Лекции по "Профессиональной этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:48, курс лекций

Описание работы

Этика изучает: природу и внутреннюю структуру морали;
её происхождение и историческое развитие;
место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.

Файлы: 1 файл

Лекция по проф.этики.docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

Кодекс  профессиональной этики российского  врача, утвержденный Всероссийским съездом врачей 7 июня 1997 г. Отмечает, что главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) — сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях.

Врач  выполняет свои обязанности, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма  и милосердия. Врач должен при назначении лекарств строго руководствоваться  медицинскими показаниями и исключительно  интересами больного.

В соответствии с Кодексом, мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния  на принятие врачом профессионального  решения.

(…) «Врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других факторов, включая материальное положение».

 

3. Биоэтика

 

Биоэтика  – современное научное направление (с сер. 70-х учебная дисциплина), исследующее нравственные аспекты  деятельности работников биомедицинской сферы. Термин «биоэтика» введен В. Поттером в 1969 г. К основным задачам биоэтики относятся:

исследование  сложных неоднозначных ситуаций в практической медицине, возникающие  как результат прогресса биологической  науки и медицинского знания;

оценка  результатов развития новых технологий и идей в медицине и биологии и  их влияние на живую природу (включая  человека).

Многие проблемы биоэтики носят характер открытых моральных проблем, то есть связаны с проблемой ценности человеческой жизни, и не имеют однозначных подходов к своему решению. К таковым относятся: проблема допустимости или недопустимости эвтаназии, искусственного оплодотворения, нравственные аспекты принудительного лечения и изоляции психически больных людей, клонирования и трансплантации органов и тканей, проведение медицинских экспериментов и др. В европейских странах существует практика решения данных проблем в рамках специальных комитетов по биоэтике, которые имеются при всех крупных больницах и медицинских центрах. В состав комитета наряду с медицинскими работниками входит и философ – специалист в области этики. Члены комитета проводят коллегиальное обсуждение и принимают решение отдельно в каждом конкретном случае.

 

Лекция №10. Юридическая  этика

 

1. Особенности и нравственные  принципы в профессии юриста

 

Юридическая этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии.

В основе юридической этики лежат нормы, принципы и правила поведения, обеспечивающие нравственный характер трудовой деятельности и внеслужебного поведения юриста.

К представителям юридических профессий предъявляются  повышенные (особые) нравственные требования, что определяется особым доверием к  ним со стороны общества и ответственным  характером принимаемых решений.

Главными  нравственными принципами в юридической  профессии являются:

профессиональная  ответственность (перед обществом  за результаты своей деятельности);

профессиональный  долг и профессиональная совесть;

профессиональная  справедливость (связана, прежде всего, с деятельностью судьи, выносящего решения от имени государства);

профессиональный  такт (связан с деятельностью в  ситуации конфликта);

 

2. Профессиональная этика адвоката

 

В деятельности адвоката роль профессиональной этики  очень велика. Профессиональная этика:

помогает  обеспечить доверительные отношения  с клиентом;

регулирует  отношения адвоката с судом, государственными органами, СМИ, с коллегами по профессии  и адвокатским сообществом;

поддерживает  в обществе высокий авторитет  адвокатской профессии.

В нашей  стране основные принципы деятельности адвокатуры

установлены Федеральным Законом № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:

принцип законности;

принцип независимости;

принцип самоуправления;

принцип равноправия адвокатов.

 

3. Нравственные принципы деятельности  судьи

 

Поскольку судья выносит решения именем государства, то главными нравственными  качествами в этой профессии должны быть профессиональная ответственность  и профессиональная справедливость. В нашей стране, нравственные принципы деятельности судьи регулируются кодексом судейской этики, утвержденным IV Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. Главная идея, сформулированная в кодексе – защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти. Согласно Кодексу, судья обязан:

быть  беспристрастным (не допускать влияния  на свою деятельность);

соблюдать общепринятые нравственные нормы правила поведения: быть терпимым, вежливым и тактичным по отношению ко всем участникам судебного процесса.

своевременно  и эффективно исполнять свои обязанности, повышать уровень профессиональной квалификации

 

 

4. Нравственные аспекты деятельности  сотрудников полиции

 

Цель  профессии – это защита жизни, здоровья, собственности, прав и свобод граждан от противоправных посягательств. В отличие от других видов юридических  профессий, работа полицейского имеет следующие особенности:

использование средств принуждения в процессе выполнения профессиональных обязанностей;

риск  для жизни и здоровья;

ограничение собственных прав и общегражданских  свобод.

Профессиональная  этика сотрудников милиции имеет характер деонтологии (греч. deontos – должное). Нормы деонтологии более строгие и обеспечиваются административными санкциями; т.е. отступление от требований профессиональной деонтологии является также нарушением юридических норм.

К личности полицейского предъявляются следующие нравственные требования:

отношение к человеку как к высшей ценности;

разумное  и гуманное использование методов  принуждения;

безупречность личного поведения;

сознательная  дисциплина, исполнительность и смелость;

совершенствование профессионального мастерства, повышение  общей культуры.

