Лекции по "Профессиональной этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:48, курс лекций

Описание работы

Этика изучает: природу и внутреннюю структуру морали;
её происхождение и историческое развитие;
место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.

Файлы: 1 файл

Лекция по проф.этики.docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

Лекция 1 «Этика и мораль»

План лекции

  1. Предмет этики и ее значение
  2. Структура этического знания
  3. Понятие и структура морали
  4. Основные концепции происхождения морали

 

1. Предмет этики и ее значение

Этика – (от греч. ήθος) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Термин «этика» происходит от греческого слова «ethos» (впервые употребляется Аристотелем), что означает - совместное жилище. Термин «мораль» имеет латинское происхождение: «moralitas» и обозначает - характер, обычай, нрав. Возникновение этики как специальной дисциплины связано с именем Аристотеля, который впервые употребил этот термин и написал 3 работы по этике, наиболее известной из которых является «Никомахова этика».

Этика изучает:

природу и внутреннюю структуру  морали;

её происхождение и историческое развитие;

место морали в системе общественных отношений;

моральные ситуации, коллизии нравственного  поведения.

Таким образом, этика решает вопросы о природе  и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в  системе общественных отношений  и особенности ее функционировании в обществе.

 

2. Структура этического знания

Прежде  всего в системе этического знания можно выделить два блока: теоретическая  и прикладная этика. Теоретическая этика изучает мораль, ее природу, сущность, происхождение. Прикладная исследует различные моральные ситуации и проблемы современного общества. Профессиональная этика изучает особенности профессионального поведения, а также конкретизирует общечеловеческие принципы морали применительно к конкретным видам профессиональной деятельности: юридической, педагогической, медицинской и др.

 

3. Понятие и структура морали

Моральное сознание и поведение являются важнейшими характеристиками человека как социального существа. В философском контексте мораль есть духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе. Мораль призвана утверждать в обществе идеалы Добра, Гуманизма, Любви, Справедливости, Взаимопомощи. Только в обществе, основанном на этих ценностях, человек может раскрыть свой духовный потенциал, обрести смысл жизни и быть по настоящему счастливым. В более узком смысле мораль – это совокупность норм, ценностей, правил поведения, которые направляют и регулируют действия людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и моральные убеждения личности, в ее основе лежит ориентация на высшие ценности: Жизнь, Свободу, Счастье. Основная функция морали – регулятивная, так как нормы морали регулируют все сферы жизни общества. В структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознание составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает:

нравственные ценности (представления  о добре и зле, справедливости, долге, счастье);

нравственные принципы (наиболее общие  требования, определяющие линию поведения);

нравственные нормы (образцы поведения);

нравственные чувства.

Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как  добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность и др., выступающие нравственной основой человеческого бытия. Нравственное поведение – это реализация высших ценностей в процессе жизнедеятельности, нахождение оптимальных способов утверждения принципов Гуманизма, Добра, Справедливости в конкретных жизненных ситуациях.

 

4. Основные концепции происхождения  морали

 

Исторически сложились различные взгляды  на проблему природы и происхождения  морали. Так религиозная концепция  выводит истоки морали за пределы  человеческого общества. Сторонники данной концепции считают, что мораль имеет божественное происхождение. В рамках данной концепции можно рассматривать взгляды религиозных мыслителей, представителей русской религиозной философии (Вл. Соловьев, С. Франк и др.), представителей философии объективного идеализма (Платон, Г. Гегель).

Натуралистическая концепция объясняет  происхождение морали исходя из биологической  природы человека, а также на основе предшествующей эволюции человека и  животного мира. Данные взгляды развивали  представители различных философских  и естественнонаучных направлений  ХХ века: психоанализа (З. Фрейд), этологии и социобиологии (К. Лоренц, А. Уилсон) и др.

Социально-историческая концепция  подчеркивает социальную природу морали и указывает на общечеловеческий характер моральных ценностей. Источник морали находится в человеческом обществе, а моральные нормы формируются  в процессе социального бытия (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.).

 

Лекция №2. Мораль в системе  общественных отношений

План  лекции:

  1. Место морали в духовной жизни общества
  2. Мораль и право
  3. Мораль и политика

 

1. Место морали в духовной  жизни общества

Моральные ценности, принципы и нормы регулируют отношения между людьми во всех сферах человеческой деятельности. Следовательно, мораль носит всеобъемлющий и универсальный характер. Различные области культуры (политика, экономика, религия, наука, и др.) удовлетворяют многообразные потребности и реализуют различные устремления современного человека. Философия, обращаясь к проблеме сущности человека и его бытия в мире, фиксирует базовые ориентиры и ценности человеческого существования. Учитывая, что в основе системы ценностей общества в любую эпоху лежат, прежде всего, нравственные ценности, именно мораль является главным воплощением духовной жизни, так как отвечает на «высшие запросы духа» (по А.А. Радугину), - о справедливости, счастье, любви, долге, смысле жизни. Следовательно мораль является ведущей сферой духовной жизни общества.

 

2. Мораль и право

Актуальность  самой проблемы соотношения морали и права определяется следующими современными тенденциями: расширением  области действия судебной власти1, криминализацией экономической сферы, ростом коррупции, появлением открытых моральных проблем современности2. Следует отметить, что формирование правосознания и высокой правовой культуры в современном обществе не возможно без создания условий для полноценного существования и функционирования морали. Поэтому мораль и право тесно взаимосвязаны. Вместе с тем на вопрос о сущности морали и права и их соотношении существуют различные взгляды.

