Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:48, курс лекций
Этика изучает: природу и внутреннюю структуру морали;
её происхождение и историческое развитие;
место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.
3. Историческое становление
В современной учебной и научной литературе по проблемам профессиональной этики (например: Капто А.С.; Цвык В.А.) выделяют следующие основные периоды в становлении профессиональной морали:
Период дотрудовой морали (труд не выступает пока как нравственная ценность);
Период трудовой морали (мораль как регулятор отношений в процессе труда); Главная идея – честное и добросовестное отношение к труду.
Период
профессиональной морали связан с формированием
нравственного отношения к
Истоки профессиональной морали находятся в античной эпохе и связаны, прежде всего, с появлением первых кодексов-клятв (клятва врачей-асклепиадов). В профессиональных клятвах было не только сформулировано требование честного добросовестного труда на благо обществу, но и ответственность за результаты профессиональной деятельности. Следующий этап в формировании профессиональной морали – эпоха Средневековья. Цеховые уставы ремесленников регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских, цены готовой продукции. Следовательно, в этих уставах присутствуют этические требования: отношение к продукту труда, к профессии, к товарищам по работе, к потребителям. Следующим важным этапом в становлении профессиональной морали стала эпоха Реформации. По М. Веберу, главная идея - идея высокой нравственной квалификации профессиональной деятельности, сформулированная в это время, предполагает, что высшая задача нравственной жизни человека, а выполнение долга в рамках мирской профессии а профессиональный успех – знак божественного предопределения.
Лекция № 7. Основные понятия и принципы профессиональной нравственности
1. Профессиональный долг и
Долг
– чувство ответственности
2. Профессиональная честь;
Профессиональная честь – категория, выражающая оценку значимости той или иной профессии в жизни общества. Профессиональное достоинство отражает глубокое осознание специалистом значимости своей деятельности (и представителей своей профессии) в сложной системе общественных отношений. Данные категории имеют особенно важное значение в профессиях типа «человек-человек», где к профессиональной деятельности предъявляются повышенные моральные требования (врач, учитель, государственный служащий)
3. Профессиональная
Как мы уже отмечали, справедливость – мера соответствия между содержанием того или иного действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения обязанностей и различных благ. (то есть справедливость выступает в двух аспектах: как оценка и как мера распределения) Профессиональная справедливость выражается в способности специалиста быть объективным в различных профессиональных ситуациях. Данная категория также применима для характеристики личности профессионала в системе «человек-человек» и имеет особенно важное значение в профессии юриста (например судьи, выносящей решение именем государства), в профессии учителя, который должен стараться обеспечить каждому ученику условия для обретения знаний и личностного развития, а также быть объективным в оценке индивидуальных успехов и достижений.
4. Основные принципы
В современной литературе по проблемам профессиональной этики в качестве главных принципов рассматривают следующие:
Принцип гуманизма признает ценность каждой человеческой личности, ее право на жизнь, свободу, честь и достоинство. Принцип оптимизма заключается в доверительном и доброжелательном отношении к другим людям, а также в вере в положительные результаты своего труда. Принцип патриотизма состоит в том, что любовь к своему народу, к своей Родине должна пронизывать внутренний мир человека и направлять его профессиональную деятельность. Принцип толерантности предполагает терпимое и бережное отношение к различным проявлениям человеческой культуры и их представителям.
Лекция № 8. Этика науки; этические аспекты деятельности ученого
1. Основные принципы этики науки
Как известно, наука – это сфера человеческой деятельности по воспроизводству и накоплению объективных знаний о мире. Наука является социальным институтом. Она создается сообществом ученых, которое имеет систему передаваемых по традиции норм и ценностей. Известный американский ученый, социолог науки Роберт Мертон (1910-2004) сформулировал четыре основных принципа этики науки (четыре императива научного этоса):
Универсализм (общий, универсальный характер научного знания);
Коллективизм (результаты научной деятельности являются достоянием всего научного сообщества и не принадлежат отдельным ученым, их получившим);
Бескорыстность (научная деятельность направлена не на материальное обогащение, либо признание в обществе, а на бескорыстный поиск и отстаивание истины);
Организованный скептицизм (любые результаты научной деятельности могут быть подвергнуты критическому анализу).
