Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:11, реферат
Культура в общефилософском понимании этого слова есть исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Очень важны в речи сравнения. Умственный процесс сравнения -- существенный фактор познания. Пока мы не знаем, на что вещь похожа и чем она отличается от остальных вещей, мы не можем понять ее. Сравнения служат одной цели -- сделать более ясными и убедительными те высказанные мысли, к которым они имеют непосредственное отношение.
Сравнения могут быть самыми различными. Выражения, дающие представление о предмете в целом, называются метафорой. При сравнении часто используют выражение "подобно тому, как...". Более пространная форма сравнения -- аналогия -- представляет собой умозаключение: если два предмета или более схожи в одном отношении, то они схожи и в других.
Пример -- наиболее эффективный и доходчивый прием речи. При его помощи удается как бы приблизить предмет к слушателю. Существенное качество примера -- конкретность. Примеры могут быть краткими или более подробными, фактическими или предположительными, шуточными или серьезными.
Краткие примеры незаменимы, когда приходится в условиях ограниченного времени пояснять массу подробностей.
Предположительные примеры не содержат утверждений о подлинных фактах, но они могут оказаться полезными, когда отвлеченные или общие идеи нужно сделать наглядными. При прочих равных условиях фактический пример производит большее впечатление, чем предположительный. Представление, что нечто произошло на самом деле, вызывает интерес уже при словах: "А теперь позвольте рассказать вам об одном случае, действительно имевшем место..." Кроме того, только примеры-факты могут найти применение как доказательства или обоснования.
Шуточные
примеры также очень эффективны. Шутка
или смешная история заставляет слушателей
рассмеяться или только улыбнуться.
7.
Риторический инструментарий деловой
речи
Чтобы деловое общение было успешным, недостаточно знать специфику деловой речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой.
Наверное, нет таких профессий и специальностей, где искусство владеть словом не пригодилось бы. Но в некоторых областях человеческой деятельности, к которым, в частности, относится и бизнес, владение искусством речи является обязательным. Ведь деловому человеку, занятому в сфере предпринимательства, постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, участвовать в коммерческих переговорах, проводить служебные совещания, вести прием посетителей и сослуживцев. Но чтобы хорошо говорить, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо знать особенности ораторского искусства, владеть инструментарием ораторской речи, умело пользоваться техникой говорить.
Если все это конкретизировать, то можно утверждать, что, для того чтобы говорить хорошо, надо поставить перед собой следующие вопросы:
1. Как сказать правильно?
2. Как сказать понятно?
3. Как сказать красиво?
4. Как сказать убедительно?
Говорить красиво учит особая наука -- риторика или наука о красноречии. Она излагает законы подготовки и произношения публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию, чтобы склонить людей к своим взглядам и позициям. Значение законов и правил красноречия особенно важно для людей дела. Невладение ими -- одна из существенных причин неудач многих предпринимателей, их низкого рейтинга в среде профессионалов-бизнесменов и в среде потребителей. Поэтому в самых общих чертах следует описать сущность ораторского искусства.
Главным понятием риторики является оратор (от латинского слова -- говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (от латинского слова -- слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.
Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своими мыслями и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания -- наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.
Все это позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность -- совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять и усвоить ее содержание.
Эмоциональным выступление бывает обычно тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые созвучны его аудитории. Существуют особые языковые средства, относимые к понятию "образность речи", при помощи которых оратор оказывает эмоциональное воздействие на слушателей.
Важнейшими лексическими средствами выразительности речи (тропами) являются: гипербола (образное преувеличение), олицетворение (одушевление неодушевленного), эпитет (образное определение), сравнение (сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого), метафора (перенос на один предмет свойства другого предмета, сближение двух явлений по сходству или контрасту), метонимия (замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий), синекдоха (употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот).
К лексическим средствам выразительности относятся также:
фразеологизмы -- устойчивые сочетания слов с полным или частично переосмысленным значением, которые отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость и образность.
Другая группа средств выразительности речи -- это синтаксические средства (фигуры речи). К ним принято относить:
риторический вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса, которое в себе самом содержит ответ и предназначается для активизации внимания и привлечения интереса слушателей), повтор -- многократное повторение одного и того же слова или словосочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее существенные места высказывания. Разновидность повтора -- анафора, т.е. повтор начальных слов, и эпифора, т.е. повтор заключительных слов, антитеза (оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного порядка слов), градация (расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности), риторическое восклицание (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель которых привлечь внимание аудитории или побудить ее разделить мнение оратора).
