Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:48, курс лекций
Этика изучает: природу и внутреннюю структуру морали;
её происхождение и историческое развитие;
место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.
Лекция 1 «Этика и мораль»
План лекции
1. Предмет этики и ее значение
Этика – (от греч. ήθος) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Термин «этика» происходит от греческого слова «ethos» (впервые употребляется Аристотелем), что означает - совместное жилище. Термин «мораль» имеет латинское происхождение: «moralitas» и обозначает - характер, обычай, нрав. Возникновение этики как специальной дисциплины связано с именем Аристотеля, который впервые употребил этот термин и написал 3 работы по этике, наиболее известной из которых является «Никомахова этика».
Этика изучает:
природу и внутреннюю структуру морали;
её происхождение и
место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.
2. Структура этического знания
Прежде всего в системе этического знания можно выделить два блока: теоретическая и прикладная этика. Теоретическая этика изучает мораль, ее природу, сущность, происхождение. Прикладная исследует различные моральные ситуации и проблемы современного общества. Профессиональная этика изучает особенности профессионального поведения, а также конкретизирует общечеловеческие принципы морали применительно к конкретным видам профессиональной деятельности: юридической, педагогической, медицинской и др.
3. Понятие и структура морали
Моральное сознание и поведение являются важнейшими характеристиками человека как социального существа. В философском контексте мораль есть духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе. Мораль призвана утверждать в обществе идеалы Добра, Гуманизма, Любви, Справедливости, Взаимопомощи. Только в обществе, основанном на этих ценностях, человек может раскрыть свой духовный потенциал, обрести смысл жизни и быть по настоящему счастливым. В более узком смысле мораль – это совокупность норм, ценностей, правил поведения, которые направляют и регулируют действия людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и моральные убеждения личности, в ее основе лежит ориентация на высшие ценности: Жизнь, Свободу, Счастье. Основная функция морали – регулятивная, так как нормы морали регулируют все сферы жизни общества. В структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознание составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает:
нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости, долге, счастье);
нравственные принципы (наиболее общие требования, определяющие линию поведения);
нравственные нормы (образцы поведения);
нравственные чувства.
Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность и др., выступающие нравственной основой человеческого бытия. Нравственное поведение – это реализация высших ценностей в процессе жизнедеятельности, нахождение оптимальных способов утверждения принципов Гуманизма, Добра, Справедливости в конкретных жизненных ситуациях.
4. Основные концепции
Исторически сложились различные взгляды на проблему природы и происхождения морали. Так религиозная концепция выводит истоки морали за пределы человеческого общества. Сторонники данной концепции считают, что мораль имеет божественное происхождение. В рамках данной концепции можно рассматривать взгляды религиозных мыслителей, представителей русской религиозной философии (Вл. Соловьев, С. Франк и др.), представителей философии объективного идеализма (Платон, Г. Гегель).
Натуралистическая концепция объясняет
происхождение морали исходя из биологической
природы человека, а также на основе
предшествующей эволюции человека и
животного мира. Данные взгляды развивали
представители различных
Социально-историческая концепция подчеркивает социальную природу морали и указывает на общечеловеческий характер моральных ценностей. Источник морали находится в человеческом обществе, а моральные нормы формируются в процессе социального бытия (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.).
Лекция №2. Мораль в системе общественных отношений
План лекции:
1. Место морали в духовной жизни общества
Моральные ценности, принципы и нормы регулируют отношения между людьми во всех сферах человеческой деятельности. Следовательно, мораль носит всеобъемлющий и универсальный характер. Различные области культуры (политика, экономика, религия, наука, и др.) удовлетворяют многообразные потребности и реализуют различные устремления современного человека. Философия, обращаясь к проблеме сущности человека и его бытия в мире, фиксирует базовые ориентиры и ценности человеческого существования. Учитывая, что в основе системы ценностей общества в любую эпоху лежат, прежде всего, нравственные ценности, именно мораль является главным воплощением духовной жизни, так как отвечает на «высшие запросы духа» (по А.А. Радугину), - о справедливости, счастье, любви, долге, смысле жизни. Следовательно мораль является ведущей сферой духовной жизни общества.