В древнем  мире отношения между людьми регулировались на основе обычаев, а источником норм морали и права признавался божественный закон. Древнегреческий общественный деятель и законодатель Ликург (VIII век до н.э.) разработал «Кодекс законов, нравов и обычаев». Римский юрист Цельс первым дал определение права: «право – есть наука о добром и справедливом». Отсюда следует, что в древнем мире мораль и право были неразделимы. В позднеантичном обществе начал формироваться новый тип человека, способный на самостоятельные поступки и личную ответственность. Отчасти этому способствовало возникновение римского права, что привело к относительному разделению морального и правового регулирования. В определенном смысле этот процесс был связан и с распространением христианства, которое провозгласило идею равенства (всех людей перед богом, а следовательно и перед законом).

В эпоху Возрождения и Реформации, с одной стороны, происходит относительное  разделение морали и права. Правовые институты становятся относительно самостоятельными, что способствует развитию и обогащению правосознания. С другой стороны, возникновении концепции общественного договора, теории естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) подчеркивает глубокую связь морали и права.

Для понимания сущности и специфики  морального и правового регулирования  следует уяснить черты сходства и различия между моралью и  правом. Сходства: а) мораль и право  выполняют регулятивную функцию  и выступают механизмами регулирования  поведения индивидов и социальных групп; б) мораль и право выполняют  оценочную функцию. Покушение на жизнь, свободу, собственность, насилие  и хулиганство осуждается как  правом, так и нормами морали; в) мораль и право способствуют поддержанию  в обществе стабильности и порядка. Различия: право регулирует отношения, связанные с собственностью, властью, защищают жизненно важные потребности  человека. Мораль опирается на внутренние убеждения индивида и на авторитет  общественного мнения, право требует  только соблюдения установленных законов.

 

3. Мораль и политика

Политика (от греч. – государственные, общественные дела, искусство управления государством) – сфера общественной жизни, выступающая инструментом решения  социально-значимых проблем. Политическое сознание выражает устремления людей, связанные с деятельностью государства. Моральное сознание вырабатывает высшие ценности, ориентиры человеческой деятельности. Основная категория политики – «власть». Основной институт политической системы общества – государство. Для обеспечения правопорядка государство опирается на специальный аппарат принуждения, в основе деятельности которого лежит право на легитимное насилие, которое может иметь различные формы (от ограничения свободы до физического уничтожения человека). В настоящее время вопрос о допустимости крайних форм насилия в политике является дискуссионным. С позиций морали, применение силы оправдано только для обуздания крайних проявлений зла. Насилие ограничивает свободу, без которой не может полноценно функционировать мораль.

Важное значение в становлении  и функционировании морали принадлежит  государству. Государство защищает граждан от посягательств со стороны  преступников, от крайних проявлений взаимных обид, обеспечивает права  и свободы, и, таким образом, способствует наиболее полной реализации личности и приобщению человека к разнообразным  проявлениям культуры.

 

Лекция №3.Этика и  нравственная культура личности

 

План лекции:

  1. Понятие и структура морального сознания
  2. Добро и зло
  3. Справедливость
  4. Долг и совесть
  5. Достоинство и ответственность
  6. Нравственное поведение

 

1. Понятие и структура морального  сознания

Моральное сознание включает: нравственные ценности, нравственные принципы, нравственные нормы (образцы поведения), нравственные чувства. Основными категориями  морального сознания являются такие  понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность.ика мораль нравственный профессиональный

2. Добро и зло

Добро и зло – ключевые категории  этики, выражающие нравственно-положительную  и нравственно-отрицательную стороны  в действиях и поступках человека. Особенности этих категорий: трудность определения, взаимоопределяемость (не зная зла, невозможно понять, что есть добро).

3. Справедливость

Справедливость – мера соответствия между содержанием того или иного  действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения  обязанностей и различных благ. Первым в истории этических учений теоретический  анализ данной категории дал Аристотель. Он выделил два вида справедливости: справедливость от природы и справедливость по закону, и отмечал, что справедливость от природы (внутреннее чувство справедливости) выше справедливости по закону. А также Аристотель обозначил два принципа, определяющих сущность данной категории: принцип равенства (равное распределение обязанностей и различных благ) и принцип пропорциональности («больше поработавший получает больше, имеющий большее имущество делает больший взнос и платит больший налог»). Современное понимание справедливости изложено в работе американского мыслителя Дж. Ролза. Первый принцип (по Ролзу) говорит о том, что «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными свободами для других людей». Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

а) от них можно было бы разумно  ожидать преимуществ для всех, и

б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем).

В соответствии с идеями Ролза, в  настоящее время справедливость понимается как уважение прав человека, обеспечение равных прав и свобод, а также равных возможностей для  достижения целей всем членам общества.

 

4. Долг и совесть

Долг – чувство ответственности  перед другими, перед обществом, перед самим собой. По И. Канту: «долг  есть необходимость совершения поступка из уважения к закону», то есть в  основе нравственного мотива, по Канту, лежит чувство внутреннего долга. Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли и желания сквозь призму высших нравственных ценностей. Совесть  также можно определить как чувство  неисполненности долга.

 

5. Достоинство и ответственность

Достоинство – нравственная категория, обозначающая уважение и самоуважение человеческой личности. По К. Марксу, «Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство». Ответственность – субъективная обязанность человека отвечать за свои поступки и их возможные последствия перед другим, перед обществом, перед самим собой. Это значит, что совершая что-либо, мы должны думать не только о своих личных интересах, но обязаны учитывать интересы ближнего, семьи, народа.

Информация о работе Лекции по "Профессиональной этике"