Очень важно в самом начале речи привлечь внимание слушателей и стремиться поддерживать его в течение всего времени общения с аудиторией. Прямые призывы к слушателям, как правило, малоэффективны. Более действенны специальные приемы привлечения внимания, которые подразделяются на композиционные, речевые и методические.
К композиционным приемам относится подбор первых эффективных фраз, содержащих интригующую информацию или очень интересные для аудитории факты, которые сразу приковывают к себе ее внимание. Для поддержания внимания очень эффективен прием порционного выброса информации. Этот прием основан на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом, говорящий активизирует внимание слушающих его людей, выбрасывая через определенные временные интервалы порции "свежей" информации.
Существенно повышает внимание слушающих вопросно-ответный ход рассуждений говорящего, а также контрастное сопоставление приводимых доводов.
К речевым средствам повышения внимания относится: использование в речи литературных образов, цитат, пословиц, поговорок и крылатых слов. Вызывает повышенное внимание аудитории, позволяя ей расслабиться и сделать естественную паузу для отдыха и шутливое остроумное замечание.
Но, прибегая к шутке, не следует забывать того , что:
"Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью -- тогда начинается умственное распутство".
Методическими средствами повышения внимания принято считать рассмотрение проблемных ситуаций, придание высказываниям полемического характера, а также использование обращений к аудитории.
Риторика -- это теория ораторского искусства. Великий оратор древности Марк Туллий Цицерон так характеризовал обязанности оратора:
1. Найти, что сказать.
2. Расположить найденное по порядку.
3. Придать ему словесную форму.
4. Утвердить все в памяти.
5. Правильно произнести.
6. Расположить к себе слушателей.
7. Изложить суть дела.
8. Установить спорный предмет.
9. Подкрепить свое положение.
10. Опровергнуть мышление противника.
11. Сделать заключение, придать блеск своим выражениям и снизить положение противника (оппонента).
Риторика выработала много требований к личности оратора, его языку, темпу и ритму речи, мимике, жестикуляции, расположению материала в речи, риторическим фигурам.
Существует
целый "набор" ораторского инструментария,
элементами которого являются коммуникационные
эффекты.
8.
Первое впечатление
Чтобы достичь успеха, не всегда достаточно затратить тысячи долларов на образование и гардероб делового человека. При всех прочих равных условиях положительное первое впечатление часто является определяющим фактором (например, при поступлении на работу по конкурсу). Для того, чтобы произвести первое впечатление, достаточно 15 секунд. Но если все же оно окажется отрицательным, вам потребуется вся жизнь для того, чтобы его изменить.
Один руководитель отдела кадров заметил: "Не много найдется молодых специалистов, которые понимают, что искусство уметь вести себя на работе играет такую же важную роль, как и производственные успехи. Многие молодые люди не продвигаются по служебной лестнице по единственной причине -- из-за отсутствия блеска! Очень жаль, что некоторые служащие не понимают, что так называемые "несущественные детали" производят вполне существенное впечатление.
Ключом к секрету хорошего первого впечатления служит "Правило двенадцати".
Первые 12 шагов, сделанных вами, должны говорить о вашей уверенности в себе. Независимо от того, идете ли вы от стоянки автомобиля к зданию офиса или по коридору, в вашей походке должна чувствоваться уверенность. Она должна быть энергичной, решительной и живой. Люди, ускоряющие свой шаг на 10% по сравнению с другими, воспринимаются как успевшие уже много сделать. Поэтому ускорьте свой шаг!
Первые 12 слов, которые Вы произносите при встрече, должны содержать некоторую форму благодарности, если, конечно, это уместно. Если встречаетесь с кем-то впервые, выразите Ваше чувство признательности за эту встречу. Например, "Спасибо за назначенную встречу", "Очень приятно познакомиться" или "Весьма признателен, что нашли время для нашей встречи".
12 дюймов вниз от макушки вашей головы должны быть безупречно ухоженными. Ваша прическа, макияж, воротник, галстук и другие детали должны быть отражением вашего достоинства.
12 дюймов от пола до середины ног должны быть на соответствующем уровне. Обувь должна быть начищена до блеска и выглядеть как новая, даже если это не так. Цвет носков должен соответствовать цвету одежды и не бросаться в глаза. Хотите узнать, хорошо ли одет человек? Посмотрите вниз!