Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:55, реферат
Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя. 1
Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.
Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов "менеджер — подчиненный" и т. п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера, в конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.
Этичность действий работников определяется двумя группами факторов:
1. Комплекс этических устоев, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, т. е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял.
2. Требования, которые
приданы человеку извне: это
может быть этический кодекс
организации, где человек
По мнению Р. Н. Ботавиной, этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки "этично —- неэтично".
Следует учитывать, что
в отличие от кодексов
Этика это набор моральных
принципов и ценностей,
Этика бизнеса действует
на трех соподчиненных
1. Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих ценностях и зафиксированы в “Принципах международного бизнеса” - всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).
Особо выделяются моральные
обязательства компаний и
предпринимателей по отношению
· покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);
· работникам (достойная
оплата и условия труда,
охрана здоровья и
· владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);
· поставщикам (справедливые
и честные отношения с ними,
включая ценообразование,
· конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);
· местному населению
(соблюдение прав человека, уважение
культурной целостности,
Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.
2. Макроуровень (в масштабе
отрасли или национальной
3. Микроуровень (в масштабе
отдельной фирмы и ее клиентов)
Как сделать эти принципы работающими? Не секрет, что менеджеры, привыкшие к количественным критериям эффективности и испытывающие нехватку времени, нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями этических норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь (хотя и в ограниченной степени) могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления.
Более частным понятием является этикет.
Этикет (от фр. ярлык,
этикетка) — совокупность правил
поведения, ргулирующих
Особое место в искусстве
поведения занимает деловой
Этикет для типичных
случаев предлагает широкий
В настоящее время
происходит демократизация
Менеджеру важно владеть
правилами этикета, ибо
Итак, этикет предполагает
знание определенных правил и
норм поведения. Тот, кто
Сфера деятельности менеджера
— организация, трудовой
Нормы этики выражаются
в общих фиксированных
Даже закон не обеспечивает
предотвращение нарушений норм
морали, поскольку наказывает
только самые очевидные
Человек должен сам
осознавать общие принципы, нормы
и понятия добра и зла,
внутренне их принимать и
Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.
1.3. Этика и управленческие решения
Идеальных управленческих
решений, абсолютно
Большинство этических дилемм представляет собой конфликт между целым и его частью.
Сталкиваясь с проблемой
этического выбора, менеджеры, как
правило, основываются на
Утилитаристский подход.
Основные принципы
Индивидуалистический подход. Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. К допустимым относятся действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, они всего лишь вызывают аналогичные ответные действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т. е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из особенностей этого подхода в том, что он допускает (если таковые необходимы) действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, в общем-то не соответствующие общественным нормам.
Морально правовой подход . Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которых оно затрагивает. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:
· Право на свободу согласия
· Право на частную жизнь
· Право на свободу совести
· Право на надлежащее обращение
· Право на жизнь и безопасность.
Концепция справедливости.
Существует распределительная
Современная этика бизнеса отдает приоритет тем локальным нормам, которые четко формулируются, поскольку в противном случае их трудно использовать для принятия решений.
Информация о работе Культура и этика современного менеджмента