Культура и этика современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя. 1

Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

    Выполняя  воспитательную роль, менеджер формирует  культуру отношения работников к  производимой ими продукции или  оказываемой услуге, правила общения  сотрудников друг с другом, основы контактов "менеджер — подчиненный" и т. п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера, в конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.

 

    Этичность действий работников  определяется двумя группами  факторов:

 

    1.  Комплекс этических устоев, которыми личность владеет от  рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, т. е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял.

 

    2.  Требования, которые  приданы человеку извне: это  может быть этический кодекс  организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера  более высокого уровня.

 

    По  мнению Р. Н.  Ботавиной, этика играет роль  своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки "этично —- неэтично".

 

    Следует учитывать, что  в отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Этика — это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

 

    Этика это набор моральных  принципов и ценностей, управляющий  поведением человека или группы  людей и определяющий положительные  и отрицательные оценки их  мыслей и действий. Это как  бы внутренний кодекс законов,  который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика менеджмента связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды. 7

 

    Этика бизнеса действует  на трех соподчиненных  иерархических  уровнях.

 

    1.  Мировой уровень  (гипернормы). Эти нормы основаны  на общечеловеческих ценностях  и зафиксированы в “Принципах международного бизнеса” - всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).

 

    Особо выделяются моральные  обязательства  компаний и  предпринимателей по отношению   к следующим категориям лиц:

 

    · покупателям (высокое  качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);

 

    · работникам (достойная  оплата и условия  труда,  охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности  трудоустройства);

 

    · владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);

 

    · поставщикам (справедливые  и честные  отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения  и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);

 

    · конкурентам (взаимное  уважение, развитие открытых рынков  товаров и капиталов, отказ  от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);

 

    · местному населению  (соблюдение прав человека, уважение  культурной целостности, спонсорские   акции, участие компаний в гражданской   жизни).

 

    Гипернормы  являются главенствующими по отношению  к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.

 

    2.  Макроуровень (в масштабе  отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к  ним этические постулаты, реализуемые  в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса (например, “Двенадцать принципов ведения дел в России”). Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро- и микроуровнях.

 

    3.  Микроуровень (в масштабе  отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия  дискриминации в отношениях между  поставщиками и покупателями, персоналом  и администрацией, менеджерами и  акционерами и т.д. Их нарушение влечет различные потери (рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др.). На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы.

 

    Как сделать эти принципы  работающими? Не секрет, что менеджеры, привыкшие  к количественным критериям эффективности и испытывающие нехватку времени, нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями этических норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь (хотя и в ограниченной степени) могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления.

 

    Более частным понятием  является этикет.

 

    Этикет (от фр. ярлык,  этикетка) — совокупность правил  поведения, ргулирующих внешние   проявления человеческих взаимоотношений  (обхождение с окружающими, формы   обращения и приветствий, поведение  в общественных местах, манеры и  одежда).

 

    Особое  место в искусстве  поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения  в быту или в обществе, то  рискуете в основном репутацией  воспитанного человека, в то время  как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.

 

    Этикет  для типичных  случаев предлагает широкий выбор  правил и рекомендаций культурного  поведения. Но он требует использования  их со строгим учетом особенностей  конкретного общения в данной конкретной ситуации, в официальной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знакомства партнеров между собой.

 

    В настоящее время  происходит демократизация этикета.  Деловой этикет здесь значительно  упрощается, становится несравненно  более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного, благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Однако если ослабление этикетных правил не восполняется соответствующим воспитанием, оно оборачивается не только развязностью, но и хамством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.

 

    Менеджеру важно владеть  правилами этикета, ибо служебный  этикет регламентирует поведение  людей и при личных контактах  в текущей работе — разговорах  по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий — приемов, презентаций и т. д. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

 

    Итак, этикет предполагает  знание определенных правил и  норм поведения. Тот, кто владеет  этими правилами, никогда не  окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого сложного положения — для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий правила этикета и применяющий их, как говорится, "на автомате", легко и непринужденно чувствует себя в любом обществе.

 

    Сфера деятельности менеджера  — организация, трудовой коллектив.  Но организация  — это не  просто некоторое множество отделов,  департаментов или управлений. Это  сложнейшая система взаимоотношений,  в которой должны действовать  свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.

 

    Нормы этики выражаются  в общих фиксированных  представлениях (заповедях, принципах) о том,  как должно поступать. Однако  следует знать, что в морали  должное и фактически принятое  совпадает далеко не всегда и не полностью.

 

    Даже  закон не обеспечивает  предотвращение нарушений норм  морали, поскольку  наказывает  только самые очевидные нарушения,  и готовые на риск ловкие  предприниматели находят способы,  как его обойти. Контроль за  соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

 

    Человек должен сам  осознавать общие принципы, нормы  и понятия добра и  зла,  внутренне их принимать и соответствующим  образом направлять свои действия  в дальнейшем.

 

    Именно  поэтому в  морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие  человеку самому контролировать, внутренне  мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

 

    1.3.  Этика и управленческие  решения

 

    Идеальных управленческих  решений, абсолютно  приемлемых  для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение  же стандартными приемами позволяет  менеджеру объяснить  свое  решение заинтересованным сторонам, а последним - оценить качество моральных аргументов.8

 

    Большинство этических  дилемм представляет собой   конфликт между целым и его   частью.

 

    Сталкиваясь с проблемой  этического выбора, менеджеры, как  правило, основываются на нормативной   точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитарный подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход концепция справедливости.

 

    Утилитаристский подход. Основные принципы утилитаристского  подхода гласят, что соответствующее   нормам морали поведение приносит  наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид должен рассмотреть воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, который приносит удовлетворение наибольшему числу людей.

 

    Индивидуалистический  подход. Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. К допустимым относятся действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, они всего лишь вызывают аналогичные ответные действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т. е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из особенностей этого подхода в том, что он допускает (если таковые необходимы) действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, в общем-то не соответствующие общественным нормам.

 

    Морально  правовой подход . Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которых оно затрагивает. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:

 

    · Право на свободу  согласия 

 

    · Право на частную  жизнь 

 

    · Право на свободу  совести 

 

    · Право на надлежащее  обращение 

 

    · Право на жизнь  и безопасность.

 

    Концепция справедливости. Существует распределительная справедливость (равным - равное), процедурная справедливость (соответствие правилам), компенсационная  справедливость (возмещение ущерба).

 

    Современная этика бизнеса  отдает приоритет  тем локальным нормам, которые  четко формулируются, поскольку в противном случае их трудно использовать для принятия решений.

Информация о работе Культура и этика современного менеджмента