Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:01, контрольная работа
Описание работы
1. Место эстетики в системе И. Канта (1724-1804). Эстетическое суждение – суждение вкуса. Антиномии вкуса. Учение об идеале и эстетической идее. Учение о возвышенном. Учение о гении. Классификация искусств. Значение Канта в истории эстетических учений; система эстетических категорий. 2. Немецкий романтизм, отличительная особенность немецкого романтизма; вклад немецких романтиков в мировую эстетику. Ирония как одна из основных категорий эстетической программы романтиков. Противоречивость эстетических воззрений немецких романтиков. 3. Ф. Шиллер и принцип свободного проявления творческого гения. 4. Место эстетики в системе трансцендентального идеализма Ф.В. Шеллинга (1775-1854). Концепция новой мифологии в эстетике Шеллинга. Философия искусства Шеллинга. Схема, аллегория, символ. Основные эстетические категории Шеллинга. Концепция художественного произведения. Учение о гении. Влияние эстетики Шеллинга на эстетические взгляды немецких романтиков. 5. Роль эстетики в системе абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля. Эстетика как философия искусства. Учение о прекрасном. Учение об идеале. Классическое, символическое и романтическое искусство. Система эстетических категорий. Гегель о видах искусства и принципах их классификации.
Идеал включает в себя не только
мышление, но и художественную фантазию,
перерабатывающую и оплодотворяющую воспринятый
и отобранный материал. С презрением отвергая
«портреты, до отвращения похожие», Гегель
апеллирует к творчеству тех художников,
которые создают полотна, истинные больше,
чем оригинал, как, например, Дюрер и Тициан
(подробно см. 259, 17). Художественное произведение
служит не избранным, а всему народу, оно
несет на себе печать эпохи. Поэтому заявления
Гегеля о социальной обусловленности
идеала не случайны. О том, что дело обстоит
именно так, свидетельствуют и частные
проявления идеала — направленность творчества
художника, тенденциозность произведения
искусства, особенно драмы (см. 54, XIV, 350).
Таким образом, эстетика Гегеля затрагивает
не только собственно искусство, но и прекрасное
в природе, а также и труд как деятельность
воспроизводящих индивидов. Искусство
как предметная деятельность подчинено
господствующему разделению труда, и потому
нельзя старое содержание перенести на
новую почву. Социальная обусловленность
определенного идеала выступает особенно
ярко в понимании национального начала
в искусстве, его зависимости от данной
исторической эпохи. В то же время искусство
— сфера свободной деятельности целостного
человека, обращенная к целостному человеку.
В этом смысле оно противостоит (или может
противостоять) наличным отношениям в
обществе, которое Гегель называет обществом
нужды, рассудка и прозы. Продолжая мысль
Шиллера о враждебности буржуазного общества
искусству, Гегель в то же время далек
от надежды исправить это общество посредством
эстетического воспитания. Не в искусстве,
а в философии будущее. Однако в сфере
абсолютного духа искусство как тезис
отрицается религией и восстанавливается
— в снятом виде — в философии. Искусство
поэтому принципиально отличается от
религии, но не всякой: античная религия
была тождественна античному искусству
(см. 54, XIII, 15). Расщепление начинается с
возникновением духовной, и в особенности
абсолютной, религии (вплоть до ее третьей
ступени) — религии истины и свободы, под
которой Гегель разумеет протестантизм.
