Национальные особенности этикета в различных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:38, реферат

Описание работы

Этикет (etuquette) - французское слово, означающее манеру, способ вести себя в обществе. Современные исследователи жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV в., которая не только отличалась от варварской Англии, Германии и даже Франции уважением к силе, богатству и родовитости, но также полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обществе. Более того, весьма желательным считалась также образованность - и это тогда, когда, например, Франция не уважала представителей наук, презирала ученых, считала их занятия бессмысленными. Исторически этикет возник, прежде всего, во дворцах, поэтому и был назван дворцовым или государственным.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Причины национальных различий 4

1.1. Особенности национальных образцов нравственности 4
1.2. Проблема национального характера и менталитета 5

Глава 2. Национальные особенности 8

2.1. Требования национального этикета 8
2.2. Национальные особенности делового этикета 9
2.3. Национальные особенности речевого этикета 19

Заключение 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 24

Файлы: 1 файл

Национальные особенности этикета в различных государствах.docx

— 50.66 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  автономное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Южный федеральный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Национальные особенности этикета в различных государствах.

 

 

 

 

 

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

 

Глава 1. Причины национальных различий 4

 

1.1. Особенности национальных образцов нравственности 4

1.2. Проблема национального характера и менталитета 5

 

Глава 2. Национальные особенности 8

 

2.1. Требования  национального этикета 8

2.2. Национальные  особенности делового этикета 9

2.3.  Национальные  особенности речевого этикета 19

 

Заключение 23

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 24

 

 

 

Введение

Этикет (etuquette) - французское  слово, означающее манеру, способ вести  себя в обществе. Современные исследователи  жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV в., которая не только отличалась от варварской Англии, Германии и даже Франции уважением к силе, богатству  и родовитости, но также полагала обязательным наличие у богатых  и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести  себя в обществе. Более того, весьма желательным считалась также  образованность - и это тогда, когда, например, Франция не уважала представителей наук, презирала ученых, считала  их занятия бессмысленными. Исторически  этикет возник, прежде всего, во дворцах, поэтому и был назван дворцовым  или государственным.

Естественным образом  нормы поведения государей при  встречах, развиваясь, дали жизнь дипломатическому этикету, поскольку дипломаты при  переговорах выражали государственную  точку зрения. Одновременно развивался воинский этикет, поддерживающий стройность и строгость правил поведения  в армии, без которого порядок  просто был бы невозможен. Появились  и другие виды этикета - светский, иногда сейчас называемый общегражданским. Самым  «молодым» является деловой этикет.

Требования этикета не носят абсолютного характера, они  меняются с течением времени под  влиянием многих факторов. Современному человеку можно рекомендовать не просто слепо и безоговорочно  исполнять требования этикета, но постараться  понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в общении. Манеры отражают внутреннюю культуру человека, его истинное отношение  к морали, его понимание моральных  требований, а также - его интеллект. Этикет возможен тогда, когда существуют два партнера различного коммуникативного статуса, например, разного возраста или пола.

Начинаются правила этикета  с ритуала и традиции, и во многом сохраняют с ними связь. Различить  ритуальные действия и действия, продиктованные этикетом, бывает порой невозможно. Основное их различие заключается в  том, что ритуал всегда связан с некоторым  изменением, переходом и преобразованием, в то время как этикет призван  выявить и утвердить уже существующие социальные отношения.

 

Глава 1. Причины национальных различий

    1. Особенности национальных образцов нравственности

Современные исследователи  сходятся в том, что национальные особенности нравственных систем заключаются  в их форме. Эта форма, во-первых, определяется степенью важности национальной проблемы среди других нравственных проблем. Иногда национальное делается едва ли не синонимом нравственного, подавляет все другие соображения, даже гуманизм. В других случаях  в моральных предпочтениях народа первое место занимает идея величия  державы, а собственно этнический момент отходит на второй план. Национальное может затмеваться даже племенным: приверженность клану у некоторых  народов часто оказывается сильнее  национальной общности.

Во-вторых, национальные особенности  проявляются в моральной психологии народа. По традиции северные народы представляются более уравновешенными, а южные - более вспыльчивыми. Соответственно у северян меньше разработаны  способы улаживания внезапно вспыхивающих конфликтов. А восточные нравы  полны церемоний, словно для того, чтобы "притормозить" в них  страсти участников. Или, например, мало-темпераментный народ часто  полагается в борьбе с врагом не столько на воинскую доблесть, сколько  на хитрость и терпение. На характер народа оказывает влияние его  возраст. Естественно, что "молодые" народы в сравнении с другими  представляют качества "нравственной юности": доверчивость, внушаемость и в то же время обидчивую гордость, нетерпимость. "Старые" же, давно сложившиеся нации успевают выработать развитые нравственные формы, которые не "лучше", но сложнее архаических. Эта сложность позволяет, в частности, толерантнее относиться к "инородным" моральным представлениям.

В-третьих, специфичным для  каждого этноса является жанровое оформление в фольклоре его нравственного  опыта: был ли эпос национальным (как "Песнь о Нибелунгах" у немцев) или он стал культурным источником для нескольких народов ("Кероглы"); о чем народ поет свои песни, какими музыкальными и поэтическими особенностями  они обладают; какими чертами отличается запас пословиц и поговорок; каким  видам сказок отдается предпочтение и т.д. Впоследствии духовные достижения народа оформляются в национальной художественной литературе, в их разработку включается интеллигенция. Ее роль в  осознании народом своих нравственных ценностей особенно велика в период просвещения. Авторские формы искусств говорят о том, что ценности данного  народа приобретают общечеловеческое звучание.

