Лекции по "Профессиональной этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:48, курс лекций

Описание работы

Этика изучает: природу и внутреннюю структуру морали;
её происхождение и историческое развитие;
место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.

Файлы: 1 файл

Лекция по проф.этики.docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

 

6. Нравственное поведение

Нравственное поведение – это  второй важный компонент в структуре  морали. Если моральное сознание формирует  представление человека о добре, справедливости, и др., то моральное (нравственное) поведение – это  утверждение идеалов добра, справедливости, гуманизма в конкретных жизненных  ситуациях. Категория «нравственное поведение» тесно связана с понятием нравственный (моральный) выбор. Его суть состоит в выявлении оптимальных способов реализации добра в конкретных жизненных ситуациях. Необходимость выбора между взаимоисключающими в данных условиях нравственными ценностями приводит человека к состоянию морального конфликта. Моральный конфликт – есть несогласованность должного и неизбежного. Общих путей разрешения моральных конфликтов не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 4. Этика межличностных  отношений

 

Профессиональные  отношения, складывающиеся между людьми в трудовых коллективах, организациях являются разновидностью межличностных  отношений и подчиняются общечеловеческим принципам и нормам морали. Прежде чем рассматривать собственно профессиональные отношения следует уяснить наиболее важные принципы отношения к другому: «золотое правило нравственности», «принцип гуманизма», «справедливость», «толерантность».

 

1. Золотое правило нравственности

 

Золотое правило нравственности – это  нравственное правило, разработанное  известными учителями и мыслителями  древности, но не потерявшее своей актуальности и по настоящее время. Правило  фиксирует универсальный нравственный принцип отношения к другому  в любых практических ситуациях.

Одним из первых «Золотое правило» высказал Конфуций: «… Не делай другим того, чего не желаешь  себе». Эта же мысль звучит в Нагорной проповеди Христа: «Во всем, как вы бы хотели, чтобы люди поступали с вами, и Вы с ними так поступайте» (Нагорная проповедь, Матф. 7:12). Глубокую разработку и теоретическое обоснование этого принципа дает И. Кант в работе «Критика практического разума»3. Золотое правило, по Канту, обязывает каждого человека поступать по отношению к другим так, как он бы хотел, чтобы они поступали по отношению к нему. Кант понимает этот принцип как нравственный закон, обязательный для каждого человека, который носит императивный характер (то есть выступает как принуждение, мотивом которого является внутреннее чувство долга).

Золотое правило распространяется на все  сферы человеческих отношений, в  том числе и на профессиональную жизнь. Золотое правило определяет такие профессиональные нравственные качества, как тактичность, снисходительность, взаимная помощь в коллективе, коллегиальность в работе.

 

2. Нравственные принципы отношения к другому

 

В основе нравственного отношения к другому  лежит идея признания самоценности личности, уважения чести и достоинства  человека. Эту идею выражает универсальный  принцип гуманизма, лежащий в  основе нравственных отношений. Принцип  гуманизма и «золотое правило  нравственности» формируют главные  ценности межличностных отношений  во всех сферах деятельности, в том  числе и в профессиональной среде. Эти ценности определяются следующими категориями: вежливость, тактичность, корректность, деликатность, снисходительность, толерантность.

 

3. Вина, раскаяние, прощение как  явления нравственной жизни

 

Действия  людей в конкретных жизненных  ситуациях не всегда соответствуют  моральным принципам, что может  быть связано с непростыми ситуациями морального выбора как в повседневной жизнедеятельности, так и в сфере  профессиональных отношений. Переживание  несоответствия своего поведения моральным  нормам, невыполнение морального долга  вызывает чувство вины. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он является причиной чужих страданий и нарушения долга. Источником вины является либо совершение безнравственного поступка, либо неисполнение должного. Избавлением от чувства вины является прощение. В нравственной жизни прощение имеет важное значение и понимается как:

освобождение  от обиды и ненависти;

уважение  другого;

признание права другого на ошибку.

В профессиональной этике (особенно в этике бизнеса  и деловых отношений) прощение есть восстановление доверия, без которого невозможна продуктивная совместная деятельность.

 

4. Толерантность как основа межличностных  отношений

 

Слово «толерантность имеет различные значения. Первоначально  этот термин употреблялся в медицине и обозначал способность организма  без осложнений реагировать на действие определенного препарата. В этике  толерантность (терпимость) есть стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от большинства людей или не придерживаются общепринятых мнений. Эти отличия могут быть связаны с расовой принадлежностью, физическим обликом, индивидуальными особенностями, культурой, стилем мышления, поведением и др. факторами. Толерантность проявляется в принятии другого таким, каков он есть, в уважении его точки зрения, традиций, обычаев, веры, и др. Быть толерантным – это значит признавать права других на отличие и принимать их такими, как они есть, не испытывая раздражения, обиды, неприязни, или унижения собственного достоинства.

В профессиональной этике толерантность также является основой межличностных отношений  в профессиональных сообществах. Прежде всего это связано с уважением  достоинства каждого человека (коллеги, сотрудника) как члена коллектива и признанием его права на собственное мнение, собственную позицию. Это способность поставить себя на место другого и понять, что каждый имеет право на ошибку

 

 

 

Лекция № 5. Роль профессии  в жизни человека и общества

 

1. Понятие профессии. Профессиональная стратификация в обществе

 

Существуют  различные определения профессии. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «профессия – основной род занятий трудовой деятельности». Профессия объединяет людей одного вида труда, имеющих сходные знания, умения, навыки и профессиональные интересы. Профессию также можно определить как разновидность деятельности, которая необходима для общества и дает человеку возможность существования и развития.

