Культура речи современного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:11, реферат

Описание работы

Культура в общефилософском понимании этого слова есть исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Файлы: 1 файл

Культура речи современного руководителя (делового человека, молодого специалиста…)..rtf

— 270.94 Кб (Скачать файл)

     Как правило, вначале оратора воспринимают по его внешнему облику, и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на его дальнейшие взаимоотношения с аудиторией. Поэтому предприниматель должен взять на вооружение эстетику одежды, уметь использовать "Правило первого впечатления" или "Правило 12-ти". Участвуя в деловом общении следует знать, что:

     1. Не следует допускать эксцентричности в одежде. Ничто в одежде не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движение плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти -- это помешает слушать то, что вы говорите.

     2. Жесты в речи являются одним из средств передачи информации, которые призваны ее усиливать и помогать убеждать слушателей. Целесообразность использования жестикуляции в речи заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движение должны стать наиболее характерными для выражения наших переживаний.

     Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Но они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности.

     Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Оратор не должен специально "придумывать" жесты, но и контролировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующими правилами:

     1. Жесты должны быть непроизвольными. Прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем.

     2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

     3. Управляйте жестами. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

     4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

     5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

     Для оратора большое значение имеет "техника говорения", т.е. техника речи, составными частями которой являются: постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи -- в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Техника речи обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

     Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит, что следует уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. У хорошего оратора соотношение длительности вдоха и выдоха должно быть в соотношении 1:15 -- 1: 20.

     Если вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Хорошая подача звука заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох следует делать во время естественных (логических) пауз и незаметно.

      Кроме чисто физиологических есть и психические предпосылки полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Чем лучше подготовлен оратор, чем большими интересными фактами он располагает, тем увереннее он себя чувствует и, как следствие, тем легче ему придать своему голосу звучность и выразительность.

     Техника говорения включает в себя и понятие темпа речи, который характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.

     Темп речи определяется также и длительностью звучания отдельных слогов и самих слов. Слоги, как и слова, подобно гармонии, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении зависит от их значения и выражаемых ими чувств.

     Скорость речи весьма разнообразна и зависит от особенностей самого оратора и характера содержания его речи. Большинство ораторов произносит от 120 до 150 слов в минуту.

     Торопливость речи, вызываемая робостью, -- один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь является следствием полного безразличия оратора к аудитории. Хорошие ораторы никогда не говорят скороговоркой. Они дают слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные мысли речи.

     Вялая речь -- порок флегматичных и ленивых людей. Эти люди не задумываются над тем, сколько времени они раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они никак не могут себе представить, что слушатель уже теряет способность следить за смыслом высказывания, прежде чем такие ораторы доберутся до его конца.

     Длительность слогов, представляющих звуковые единицы, разнообразна, как звучность голоса, в зависимости от ударений и выразительности. Нервные, порывистые ораторы для наиболее выразительного звучания чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате неприятная для слуха резкость.

     На темп речи существенно влияет пауза. Эффект паузы полезен во многих отношениях. Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже проникнуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после -- один из способов выделить его. Пауза применяется между отдельными элементами мысли (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.

     Главная задача паузы -- психологическая. Она нужна для того, чтобы обратить внимание аудитории и дать ей рассмотреть оратора, обеспечив тем самым возможность подготовиться к восприятию его речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях -- это психологический прием, цель которого привлечь внимание, вызвать интерес.

     Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного.

     В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки. Это плохо, поскольку ведет к тому, что искажается слово, а за ним и мысль, аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании такого оратора.

     Одним из наиболее сложных вопросов техники говорения является освоение правил орфоэпии, т.е. правильного литературного произношения. Очень важно четко произносить окончания слов, особенно многосложных. Любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи оратора на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла и раздражая слушающих.

     Рассмотрим основной ораторский инструментарий, который может быть весьма полезен в деловом разговоре, общие советы по ораторскому искусству, которые являются кратким обобщением темы лекции.

     1. Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.

     2. Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Немного подождите. Дайте слушателям на вас посмотреть секунд 15-20, затем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите "здравствуйте".

     3. Когда вы решили читать речь по бумажке, то читайте так, словно вы говорите с собеседником. Если вы говорите без бумажки, все равно время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, хотя вы и помните их. Это снимет сомнения слушателей в достоверности вашей информации.

     4. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опираться на строго проверенные и отобранные факты.

     5. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение.

     6. Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна передать огромную массу оттенков мысли.

     7. Используйте весь запас слов своего лексикона. Старайтесь исключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также книжного стиля.

     8. Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызывает интерес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намекните, что главное будет впереди и несколько раз напомните об этом. Надо с первых же слов посадить слушателя на "крючок" интереса, на ожидание "сюрприза".

     9. Научитесь держать паузу. Это поможет сосредоточить внимание на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное.

     10. Соединяйте слово с жестом. Часто выразительный жест понятен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и выразительными. Мимика должна быть уверенной и доброжелательной.

     11. Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность. Смена темпа речи меняет скорость восприятия, мешая слушателю заснуть. Меняйте также и тон голоса -- он должен то повышаться, то понижаться как поверхность моря. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяет слово или фразу на общем фоне.

     12. Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости.

     13. Стремитесь избегать менторского тона и поучительно-назидательных ноток в голосе.

     14. Имейте в запасе юморные истории, шутки, байки и анекдоты, которые в трудных случаях всегда вас могут выручить.

     15. Всегда старайтесь делать необычное начало и яркий запоминающийся конец, поскольку лучше всего запоминается то, что находится краю, т.е. начало и конец выступления.

     Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середину, то следует в конце вступления резюмировать их, кратко повторив.

     Главным в общении людей всегда было слово. Но с языком нужно уметь обращаться. Пример Элизы Дулиттл, историю которой рассказал Бернард Шоу. В чем же секрет превращения юной цветочницы ("она так неотразимо вульгарна, так вопиюще грязна") в прелестную девушку? Он очень прост. Элиза Дулиттл сменила жаргон, вульгарное произношение и рыночные замашки на правильную речь, приятные манеры, вежливое обхождение -- то есть на умение следовать приличиям. А начиналось это с обучения приветствиям и правильной интонации в знаменитой фразе: "Сегодня хорошая погода, не правда ли?"

 

      9. Слушать -- тоже общение 

     Залогом успешного разговора может быть и умение слушать, поэтому прежде чем самому выступать, постарайтесь послушать того, с кем придется говорить. Дейл Карнеги весьма основательно утверждал, что "...если вы стремитесь стать хорошим собеседником, станьте прежде всего хорошим слушателем". И если вы на собственном опыте еще не убедились в этом, то, значит, вам это еще предстоит.

     Выделяют активное (рефлексивное) и пассивное (нерефлексивное) слушание. Пассивное слушание полезно в тех случаях, когда собеседник активно проявляет свои чувства, очень хочет высказать свою точку зрения, но не имеет возможности этого сделать (например, когда специалист представляет производственную задачу или преподаватель разъясняет студентам сложную проблему на лекции или дает задание). Пассивное слушание характеризуется невмешательством в разговор, "минимизацией ответов" (оно может ограничиваться словами "да!", "понимаю вас", "это интересно", "можно поподробнее?" и т.п.) Однако такое умение молчать и пассивно слушать бывает не всегда эффективно. Важно уметь адекватно оценивать ситуацию так, например, если говорящий ищет поддержку своим желаниям и мнениям, то ваше молчание он может принять за согласие со своими высказываниями.

Информация о работе Культура речи современного руководителя