей информации собеседнику или аудитории. Почему древнейшим? Потому что невербальный канал является прямым наследием зоокоммуникации. Именно через невербалику животные осуществляют межличностную и межгрупповую коммуникации. Оскал, рык, виляние хвостом, поза, оживленная мимика - с их помощью животные демонстрируют переживаемые эмоциональные состояния: агрессию, страх, боль и т.д. Невербальное поведение досталось нам по наследству и до сих пор остается основным средством передачи информации. 

К невербальным средствам можно отнести: 

мимику (выражение  лица);

микромимику (едва уловимые мимические выражения, которые могут говорить о многом, например, подергивание глаза, когда собеседник особо нервничает);

пантомимику (поза тела);

жестикуляцию (движение рук, ног, туловища);

взгляд (визуальный контакт, выражение глаз);

внешний вид человека (одежда, прическа, украшения, косметика и т.д.);

межличностное пространство. 

    Вербальный или словесный канал, в отличие от невербального, свойственен только человеку, обладающего речевой способностью. С помощью вербального канала мы передаем смысл произносимых слов, то есть что мы говорим. Другой вопрос, как мы это делаем. И здесь имеет значение вокальный канал коммуникации. К нему относятся: 

тембр голоса (природная, индивидуальная окраска голоса);

Информация о работе Коммуникации в общении. Вербальные и невербальные функции общения