Коммуникации в общении. Вербальные и невербальные функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

Общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь , каждый из нас так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить свое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Содержание работы

Введение
1. Коммуникация
1.1. Структура коммуникации
1.2. Каналы коммуникации
1.3. Барьеры коммуникации
1.4. Кодирование-декодирование
2. Вербальное общение
2.1. Виды вербального общения
3. Невербальное общение
3.1. Основные элементы и функции невербальной коммуникации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат Этика и этикет.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

    Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и средствах воздействия. Речь не сводится лишь к совокупности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается. Таким образом, в речи каждого индивида в той или иной степени проявляются эмоционально-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, модуляция голоса и т.п.). Выразительные компоненты имеются и в письменной речи (в тексте письма это проявляется в размашистости почерка и силе нажима, угле его наклона, направлении строк, форме заглавных букв и т. п.). Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновременно, в определенной степени влияя на поведение реципиента. 

                                          2.1 Виды вербального общения.  

     Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами). 

     К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дактильная речь.

Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта). 

    Точность понимания слушающим смысла высказывания говорящего зависит от обратной связи. Такая обратная связь устанавливается, когда коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами. Реципиент своим высказыванием дает понять, как он понял смысл принятой информации. Таким образом, диалоговая речь представляет своего рода последовательную смену коммуникативных ролей общающихся, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Монологическая же речь продолжается достаточно долго, не прерывается репликами других. Для нее требуется предварительная подготовка. Это обычно развернутая, подготовительная речь (например, доклад, лекция и т.п.). 

     Постоянный и эффективный обмен информацией является залогом достижения любой организацией или фирмой поставленных перед собой задач. Важность вербальной коммуникации, например в управлении, переоценить невозможно. Однако здесь, как было показано выше, надо преследовать и цель обеспечения правильного понимания передаваемой информации или смысловых сообщений.   

    Умение точно выражать свои мысли, умение слушать – составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Ниже приводится методика двух основных способов слушания: нерефлексивного и рефлексивного. 

     В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом). 

      Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный объем информации о партнере. Однако полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во-первых, существует вероятность, что мы могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во-вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения. 

     Вербальное (или речевое) общение — это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка» (Куницына В. Н., 2001, с. 46). 

    По мнению авторов книги «Межличностное общение», говорящие люди могут обладать речевой гибкостью в разной степени. Так, некоторые из них уделяют минимальное внимание выбору речевых средств, разговаривая в разное время с разными людьми, в разных обстоятельствах преимущественно в одном и том же стиле. Другие, стремясь сохранить свой стилевой облик, умеют выполнять разные речевые роли, используя в разнообразных ситуациях разностилевой речевой репертуар. Однако кроме индивидуальных особенностей участников вербальной коммуникации на выбор стиля речевого поведения влияет и социальный контекст. Ролевая ситуация диктует необходимость обращения то к поэтической, то к официальной, то к научной или бытовой речи. 

     Так, проведение научной конференции для родителей требует от педагога умения оперировать строгими научными терминами (которые тем не менее должны быть расшифрованы в речи, чтобы исключить недопонимание недостаточно подготовленной части аудитории и тем самым предотвратить возможные в таких случаях агрессивные выпады или «самоустранение» слушателей). 

     В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Авторы упомянутой выше монографии приводят следующие принципы построения речевой коммуникации. 

     Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора»

— предполагает, что вербальное общение должно:

содержать оптимальное  количество информации. (оно должно соответствовать текущим целям  общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение);

содержать правдивые  высказывания;

соответствовать целям, предмету разговора;

быть ясным (избегание  непонятных выражений, многословности).

Принцип вежливости, который подразумевает выражение  в речи: 

тактичности;

великодушия;

одобрения;

скромности;

согласия;

благожелательности. 

     Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. Именно поэтому в основном литература, посвященная проблемам конструктивного поведения в конфликте, направлена на оптимизацию вербальной коммуникации (Гришина Н.В., 2002). Вербальная коммуникация может носить дезорганизующий характер и является каналом для поиска взаимоотношений. 

                                             3. Невербальное общение. 

