Лекции по "Профессиональной этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:48, курс лекций

Описание работы

Этика изучает: природу и внутреннюю структуру морали;
её происхождение и историческое развитие;
место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.

Файлы: 1 файл

Лекция по проф.этики.docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Историческое становление профессиональной  морали

 

В современной  учебной и научной литературе по проблемам профессиональной этики (например: Капто А.С.; Цвык В.А.) выделяют следующие основные периоды в  становлении профессиональной морали:

Период дотрудовой морали (труд не выступает пока как нравственная ценность);

Период  трудовой морали (мораль как регулятор  отношений в процессе труда); Главная идея – честное и добросовестное отношение к труду.

Период  профессиональной морали связан с формированием  нравственного отношения к труду (к процессу труда, к продуктам  и результатам труда).

Истоки  профессиональной морали находятся  в античной эпохе и связаны, прежде всего, с появлением первых кодексов-клятв (клятва врачей-асклепиадов). В профессиональных клятвах было не только сформулировано требование честного добросовестного  труда на благо обществу, но и  ответственность за результаты профессиональной деятельности. Следующий этап в формировании профессиональной морали – эпоха  Средневековья. Цеховые уставы ремесленников регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских, цены готовой продукции. Следовательно, в этих уставах присутствуют этические требования: отношение к продукту труда, к профессии, к товарищам по работе, к потребителям. Следующим важным этапом в становлении профессиональной морали стала эпоха Реформации. По М. Веберу, главная идея - идея высокой нравственной квалификации профессиональной деятельности, сформулированная в это время, предполагает, что высшая задача нравственной жизни человека, а выполнение долга в рамках мирской профессии а профессиональный успех – знак божественного предопределения.

 

 

Лекция № 7. Основные понятия  и принципы профессиональной нравственности

 

1. Профессиональный долг и профессиональная  совесть

 

Долг  – чувство ответственности перед  другими, перед обществом, перед  самим собой. Профессиональный долг побуждает человека к действиям, необходимым для качественного  исполнения профессиональных обязанностей. Осознание профессионального долга  побуждает специалиста относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли и желания сквозь призму высших нравственных ценностейПрофессиональная  совесть – способность профессионала  критически оценивать результаты своего труда с позиций общечеловеческих нравственных ценностей.

 

2. Профессиональная честь; профессиональное  достоинство и ответственность

 

Профессиональная  честь – категория, выражающая оценку значимости той или иной профессии в жизни общества. Профессиональное достоинство отражает глубокое осознание специалистом значимости своей деятельности (и представителей своей профессии) в сложной системе общественных отношений. Данные категории имеют особенно важное значение в профессиях типа «человек-человек», где к профессиональной деятельности предъявляются повышенные моральные требования (врач, учитель, государственный служащий)

 

 

3. Профессиональная справедливость

 

Как мы уже отмечали, справедливость – мера соответствия между содержанием того или иного действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения обязанностей и различных благ. (то есть справедливость выступает в двух аспектах: как оценка и как мера распределения) Профессиональная справедливость выражается в способности специалиста быть объективным в различных профессиональных ситуациях. Данная категория также применима для характеристики личности профессионала в системе «человек-человек» и имеет особенно важное значение в профессии юриста (например судьи, выносящей решение именем государства), в профессии учителя, который должен стараться обеспечить каждому ученику условия для обретения знаний и личностного развития, а также быть объективным в оценке индивидуальных успехов и достижений.

 

4. Основные принципы профессиональной  нравственности

 

В современной  литературе по проблемам профессиональной этики в качестве главных принципов  рассматривают следующие:

Принцип гуманизма признает ценность каждой человеческой личности, ее право на жизнь, свободу, честь и достоинство. Принцип оптимизма заключается в доверительном и доброжелательном отношении к другим людям, а также в вере в положительные результаты своего труда. Принцип патриотизма состоит в том, что любовь к своему народу, к своей Родине должна пронизывать внутренний мир человека и направлять его профессиональную деятельность. Принцип толерантности предполагает терпимое и бережное отношение к различным проявлениям человеческой культуры и их представителям.

 

Лекция № 8. Этика науки; этические аспекты деятельности ученого

 

1. Основные принципы этики науки

 

Как известно, наука – это сфера человеческой деятельности по воспроизводству и накоплению объективных знаний о мире. Наука является социальным институтом. Она создается сообществом ученых, которое имеет систему передаваемых по традиции норм и ценностей. Известный американский ученый, социолог науки Роберт Мертон (1910-2004) сформулировал четыре основных принципа этики науки (четыре императива научного этоса):

Универсализм (общий, универсальный характер научного знания);

Коллективизм (результаты научной деятельности являются достоянием всего научного сообщества и не принадлежат отдельным ученым, их получившим);

Бескорыстность (научная деятельность направлена не на материальное обогащение, либо признание  в обществе, а на бескорыстный поиск  и отстаивание истины);

Организованный  скептицизм (любые результаты научной  деятельности могут быть подвергнуты  критическому анализу).

Эти принципы характеризуют науку как социальный институт и профессиональное сообщество.

 

2. Этические аспекты деятельности  ученого

 

Этические аспекты деятельности ученого определяются исходя из конкретных функциональных ролей, которые играют ученые как  члены профессионального научного сообщества:

Ученый  как участник проведения научного исследования опирается на ценности науки и руководствуется интересами научного сообщества. Главная ценность науки – бескорыстный поиск и отстаивание истины.

