Манеры и мимика специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 21:35, реферат

Описание работы

В сложной социально-экономической ситуации, когда обостряются социальные проблемы - увеличивается число людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи. С усложнением и ростом проблем возрастает потребность в профессиональной социальной работе, в специалистах, которые способны если не разрешить их совсем, то свести к приемлемому уровню. Потребность в специалистах социальной работы делает актуальными вопросы их воспитания, требования к их способностям и личностным характеристикам. Деятельность с высокой степенью моральной ответственности, которой и является социальная работа, накладывает специфические требования к личности, к её ценностям и способностям. Исследование характеристик личности, требуемых для эффективного исполнения профессиональной деятельности актуально для любой профессии. Специфика социальной работы определяет предметом изучения взаимодействие личности специалиста с клиентом, его психологические свойства.

Содержание работы

Введение
1.Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента.
2.Манеры общения
3.Мимика общения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 38.26 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» 

Институт  интенсивного образования

Кафедра  теоретической  и прикладной социологии 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«Этика »

Тема «Манеры и мимика специалиста по социальной работе» 
 

Работу выполнил:       _________     Е.И.Демиденко 

Студент   гр. Зр-СР–12                   подпись,       и.о. фамилия

                                                                                                      

Работу проверил:

Преподаватель                                       к с н.,  доцент кафедрыТиПС , А.Ю. Бендрикова

                                                                  подпись,        должность,  и.о. фамилия 
 

Заринск 2011

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

1.Сущность и  особенности взаимодействия социального  работника и клиента----------------------------------------------------------------------------------------5

2.Манеры общения--------------------------------------------------------------------------8

3.Мимика общения------------------------------------------------------------------------14

Заключение---------------------------------------------------------------------------------17

Список используемой литературы-----------------------------------------------------18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В сложной социально-экономической  ситуации, когда обостряются социальные проблемы - увеличивается число людей, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации и нуждающихся в социальной помощи. С усложнением и ростом проблем возрастает потребность  в профессиональной социальной работе, в специалистах, которые способны если не разрешить их совсем, то свести к приемлемому уровню. Потребность  в специалистах социальной работы делает актуальными вопросы их воспитания, требования к их способностям и личностным характеристикам. Деятельность с высокой  степенью моральной ответственности, которой и является социальная работа, накладывает специфические требования к личности, к её ценностям и  способностям. Исследование характеристик  личности, требуемых для эффективного исполнения профессиональной деятельности актуально для любой профессии. Специфика социальной работы определяет предметом изучения взаимодействие личности специалиста с клиентом, его психологические свойства.

     Таким образом значение манеры общения социального работника положительного делового имиджа трудно переоценить, поскольку под обаяние манер легко поддаются самые разные люди. Недаром есть выражение "красота человека привлекает, а его изящные манеры привязывают".

     Манеры  общения воссоздают образ человека, в них зрительно проявляются  те его качества, которые оцениваются  окружающими знаком "плюс" или "минус". Манера общения - это внешняя  сторона проявления отношения к  нам, это визуально доступная  информация к восприятию. В отношении  поведения словом "манера" обозначают устойчивые признаки, усвоенные и  ставшие привычными особенности  отношения к окружающим, формы  общения, многообразные детали, отдельные  черточки, даже мелкие 

постоянно повторяющиеся движения - манера слушать, говорить, двигаться,  и т.д.

     Успешность  любого разговора социального работника с клиентом в значительной мере зависит от умения установить доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим. Поэтому особо важное внимание нужно обращать не только на манеры и позы собеседника, но и на его мимику, т.е. выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления тех или иных чувств и настроений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента

     Социальная  работа как вид деятельности является коммуникативной. Коммуникативное  взаимодействие – это взаимосвязь, взаимодействие. Основная цель взаимодействия социального работника и клиента  предполагает:

- увеличение  степени самостоятельности клиента,  его способности контролировать  свою жизнь и более эффективно  разрешать возникающие проблемы;

- создание условий,  в которых клиент может максимально проявить свои возможности;

- адаптация  или реадаптация людей в обществе.

       Конечная цель деятельности социального  работника предполагает достижение  такого результата, когда у клиента  отпадает необходимость в его  помощи.

       Все формы и методы взаимодействия  социального работника можно  разделить на две группы:

- работа с  проблемой клиента;

- работа по  поводу этой проблемы с другими  учреждениями, организациями, службами.

       Важным компонентом социального  взаимодействия являются профессиональные  умения и навыки социального  работника – владение методами  поддержки, социальной терапии,  коррекции и реабилитации.

       Социальная терапия представляет  собой конкретные услуги, организуя  клиенту поддержку окружения,  помогая справиться с социальными  конфликтами и проблемами. Она  осуществляется с целью социальной

адаптации и  реабилитации индивида, а также разрешения конфликтных ситуаций на передовом  уровне. В социальной терапии важное значение имеет вербальное и невербальное поведение. Вербальное – язык слов, невербальное – язык тела. Вербальное поведение определяется законами психолингвистики и связано с формированием  высказывания (экспрессивная речь) и его восприятием реципиентом (импрессивная речь).