 

Лекция №11. Педагогическая этика и этика социальной работы

 

1. Педагогическая этика

 

Педагогическая  этика – раздел профессиональной этика, изучающий нравственные нормы, принципы и правила поведения в сфере педагогического труда. Профессия педагога (учителя, преподавателя) одна из старейших, ее наиболее важные идеи были сформулированы еще Аристотелем в IV веке до н.э. Известная триада преподавательской этики, по Аристотелю, включает:

Логос - качество изложения;

Пафос - контакт с аудиторией;

Этос - отношение  к окружающим.

Основными категориями педагогической профессиональной этики являются:

педагогическая  справедливость;

педагогический  долг;

педагогическая  честь;

педагогический  авторитет;

педагогический  такт.

Педагогический  профессиональный долг предполагает постоянное совершенствование профессионального  мастерства, уважительное отношение  к ученикам и их родителям.

Педагогическая  честь – категория, выражающая осознание  учителем значимости своей профессии  и ее общественное признание.

Педагогический  авторитет – категория, выражающая моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег по профессии.

Педагогическая  справедливость связана с объективным  признанием индивидуальных достижений и успехов учеников (быть справедливым, - значит быть объективным, честным, принципиальным).

Педагогическую  деятельность можно рассматривать  в разных плоскостях: «педагог-ученик», «педагог-родитель», «педагог-педагог». Отношения с учениками должны быть построены, прежде всего, на основе взаимного доверия; также по отношению  к ученикам, педагог (воспитатель, учитель, преподаватель) должен проявлять такие  нравственные качества, как терпимость, доброжелательность, справедливость. При взаимодействии с родителями, необходимо учитывать их интересы, проявлять доброжелательность, терпимость и стремление к взаимопониманию. Во взаимоотношениях с коллегами («педагог-педагог») высоко цениться коллегиальность в работе, надежность, ответственность, тактичность и стремление к взаимопониманию; недопустимы амбициозность, грубость, высокомерие.

 

2. Профессиональная этика социального  работника

 

В настоящее  время все возрастает престиж  и значимость социальной работы. Социальная работа – это профессиональная помощь индивидам и группам по усилению или восстановлению их возможностей социального функционирования, а также по созданию для них оптимальных социальных условий. Социальные службы решают проблемы, связанные с помощью людям с ограниченными возможностями, инвалидам, престарелым, детям из неблагополучных семей, расследуют случаи насилия в семье. По классификации Климова, социальная работа относится к типу «человек-человек» и, следовательно, к ней предъявляются повышенные моральные требования. Базовые принципы социальной работы зафиксированы в Кодексе профессиональной этики социального работника, принятом Межрегиональной службой работников социальных служб, в мае 1994 г. Это принципы:

моральной ответственности перед клиентом;

моральной ответственности перед обществом;

моральной ответственности перед профессией и коллегами.

Согласно  Кодексу, главными ценностями социальной работы являются:

социальная  справедливость и гуманизм (то есть уважение права каждого человека на самоопределение);

индивидуальный  подход (т.е., тактичный, осторожный подход к каждой конкретной ситуации);

и конфиденциальность; (неразглашение информации о личных качествах, жизни и проблемах  клиента)

 

Лекция №12. Этика в  профессии менеджера и журналиста

 

1. Нравственные аспекты профессии  журналиста

 

Главная особенность профессии журналиста – социальная обусловленность данного  вида деятельности. Следовательно, журналиста - профессионала характеризует повышенная моральная ответственность за результаты своего профессионального труда. Нравственные факторы профессии журналиста связаны  с постоянным контактом с массовой аудиторией, а также с воздействием на индивидуальное и общественное сознание людей. Основными нравственными  принципами профессии журналиста являются:

документальная  точность;

достоверность сообщаемых сведений;

недопустимость  произвольного отбора и толкования сведений.

В настоящее  время существует целый ряд документов, принятых мировым сообществом, регламентирующих деятельность журналиста. Так, Кодекс профессиональной этики российского  журналиста базируется на следующих  основных положениях:

требование  честного и правдивого распространения  новостей;

требование  соблюдения профессиональной тайны

невмешательство прессы в личную жизнь граждан;

осуждение некорректного поведения (плагиата, клеветы, оскорбления);

отказ от манипулирования общественным мнением.

 

2. Этика управления персоналом

 

В современном  постиндустриальном обществе, профессия  менеджера является одной самых  востребованных. Качество работы менеджера, во многом определяет эффективность и стабильность организации. Главными задачами менеджера являются:

рациональное  использование кадрового потенциала;

повышение эффективности и качества труда  на основе различных мотивационных  факторов;

согласование  личных и корпоративных целей;

приобщение  работников к ценностям организации; формирование духа корпоративной культуры.

Нравственные  аспекты работы менеджера рассматривает  этика менеджмента как разновидность  профессиональной этики. Этика управления персоналом (этика менеджмента) – это совокупность моральных норм, ценностей и принципов, которые управляют поведением людей в организации. Данные принципы и нормы основаны на общечеловеческой морали и отражены в специальных этических кодексах организаций. В настоящее время существует большое количество специальных этических кодексов. В.А. Цвык в работе «Профессиональная этика: основы общей теории» показывает, что в их основе лежат четыре основных философских подхода:

Информация о работе Лекции по "Профессиональной этике"