Социологическая теория социальной стратификации рассматривает  общество как систему иерархически расположенных социальных слоев (страт). В основе стратификации современные  социологи выделяют четыре критерия: доход, уровень образования, профессиональный престиж и доступ к власти. Исторически  в основе расслоения общества лежал  процесс разделения труда и распределения  людей по профессиям. Поэтому профессиональная принадлежность выступает как важнейший  критерий социальной стратификации.

 

2. Типология профессий

 

Существуют  различные подходы к типологии  профессий. Так Е.А. Климов выделяет пять основных типов, это профессии  «человек – природа» «человек –  человек», «человек-знак», «человек-техника», «человек-художественный образ».

В профессиях типа «человек-природа» предметом деятельности является окружающий мир (живая и  неживая природа). В данную группу входят ученые, деятельность которых, как правило связана с фундаментальной наукой, в частности профессии физика, химика, биолога, астронома, и др. Главные нравственные аспекты деятельности – это бережное отношение к природе и социальная ответственность за судьбы научных открытий.

Предметом деятельности в профессиях «человек-техника» являются технические системы. В эту группу входят, например, профессии инженера, конструктора, строителя. Главные нравственные аспекты деятельности представителей этих профессий – это высокая квалификация и компетентность, честная и добросовестная деятельность на благо обществу.

Предметом деятельности представителей профессиональной группы «человек-знак» являются различные  естественные и искусственные языки. Это профессии переводчика, программиста, математика.

Группу  «человек-художественный образ» составляют люди творческих профессий: музыканты, художники, артисты. Поскольку их деятельность связана с искусством, то главными нравственными ценностями в их профессии  является нравственное воспитание, приобщение человека к моральным и эстетическим ценностям.

Профессиональную  группу «человек – человек» составляют различные профессии (врач, социолог, психолог, социальный работник, журналист, педагог и др.), в которых центральным  объектом является сам человек. Поэтому представители данных и являются основными носителями профессиональной морали, а главным их нравственным принципом является принцип гуманизма.

 

3. Понятие и сущность профессионализма

 

Профессионализм (англ. professionalism)—совокупность достигнутых человеком теоретических знаний, практического опыта и профессиональных знаний в определяемой разделением труда сфере человеческой деятельности (А.С. Капто). Профессионал – человек, сделавший какое-либо занятие своей постоянной профессией (т.е. специалист своего дела).

Понятие профессионализма предполагает наличие  системы профессиональных ценностей, которые регулируют отношения внутри профессиональной группы, а также поддерживают и защищают общепризнанные социальные ценности. Профессиональные нравственные ценности и принципы выражает кодекс профессиональной этики, который включает в себя 3 основные группы норм, утверждающих ответственность: профессии перед обществом; представителей профессии перед потребителями продукта или услуг; специалиста перед своей профессией.

Профессиональный  кодекс выполняет следующие функции:

а) охраняет репутацию профессии;

б) способствует компетентной и добросовестной работе профессионалов;

в) обеспечивает соблюдение профессиональных прав представителей данной профессии.

Следует помнить о том, что профессионала характеризует не только владение знаниями, умениями и практическими навыками, необходимыми для выполнения определенной работы, но и нравственное отношение к своему труду (к процессу и к результатам труда).

 

Лекция № 6. Профессиональная мораль как объект изучения профессиональной этики

 

1. Понятие и основные черты  профессиональной морали

 

Профессиональная  мораль - это система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, занятым определенным видом профессиональной деятельности. Основными моральными факторами трудовой деятельности являются:

а) отношение  к тем, на кого направлена трудовая деятельность (или к обществу в  целом);

б) отношение  к другим участникам трудовой деятельности;

в) отношение  к продукту (к результату) труда.

Главные черты профессиональной морали –  нормативность и конкретность. Профессиональная мораль по сути является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к определенным сферам профессиональной деятельности. Исторически и социально профессиональная мораль связана с конкретной эпохой и является отражением соответствующих общественных отношений. Профессиональная мораль, также как и общественная носит нормативный характер. По А.С. Капто, норма (лат. norma — правило, образец) - одна из форм нравственного требования и простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. Как отмечает А.С. Капто, «задача профессиональной этики состоит в том, чтобы простейшие нравственные нормы стали внутренней потребностью людей в соответствующей области трудовой деятельности, приобрели форму склонностей, привычек человека и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения». Нормы профессиональной морали наполнены конкретным смыслом: сущность добра и зла, справедливости, содержание нравственного долга, получают в профессиональной этике конкретизацию применительно к тому или иному виду трудовой деятельности.

Существует  два основных подхода к объяснению природы морали и ее взаимосвязи  с трудовой моралью общества. Первый подход рассматривает профессиональную мораль как результат конкретизации  трудовой морали в процессе разделения труда. Второй подход разделяет трудовую и профессиональную мораль: трудовая мораль регламентирует отношение человека к труду, профессиональная мораль обеспечивает согласование интересов профессиональных групп.

 

2. Профессиональное нравственное  сознание

 

Основу  профессиональной морали составляет профессиональное нравственное сознание человека. В  научной литературе (Капто А.С.; Цвык А.В.) выделяют две составляющие профессионального  нравственного сознания: нормативная  и индивидуально-личностная. Первая (нормативная) представляет собой систему  норм, принципов, требований, регулирующих отношения профессионалов друг с другом и с обществом. Вторая (индивидуально-личностная) основана на индивидуальных нравственных принципах, убеждениях и ценностях в сфере трудовой деятельности. Структуру профессионального нравственного сознания также можно рассматривать через систему основных категорий: профессиональный долг и профессиональная совесть; профессиональное достоинство и ответственность; профессиональная справедливость; профессиональный такт и др.

Информация о работе Лекции по "Профессиональной этике"