Ученый  как автор (соавтор) научной публикации. Требования к публикациям:

адекватное  изложение результатов исследования;

готовность  к критическому анализу;

ссылки  на использованные источники;

корректное (без искажения) цитирование.

Ученый  как рецензент научных публикаций. Рецензирование - анализ результатов исследования ведущими специалистами в данной области научного знания. Рецензирование - основной механизм, на основе которого научное сообщество определяет приоритеты развития соответствующих отраслей науки. Главное норавственное требование – объективность оценки.

Ученый  как преподаватель. С точки зрения потребностей и интересов науки преподавание – это участие в подготовке нового поколения тех, кто в будущем будет сам профессионально заниматься научной деятельностью.

Ученый  как популяризатор научных знаний и достижений. Основные требования:

излагать  материал таким образом, чтобы свести к минимуму возможность появления  искаженных и необоснованных выводов;

соблюдать равновесие между требованием научной  строгости и формой изложения, доступной  широкой аудитории;

четко определить статус сообщения о проведенном  исследовании;

при обсуждении вопросов риска и безопасности учитывать  наличие существующих неопределенностей.

 

 

3. Профессиональная ответственность  ученого

 

Профессиональная  ответственность – это категория, обозначающая ответственность представителей научного сообщества перед обществом за результаты своей профессиональной деятельности. Профессиональная ответственность ученых – это ответственность:

за социальное применение своих знаний в интересах  общества;

за экологические  последствия реализации научных  достижений;

за достоверность  полученных выводов;

за развитие отечественной науки, преемственность  и подготовку научных кадров.

 

4. Этика академического общения

 

Главной формой научной дискуссии является академический спор. Его формами  является: защита диссертации, обсуждение научного доклада, статьи, и др. Наиболее важными нравственными нормами ведения научной дискуссии являются:

корректность  и тактичность;

терпимость;

уважение  чужого мнения.

 

Лекция № 9. Медицинская  этика

 

1. Исторические этапы становления  медицинской этики

 

Профессия врача является одной из самых  древних. История медицинской этики  уходит вглубь веков. Довольно четкие представления о нравственном облике врача и об ответственности врача за свои профессиональные действия существовали уже в древнем мире. Так в Древней Индии большое внимание уделялось вопросам медицинской этики и подбору людей, которые могли быть допущены к занятиям медициной. Вся медицинская литература объединялась там под одним названием - "Аюрведа" - наука о жизни. В основном это были трактаты и комментарии к ним. Большой известностью пользовались в древности и продолжают пользоваться в современной Индии труды Сушруты, основателя индийской хирургии. В трактатах Сушруты, Чараки, и других можно четко выделить несколько главных направлений, или разделов, в хирургической этике:

общая этика (отношение медицинского персонала  к больным); 

профессиональная  этика (изучение медицины, соотношение  между теорией и практикой, отношения  между специалистами в различных  областях медицины, а также отношение  врачей к знахарям);

этика в  предоперационный период, в момент операции и в послеоперационный  период;

этика по отношению к умирающему;

этика в  случаях, требующих неотложного  вмешательства.

В Древней  Греции нравственные обязанности врача  были сформулированы в профессиональной клятве – клятве Гиппократа. ЕЕ главная  идея – это нравственный принцип  «не навреди», а также высокое  искусство врачевания, порядочность врача, бескорыстие, приверженность врачебному сословию. Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, и всеми богами, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению (…)

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно  с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого  вреда и несправедливости. (…) В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами (…)

В России регламентация врачебной деятельности начались при Петре I. Законодательные акты Петра I определяли требования не только к профессиональной деятельности, но и личным качествам врача: «Следует чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел; трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно так и денно отправить мог.» Единый врачебный закон появился в России лишь в 1857 году и с незначительными частными дополнениями просуществовал до октября 1917г. В конце ХIХ – нач. ХХ вв. выпускники медицинских учебных заведений, получая квалификацию врача, давали торжественное обещание. Его главные идеи: верность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству в интересах развития медицины, верность врачебному сословию. В советский период в соответствии с Торжественным обещанием врача СССР (40-60-е гг.), врач должен быть верным профессиональному долгу, постоянно совершенствовать знания, уважать интересы пациента, быть коллегиальным в работе, самоотверженно трудиться на благо Родины.

 

2. Моральные обязанности врача

 

В настоящее  время в нашей стране Нравственные и профессиональные обязанности врача определяют Основы законодательства Российской Федерации об охране Здоровья граждан, а также Кодекс профессиональной этики российского врача. В соответствии с Основами, врачебная деятельность направлена на организацию своевременного и квалифицированного обследования и лечения. При этом пациенту должна быть предоставлена полная информация о состоянии его здоровья (статья 31).

В соответствии с Основами в обязанности врача  входит:

принятие  решения о неотложном медицинском  вмешательстве без согласия больного, если его состояние не позволяет  выразить свою волю;

разъяснение в доступной форме больному возможных  последствий его отказа от медицинского вмешательства с оформлением  отказа в медицинской документации;

выбор лиц  с согласия больного, которым в  интересах пациента может быть передана информация о состоянии здоровья.

сохранение  в тайне информации о факте  обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и  иных сведений, полученных при обследовании и лечении, составляющих предмет  врачебной тайны (статья 61).

Информация о работе Лекции по "Профессиональной этике"