Эти принципы
характеризуют науку как
2. Этические аспекты
Этические
аспекты деятельности ученого определяются
исходя из конкретных функциональных
ролей, которые играют ученые как
члены профессионального
Ученый как участник проведения научного исследования опирается на ценности науки и руководствуется интересами научного сообщества. Главная ценность науки – бескорыстный поиск и отстаивание истины.
Ученый как автор (соавтор) научной публикации. Требования к публикациям:
адекватное
изложение результатов
готовность к критическому анализу;
ссылки на использованные источники;
корректное (без искажения) цитирование.
Ученый как рецензент научных публикаций. Рецензирование - анализ результатов исследования ведущими специалистами в данной области научного знания. Рецензирование - основной механизм, на основе которого научное сообщество определяет приоритеты развития соответствующих отраслей науки. Главное норавственное требование – объективность оценки.
Ученый как преподаватель. С точки зрения потребностей и интересов науки преподавание – это участие в подготовке нового поколения тех, кто в будущем будет сам профессионально заниматься научной деятельностью.
Ученый как популяризатор научных знаний и достижений. Основные требования:
излагать материал таким образом, чтобы свести к минимуму возможность появления искаженных и необоснованных выводов;
соблюдать равновесие между требованием научной строгости и формой изложения, доступной широкой аудитории;
четко определить статус сообщения о проведенном исследовании;
при обсуждении вопросов риска и безопасности учитывать наличие существующих неопределенностей.
3. Профессиональная
Профессиональная
ответственность – это
за социальное применение своих знаний в интересах общества;
за экологические последствия реализации научных достижений;
за достоверность полученных выводов;
за развитие отечественной науки, преемственность и подготовку научных кадров.
4. Этика академического общения
Главной формой научной дискуссии является академический спор. Его формами является: защита диссертации, обсуждение научного доклада, статьи, и др. Наиболее важными нравственными нормами ведения научной дискуссии являются:
корректность и тактичность;
терпимость;
уважение чужого мнения.
Лекция № 9. Медицинская этика
1. Исторические этапы
Профессия врача является одной из самых древних. История медицинской этики уходит вглубь веков. Довольно четкие представления о нравственном облике врача и об ответственности врача за свои профессиональные действия существовали уже в древнем мире. Так в Древней Индии большое внимание уделялось вопросам медицинской этики и подбору людей, которые могли быть допущены к занятиям медициной. Вся медицинская литература объединялась там под одним названием - "Аюрведа" - наука о жизни. В основном это были трактаты и комментарии к ним. Большой известностью пользовались в древности и продолжают пользоваться в современной Индии труды Сушруты, основателя индийской хирургии. В трактатах Сушруты, Чараки, и других можно четко выделить несколько главных направлений, или разделов, в хирургической этике:
общая этика (отношение медицинского персонала к больным);
профессиональная
этика (изучение медицины, соотношение
между теорией и практикой, отношения
между специалистами в
этика в предоперационный период, в момент операции и в послеоперационный период;
этика по отношению к умирающему;
этика в случаях, требующих неотложного вмешательства.
В Древней Греции нравственные обязанности врача были сформулированы в профессиональной клятве – клятве Гиппократа. ЕЕ главная идея – это нравственный принцип «не навреди», а также высокое искусство врачевания, порядочность врача, бескорыстие, приверженность врачебному сословию. Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, и всеми богами, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению (…)
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. (…) В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами (…)
В России
регламентация врачебной
2. Моральные обязанности врача
В настоящее время в нашей стране Нравственные и профессиональные обязанности врача определяют Основы законодательства Российской Федерации об охране Здоровья граждан, а также Кодекс профессиональной этики российского врача. В соответствии с Основами, врачебная деятельность направлена на организацию своевременного и квалифицированного обследования и лечения. При этом пациенту должна быть предоставлена полная информация о состоянии его здоровья (статья 31).
В соответствии с Основами в обязанности врача входит:
принятие решения о неотложном медицинском вмешательстве без согласия больного, если его состояние не позволяет выразить свою волю;
разъяснение в доступной форме больному возможных последствий его отказа от медицинского вмешательства с оформлением отказа в медицинской документации;
выбор лиц с согласия больного, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии здоровья.
сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, составляющих предмет врачебной тайны (статья 61).