Идея бога потустороння. Идеал в искусстве
посюсто- ронен; как определенный идеал,
он воплощается в народном духе. Здесь
выступает проводимое Гегелем принципиальное
различие между искусством как относящимся
к области посюстороннего и религией как
потусторонним. Если одним из существенных
элементов содержания идеала является
общечеловеческое, то отсюда неизбежно
следует вывод: внутренняя сущность искусства
в условиях современного общества находится
в тисках, враждебных самому существованию
его. Правда, сам Гегель выход для искусства
видит в религии откровения. Но это, во-первых,
не единственное его утверждение; во-вторых,
внутренняя логика гегелевских рассуждений
приводит к неизбежному заключению: искусство
как сфера свободной чувственной деятельности
сохраняет свое значение и в настоящем
его виде, и в снятой философией форме
и, таким образом, «представляет собою
согласно понятию лишь всеобщие формы
развертывающейся идеи красоты. Обширный
пантеон искусства поднимается ввысь
как внешнее осуществление этой идеи;
его архитектором и строителем является
творящий самого себя дух прекрасного;
этот пантеон, однако, будет завершен лишь
в ходе тысячелетней работы всемирной
истории» (54, XII, 94). Если с точки зрения
практики искусство есть предметная деятельность,
то с точки зрения объекта оно есть отражение,
познание. Обосновывая своеобразие художественного
познания действительности, развивая
высказанную И. Винкельманом мысль о художественной
идее как специфическом признаке искусства
(см. 54, XII, 67), Гегель приближается к обоснованию
и защите того нового, нарождающегося
искусства, которое уже ушло от просветительского
(ему впоследствии было дано наименование
критического реализма). Особенно явственно
такое приближение проступает в оценке
немецкой и голландской живописи, а также
типа субъективности, характерного для
романтического этапа развития искусства
вообще; в учении о характере, который
является единичным средоточием всеобщих
сил действия, т. е. воплощает данный круг
условий (ситуацию и состояние мира); в
некоторых высказываниях о будущем свободном
искусстве, о романе как эпопее буржуазного
общества; в разработке Гегелем категории
безобразного, которая указывает границу
искусства и в то же время связана с характерным,
оттеняет его, становясь необходимым элементом
современной Гегелю поэзии. С одной стороны,
расширение и выход философии искусства
за непосредственные рамки искусства,
с другой — отказ эстетики от нормативного
понимания прекрасного вели к формированию
понятия того, что Гегель называл поэтическим
(не только в искусстве, но и в жизни) и
отождествлял с идеалом, как таковым. В
философии искусства Гегеля есть тенденции,
близкие к материализму. Для него искусство
не теряет своего чувственного предметного
характера, который выступает как условие
конкретности художественного познания.
Гегелевская философия искусства в известной
мере противоречила его общим идеалистическим
установкам и позволила ему не только
поставить целый ряд вопросов, вызывающих
интерес и сегодня, но и наметить некоторые
пути их решения. Если идеал, как таковой,
есть результат познания действительности
и одновременно продукт предметной деятельности
художника, то отсюда следует: искусство
воссоединяет гносеологическое (художественную
идею) и аксиологическое, ибо идеал — это
не только познание, но и ценность, норма
и в свою очередь является критерием для
оценки произведения искусства. Выступая
как общественно обусловленный, он влияет
на вкус аудитории именно потому, что содержит
в себе определенную норму вкуса и воплощает
определенный пафос. Невозможно согласиться
с теми исследователями, которые подобно
Раймону Байе превращают гегелевскую
эстетику в набор понятий, только внешне
связанных друг с другом (см. 204). И вообще
внимание, концентрирующееся на схеме,
на канве системы философии Гегеля, приводит
к обедненному представлению о ней: оно
упускает из виду главное — саму диалектическую
стихию гегелевского мышления. В истории
философии результаты такого подхода
сказались и у К. Фишера, и у «критических
критиков», переложения которых во многом
выхолостили или даже оглупили эстетические
взгляды великого немецкого диалектика.
Напротив, эстетические взгляды Гегеля
отличает содержательная последовательность
в исследовании искусства как целостного,
тотального явления. Эстетику Гегеля пронизывает
единый принцип, каковым является понятие
идеала. Стремление показать специфику
искусства, правда, не увенчалось у Гегеля
полным успехом, однако тот факт, что он
поставил идеал, воплощаемый в художественном
произведении, краеугольным камнем своей
эстетической теории, был шагом вперед
в истории эстетики и может еще и сегодня
дать богатый материал — при всех достоинствах
и недостатках этого понятия у самого
Гегеля — для формирования понятий научной
эстетики. Кроме того, необходимо не только
отмечать конкретно исторический подход
в самой эстетике Гегеля, но и пользоваться
этим подходом при оценке концепции самого
Гегеля. Преобладающим направлением в
гегелевском мышлении был реализм, не
просто философия, не просто любовь к мудрости,
а научный подход, пафос дистанции, который
позволял с точки зрения завершенного
процесса оценивать его начало и ход. Однако
такая завершенность в конце концов оказывалась
у Гегеля абсолютной. Он видел противоречия
прогресса и ярко показал их, он искал
преодоление их на путях деятельности,
но свел при этом деятельность лишь к одному
виду — деятельности познания. Поэтому
мы можем говорить о некритическом и ложном
«позитивизме» гегелевской философии
и эстетики, об известной немотивированности
его идеала, т. е. о неизжитых остатках
романтического мировоззрения. Однако
в то же время у нас есть полное основание
говорить о концепции идеала в эстетике
Гегеля как о концепции, служащей обоснованию
реализма, отрицанию плоского механистического
взгляда на эстетическое, о выработке,
хотя и в идеалистической форме, краеугольных
понятий, которые способствовали появлению
научной эстетики, о создании им диалектического
метода, который в преобразованном и очищенном
от идеализма виде сохраняет свое значение
и сегодня.