2. Мораль и право
Актуальность самой проблемы соотношения морали и права определяется следующими современными тенденциями: расширением области действия судебной власти1, криминализацией экономической сферы, ростом коррупции, появлением открытых моральных проблем современности2. Следует отметить, что формирование правосознания и высокой правовой культуры в современном обществе не возможно без создания условий для полноценного существования и функционирования морали. Поэтому мораль и право тесно взаимосвязаны. Вместе с тем на вопрос о сущности морали и права и их соотношении существуют различные взгляды.
В древнем
мире отношения между людьми регулировались
на основе обычаев, а источником норм
морали и права признавался
В эпоху Возрождения и
Для понимания сущности и специфики
морального и правового регулирования
следует уяснить черты сходства
и различия между моралью и
правом. Сходства: а) мораль и право
выполняют регулятивную функцию
и выступают механизмами
3. Мораль и политика
Политика (от греч. – государственные, общественные дела, искусство управления государством) – сфера общественной жизни, выступающая инструментом решения социально-значимых проблем. Политическое сознание выражает устремления людей, связанные с деятельностью государства. Моральное сознание вырабатывает высшие ценности, ориентиры человеческой деятельности. Основная категория политики – «власть». Основной институт политической системы общества – государство. Для обеспечения правопорядка государство опирается на специальный аппарат принуждения, в основе деятельности которого лежит право на легитимное насилие, которое может иметь различные формы (от ограничения свободы до физического уничтожения человека). В настоящее время вопрос о допустимости крайних форм насилия в политике является дискуссионным. С позиций морали, применение силы оправдано только для обуздания крайних проявлений зла. Насилие ограничивает свободу, без которой не может полноценно функционировать мораль.
Важное значение в становлении и функционировании морали принадлежит государству. Государство защищает граждан от посягательств со стороны преступников, от крайних проявлений взаимных обид, обеспечивает права и свободы, и, таким образом, способствует наиболее полной реализации личности и приобщению человека к разнообразным проявлениям культуры.
Лекция №3.Этика и нравственная культура личности
План лекции:
1. Понятие и структура
Моральное сознание включает: нравственные ценности, нравственные принципы, нравственные нормы (образцы поведения), нравственные чувства. Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность.ика мораль нравственный профессиональный
2. Добро и зло
Добро и зло – ключевые категории
этики, выражающие нравственно-положительную
и нравственно-отрицательную
3. Справедливость
Справедливость – мера соответствия между содержанием того или иного действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения обязанностей и различных благ. Первым в истории этических учений теоретический анализ данной категории дал Аристотель. Он выделил два вида справедливости: справедливость от природы и справедливость по закону, и отмечал, что справедливость от природы (внутреннее чувство справедливости) выше справедливости по закону. А также Аристотель обозначил два принципа, определяющих сущность данной категории: принцип равенства (равное распределение обязанностей и различных благ) и принцип пропорциональности («больше поработавший получает больше, имеющий большее имущество делает больший взнос и платит больший налог»). Современное понимание справедливости изложено в работе американского мыслителя Дж. Ролза. Первый принцип (по Ролзу) говорит о том, что «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными свободами для других людей». Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:
а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и
б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем).
В соответствии с идеями Ролза, в настоящее время справедливость понимается как уважение прав человека, обеспечение равных прав и свобод, а также равных возможностей для достижения целей всем членам общества.
4. Долг и совесть
Долг – чувство
5. Достоинство и ответственность
Достоинство – нравственная категория, обозначающая уважение и самоуважение человеческой личности. По К. Марксу, «Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство». Ответственность – субъективная обязанность человека отвечать за свои поступки и их возможные последствия перед другим, перед обществом, перед самим собой. Это значит, что совершая что-либо, мы должны думать не только о своих личных интересах, но обязаны учитывать интересы ближнего, семьи, народа.