       В современной психологии невербальная  коммуникация оценивается как  более достоверная, чем словесная,  так как она осуществляется, как  правило, спонтанно, бессознательно. Социальному работнику необходимо  владеть обоими этими средствами  общения, уметь передавать свои  состояния и намерения в жестах, манерах, мимике, позах, интонациях.. С другой стороны, в ходе наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента, социальный работник получает информацию о том, как его воспринимает клиент, как строить с ним взаимоотношения. Таким образом, коммуникативное ваимоотношение – это процесс обмена коммуникативными действиями между субъектами посредством использования знаков вербальной и невербальной систем с целью взаимоинформирования, воздействия на интеллектуальное и эмоциональное состояние и его изменение.

       Особенность социально-терапевтического  контакта состоит в том, что  в процессе взаимодействия с  клиентом социальный работник  воздействует на видение клиентом  проблемы и тем самым на  его поведение, что ведет к  формированию определенного типа  отношений.

       Социально-терапевтическое взаимодействие  должно пройти 3 этапа:

      1. Это стратегии, нацеленные на  непосредственное осуществление  изменений путем воздействия  на базовый уровень. Они не  требуют понимания со стороны  клиента. Терапевт добивается  изменений в жизненной ситуации  клиента с помощью собственных  действий.

      2. Это действия, целью которых  является побуждение клиента  изменить свои базовые действия. Терапевт добивается изменений  в жизненной ситуации клиента  путем прямого управления. В этом  случае терапевт берет на себя  ответственность за то, какого  рода изменения необходимо осуществить,  тогда как клиент отвечает  за осуществление действий.

      3. Это действие, направленные на  внутреннее изменение системы,  что в последствии изменяет  поведение клиента. Эти действия  требуют от социального работника  глубокого психологического понимания  клиента. Изменения жизненной  ситуации клиента происходит  при этом путем косвенного  управления, чтобы побудить клиента  принять ответственность за свое  поведение.

     Этот  последовательный ряд событий, предусматривающий  не один сеанс, раскрывает этапы деятельности терапевта, побуждающий клиента  при одобрении и поддержке  определить собственный путь, чтобы  о результате уже не нуждаться  в поддержке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Манеры  общения

     Манера  общения имеют большое значение для его эффективности работы социального работника. Тон обращения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т. п.), поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность мимики и движений и т. п.), даже расстояние между общающимися могут многое сказать о характере общения. Например, выявлено, что между общающимися могут быть четыре дистанции: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими знакомыми, друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная дистанция имеет место между чужими людьми. Изменяя расстояние, можно добиваться дополнительного воздействия на клиента со стороны социального работника по общению, так как этим изменяется установка на манеру общения, характер отношения между общающимися.

     Во  время разговора не рекомендуется  смотреть на посторонние предметы —  это отвлекает, нервирует собеседника. Нужно чаще смотреть в глаза собеседнику, особенно если им является женщина (они  больше нуждаются в обратной связи, чем мужчины). Не следует прерывать  партнера в разговоре или споре, нужно дать ему возможность высказаться  до конца.

     В. А. Кан Калик (1987) описал следующие стили общения:

     “Совместное творчество”: ставятся общие для общающихся цели, решения отыскиваются совместными усилиями.

     “Дружеское расположение”: основан на искреннем интересе к личности партнера по общению, уважительном к нему отношении, открытости контактам.

     “Заигрывание”: основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению, понравиться аудитории.

     “Устрашение”: следствие неуверенности лица с более высоким статусом, чем у партнера по общению, или же результат неумения организовать общение на основе продуктивной совместной деятельности. Такое общение жестко регламентировано, загнано в формальноофициальные рамки.

     “Дистанцированность”: этот стиль имеет различные вариации, но суть его состоит в подчеркивании различий между партнерами по общению, и эта разница связана со служебным, социальным положением, возрастом и т. д.

     “Менторство”: разновидность предыдущего стиля, когда один из партнеров («бывалый») принимает на себя роль наставника и беседует с другим назидательнопокровительственным тоном.

     Манера  общения во многом зависит от того, с кем общаешься, какой у него возраст, пол, социальный статус.

     Манеры  могут быть плохими или хорошими в зависимости от того, как в  них проявляется сам человек, какие - хорошие или дурные - привычки определяют общий облик его поведение. Все ненужное, лишнее в поведении, лишенное смысла и лишь затрудняющее общение с человеком, принято  считать дурными манерами.

     Хорошие манеры - это мерила того общественного  круга, в котором данный человек  живет. Они сообщают изящество и  благородство, в них проступает сдержанность и скромность, простота и выразительная  ясность, свидетельствующие о том, что судить о себе такой человек  предоставляет другим, не навязывая  им своей самооценки. В основе манер общения - физические движения. Благодаря им, каждый из нас владеет языком тела, т.е. беззвучным языком, состоящим из жестов и мимики, без которых имидж малоэффективен, что особо важно в работе социального работника.

     Телодвижения - важная часть человеческого образа. Произвести хорошее впечатление или расположить собеседника к себе очень трудно при отсутствии навыков искусного владения собственным телом. Чтобы научиться владеть своим телом, не обязательно обладать какими-то особыми физическими данными. Важно этого хотеть и уметь. Прежде всего, следует обратить внимание на наши позы и жесты.

     В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных жестов и поз, отражающих различные внутренние состояния  партнеров и собеседников. Рассмотрим несколько, которые наиболее приближены к работе социального работника с клиентом.

Информация о работе Манеры и мимика специалиста по социальной работе