     Невербальное общение – это общение посредством жестов, мимики, интонации. Жестикуляция может многое сказать о человеке, о его к Вам отношении. Например, скрещенные руки, ноги или пальцы говорят о том, что человек в данный момент «закрыт» для общения.

     Мимика, как и интонация, часто выдает истинные эмоции человека. Если человек всячески хочет показать свою благожелательность к Вам, но при этом непроизвольно хмурится или делает недовольное выражение лица, то ему не удастся ввести Вас в заблуждение.

     Для любого человека очень важны знания о невербальном общении. Он всегда должен следить за своей жестикуляцией, так как чрезмерная жестикуляция может даже отпугнуть партнера.

     Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать в большей мере фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства и эмоции гораздо проще и быстрее, чем с помощью слов, передаются на языке невербального общения. Во-вторых невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем речь.

      О том, как велика роль невербального общения в нашей жизни, можно судить, изучив основные функции невербального общения между людьми.

    К примеру, жестикуляция может сказать многое о человеке и о его истинном отношении к Вам, а мимика выдаст его истинные эмоции. Расстояние между Вами и Вашим собеседником в процессе разговора укажет на то, насколько вы доверяете друг другу. 

      3.1  Основные элементы и функции невербальной коммуникации. 

     Кинесика — к ней относятся поза, осанка, походка, жесты, мимика, а также визуальный контакт.

Голосовые характеристики к которым относятся: 

     Просодика – общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр и 

    Экстралингвистика– включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения.

     Они дополняют и замещают речевые высказывания, а также выражают эмоциональные состояния.

     Такесика - изучает прикосновения в ситуации общения. Ктакесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

     Проксемика - ориентация партнеров в момент общения и дистанциямежду ними. Американский антрополог Эдуард Т. Холл называл проксемику «пространственной психологией». 

    Кроме того, невербальные сигналы во время общения людей посылают такие характеристики собеседника, как его пол, конституция, рост, вес, цвет кожи, цвет волос, одежда и множество других.

    Основной функцией невербального общения является передача обширной информации. Иногда при помощи невербальных сообщений человек говорит намного больше, чем при помощи слов.

    Из невербального общения Вы можете узнать о темпераменте собеседника, его эмоциональном состоянии в момент общения, выяснить личностные качества человека, его коммуникабельность, а также социальный статус.

    При знании функций невербального общения, наблюдая за двумя людьми, можно легко определить их отношение друг к другу, тип и динамику взаимоотношений. Невербальными сообщениями люди показывают, насколько комфортно они чувствуют себя в той или иной ситуации, нравится ли им общаться между собой.

    Функции невербального общения являются важной составной частью межкультурной коммуникации. К примеру, если люди не знают языка друг друга, они могут изъясняться только при помощи жестов, мимики, кинетики. 

    В процессе жизни мы каждый день используем невербальное общение. Мы даже не задумываемся над тем, какова настоящая роль невербального общения для каждого из нас, и как много она значит для отношений между людьми. Невербальные и вербальные сообщения тесно связаны между собой и могут замещать, опровергать или дополнять друг друга.

     Нет сомнений, что роль невербального общения в нашей жизни очень велика. И вот по каким причинам: 

- около 70% информации мы воспринимаем по визуальному (зрительному) каналу; 

- при помощи невербальных сигналов мы можем понять истинные чувства своего

  собеседника, увидеть его намерения; 

- отношение к собеседнику зачастую формируется при первом впечатлении, которое

  он производит.  

   Первое впечатление – ни что иное, как результат воздействия невербальных факторов, таких как походка, выражения лица, взгляд, манера держаться, стиль одежды и прочие невербальные сообщения являются спонтанными, бессознательными и всегда искренними, в отличие от слов. 

    Зная все тонкости невербального общения, можно достичь больших высот в профессиях, напрямую связанных с прямыми контактами между людьми. Если Вы – маркетолог, продавец , рекламный агент или работник сферы услуг, знания в данной сфере помогут Вам правильно настроить к себе Ваших потенциальных партнеров. 

                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

        В процессе  работы  коммуникация и виды общения были рассмотрены с различных сторон,  с точки зрения различных дисциплин.  Было установлено, что общение является сложным и необходимым процессом в жизни индивида. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. 

        Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.   

        Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Информация о работе Коммуникации в общении. Вербальные и невербальные функции общения