Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:48, курс лекций
Этика изучает: природу и внутреннюю структуру морали;
её происхождение и историческое развитие;
место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.
Кодекс профессиональной этики российского врача, утвержденный Всероссийским съездом врачей 7 июня 1997 г. Отмечает, что главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) — сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях.
Врач выполняет свои обязанности, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия. Врач должен при назначении лекарств строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.
В соответствии с Кодексом, мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.
(…) «Врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других факторов, включая материальное положение».
3. Биоэтика
Биоэтика
– современное научное
исследование
сложных неоднозначных ситуаций
в практической медицине, возникающие
как результат прогресса
оценка результатов развития новых технологий и идей в медицине и биологии и их влияние на живую природу (включая человека).
Многие проблемы биоэтики носят характер открытых моральных проблем, то есть связаны с проблемой ценности человеческой жизни, и не имеют однозначных подходов к своему решению. К таковым относятся: проблема допустимости или недопустимости эвтаназии, искусственного оплодотворения, нравственные аспекты принудительного лечения и изоляции психически больных людей, клонирования и трансплантации органов и тканей, проведение медицинских экспериментов и др. В европейских странах существует практика решения данных проблем в рамках специальных комитетов по биоэтике, которые имеются при всех крупных больницах и медицинских центрах. В состав комитета наряду с медицинскими работниками входит и философ – специалист в области этики. Члены комитета проводят коллегиальное обсуждение и принимают решение отдельно в каждом конкретном случае.
Лекция №10. Юридическая этика
1. Особенности и нравственные принципы в профессии юриста
Юридическая этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии.
В основе
юридической этики лежат нормы,
принципы и правила поведения, обеспечивающие
нравственный характер трудовой деятельности
и внеслужебного поведения
К представителям
юридических профессий
Главными нравственными принципами в юридической профессии являются:
профессиональная ответственность (перед обществом за результаты своей деятельности);
профессиональный долг и профессиональная совесть;
профессиональная справедливость (связана, прежде всего, с деятельностью судьи, выносящего решения от имени государства);
профессиональный такт (связан с деятельностью в ситуации конфликта);
2. Профессиональная этика
В деятельности адвоката роль профессиональной этики очень велика. Профессиональная этика:
помогает обеспечить доверительные отношения с клиентом;
регулирует отношения адвоката с судом, государственными органами, СМИ, с коллегами по профессии и адвокатским сообществом;
поддерживает в обществе высокий авторитет адвокатской профессии.
В нашей стране основные принципы деятельности адвокатуры
установлены Федеральным Законом № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:
принцип законности;
принцип независимости;
принцип самоуправления;
принцип равноправия адвокатов.
3. Нравственные принципы
Поскольку судья выносит решения именем государства, то главными нравственными качествами в этой профессии должны быть профессиональная ответственность и профессиональная справедливость. В нашей стране, нравственные принципы деятельности судьи регулируются кодексом судейской этики, утвержденным IV Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. Главная идея, сформулированная в кодексе – защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти. Согласно Кодексу, судья обязан:
быть беспристрастным (не допускать влияния на свою деятельность);
соблюдать общепринятые нравственные нормы правила поведения: быть терпимым, вежливым и тактичным по отношению ко всем участникам судебного процесса.
своевременно и эффективно исполнять свои обязанности, повышать уровень профессиональной квалификации
4. Нравственные аспекты
Цель профессии – это защита жизни, здоровья, собственности, прав и свобод граждан от противоправных посягательств. В отличие от других видов юридических профессий, работа полицейского имеет следующие особенности:
использование средств принуждения в процессе выполнения профессиональных обязанностей;
риск для жизни и здоровья;
ограничение собственных прав и общегражданских свобод.
Профессиональная
этика сотрудников милиции
К личности полицейского предъявляются следующие нравственные требования:
отношение к человеку как к высшей ценности;
разумное и гуманное использование методов принуждения;
безупречность личного поведения;
сознательная дисциплина, исполнительность и смелость;
совершенствование профессионального мастерства, повышение общей культуры.
Лекция №11. Педагогическая этика и этика социальной работы
1. Педагогическая этика
Педагогическая этика – раздел профессиональной этика, изучающий нравственные нормы, принципы и правила поведения в сфере педагогического труда. Профессия педагога (учителя, преподавателя) одна из старейших, ее наиболее важные идеи были сформулированы еще Аристотелем в IV веке до н.э. Известная триада преподавательской этики, по Аристотелю, включает:
Логос - качество изложения;
Пафос - контакт с аудиторией;
Этос - отношение к окружающим.
Основными категориями педагогической профессиональной этики являются:
педагогическая справедливость;
педагогический долг;
педагогическая честь;
педагогический авторитет;
педагогический такт.
Педагогический
профессиональный долг предполагает постоянное
совершенствование
Педагогическая честь – категория, выражающая осознание учителем значимости своей профессии и ее общественное признание.
Педагогический авторитет – категория, выражающая моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег по профессии.
Педагогическая справедливость связана с объективным признанием индивидуальных достижений и успехов учеников (быть справедливым, - значит быть объективным, честным, принципиальным).
Педагогическую деятельность можно рассматривать в разных плоскостях: «педагог-ученик», «педагог-родитель», «педагог-педагог». Отношения с учениками должны быть построены, прежде всего, на основе взаимного доверия; также по отношению к ученикам, педагог (воспитатель, учитель, преподаватель) должен проявлять такие нравственные качества, как терпимость, доброжелательность, справедливость. При взаимодействии с родителями, необходимо учитывать их интересы, проявлять доброжелательность, терпимость и стремление к взаимопониманию. Во взаимоотношениях с коллегами («педагог-педагог») высоко цениться коллегиальность в работе, надежность, ответственность, тактичность и стремление к взаимопониманию; недопустимы амбициозность, грубость, высокомерие.
2. Профессиональная этика
В настоящее время все возрастает престиж и значимость социальной работы. Социальная работа – это профессиональная помощь индивидам и группам по усилению или восстановлению их возможностей социального функционирования, а также по созданию для них оптимальных социальных условий. Социальные службы решают проблемы, связанные с помощью людям с ограниченными возможностями, инвалидам, престарелым, детям из неблагополучных семей, расследуют случаи насилия в семье. По классификации Климова, социальная работа относится к типу «человек-человек» и, следовательно, к ней предъявляются повышенные моральные требования. Базовые принципы социальной работы зафиксированы в Кодексе профессиональной этики социального работника, принятом Межрегиональной службой работников социальных служб, в мае 1994 г. Это принципы:
моральной
ответственности перед
моральной
ответственности перед
моральной
ответственности перед
Согласно Кодексу, главными ценностями социальной работы являются:
социальная справедливость и гуманизм (то есть уважение права каждого человека на самоопределение);
индивидуальный подход (т.е., тактичный, осторожный подход к каждой конкретной ситуации);
и конфиденциальность; (неразглашение информации о личных качествах, жизни и проблемах клиента)
Лекция №12. Этика в
профессии менеджера и
1. Нравственные аспекты
Главная
особенность профессии
документальная точность;
достоверность сообщаемых сведений;
недопустимость произвольного отбора и толкования сведений.
В настоящее время существует целый ряд документов, принятых мировым сообществом, регламентирующих деятельность журналиста. Так, Кодекс профессиональной этики российского журналиста базируется на следующих основных положениях:
требование честного и правдивого распространения новостей;
требование соблюдения профессиональной тайны
невмешательство прессы в личную жизнь граждан;
осуждение некорректного поведения (плагиата, клеветы, оскорбления);
отказ от манипулирования общественным мнением.
2. Этика управления персоналом
В современном постиндустриальном обществе, профессия менеджера является одной самых востребованных. Качество работы менеджера, во многом определяет эффективность и стабильность организации. Главными задачами менеджера являются:
рациональное
использование кадрового
повышение эффективности и качества труда на основе различных мотивационных факторов;
согласование личных и корпоративных целей;
приобщение работников к ценностям организации; формирование духа корпоративной культуры.
Нравственные
аспекты работы менеджера рассматривает
этика менеджмента как