Еще более сложно национальное начало предстает на уровне этических  теорий. Учение Спинозы столь же мало "нидерландское", как и "еврейское". Можно, конечно, улавливать некоторый "национальный колорит" той или  иной этической концепции, однако понятно, что выражение национальной идеи не являет задачей философов. Их заслуги связаны с успешным мышлением о существе предмета - морали.

В-четвертых, во многих странах  национальное начало претерпело сильное  религиозное воздействие. Вплоть до того, что вероисповедание стало  как бы национальным признаком: иудаизм  у евреев, ислам у арабов. А  православие не раз провозглашалось  сущностным основанием морали русского народа. Потому сейчас нелегко различить, что проистекает от этнических корней, а что от многовековых религиозных  традиций.

В-пятых, нравственный облик  народа складывается под влиянием его  исторической судьбы. Большому народу легче занять почетное место среди  других. Он не столько борется с  чужими образцами, сколько ассимилирует их. Малочисленному же народу это дается труднее, хотя и он способен достигнуть таких высот духа, что они становятся эталоном для других, а гордости за эти достижения хватает на столетия. Оседлый или кочевой образ  жизни делает весь строй морального мышления весьма специфичным. Если оседлые  народы связывают свою идентичность с землей, то на этой идее покоятся их патриотизм, трудолюбие и коллективизм. Для кочевых народов те же нравственные принципы опираются в первую очередь  на кровное единство рода.

В-шестых, несомненные черты  своеобразия носит этно-этикет, закрепление  моральных представлений на основе ритуала. Гостеприимство разного рода по-своему создает гостю максимальное удобство и почет. Бесчисленны формулы  благодарности и добрых пожеланий. И строгие латинские фразы  в этом отношении ничуть не хуже цветистых славословий Востока.

Велико также этническое многообразие моральных понятий. Не сразу в языке формируются  абстрактные термины: мораль, нравственность, добро. До них и наряду с ним  с ними функционируют слова, обозначающие целые нравственные комплексы.

Естественно, что каждая нация бережет и культивирует своеобразие выразительных средств  морали, внося этим вклад в нравственную историю человечества.

 

    1. Проблема национального  характера и менталитета

Осмысление исторического  опыта уходящего столетия, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера и национального  менталитета. В повседневной жизни  принято считать, что каждая нация  имеет свой характер и что определенные черты характера закреплены за той  или иной нацией. Так, американцев  связывают с деловитостью, немцев - с пунктуальностью, французов - с остроумием и галантностью, русских - с открытостью, бесхитростностью, с мастерством.

Следует отметить, что вышеназванная  проблема волнует как зарубежных, так и отечественных исследователей, опирающихся в дискуссиях по этому  поводу на философское наследие прошлого. "Отец истории" Геродот писал, что если бы предоставить всем народам  на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные обычаи. Геродот  подчеркивал, что каждый народ убежден  в том, что его собственные  обычаи и образ жизни некоторым  образом наилучшие. Мысль, высказанная 25 веков назад, не устарела и сегодня. В ней содержится идея, что образ  жизни каждого народа управляется  господствующими у него обычаями, определяемыми многими обстоятельствами, в том числе и элементами характера.

В исследованиях американских ученых Лернера, Бенедикта, Харди теория национального характера сводится к психологизированному учению о  национальной культуре. Эти ученые рассматривают национальную культуру и национальный характер как тесно  связанные понятия, влияющие друг на друга.

В определении понятия  национального характера в зарубежных исследованиях пользуются теорией "духа народа". Согласно этой теории "дух народа" - это интеллект  специфического сегмента населения. Французский  психолог Фойе считает, что характер нации определяется характером элиты. Иначе элита является выразителем  национального характера, без нее  у нации не было бы истории.

Анализ работ исследователей позволяет сделать следующие  выводы: 1) национальный характер существует; 2) на формирование национального характера  влияют многие причины, к числу которых  относится культура, различные политические реалии, характер элиты, климатические  условия, рельеф местности, флора и  фауна, религия. В этой связи интересен  вопрос о влиянии протестантизма на национальный характер немцев. По М. Веберу из его работы "Протестантская этика и дух капитализма" следует, что призвание является субъективной предпосылкой развития индивидуалистического  предпринимательского характера. Лютер  и Кальвин, объясняя идею призвания, рассматривали повседневный труд как  божественное предначертание. Ценность всякого труда измеряется прилежанием  и успехом. Трактуемая подобным образом  идея призвания могла содействовать  формированию таких черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд. Религиозная  вера проявляется не в сверхъестественных деяниях, а в скромном исполнении человеком своих земных обязанностей.

Отмечая воздействие ислама на национальный характер его последователей, можно констатировать, что эта  религия облегчает психологическое  состояние верующего, помогает преодолевать жизненные невзгоды, формирует во многом традиционность образа жизни. Для приверженцев ислам - это образ мышления и действия, программа поведения человека на все случаи жизни от рождения до захоронения, система взглядов на жизнь и быт, форма сознания.

Под национальным характером понимают поведенческую модель, типичную модель для данного народа и обусловленную  единством общественного сознания, общностью системы надличностных  коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения  каждого человека. Существуя, национальный характер не наследуется от предков, но приобретается в процессе воспитания, он гораздо сильнее проявляется  в тех случаях, когда действуют  не отдельные члены отдельного народа, а целые их группы. Далеко не каждый человек, принадлежавший к данному  народу, может считаться обладателем  типичного национального характера. Большинство определенных черт характера, таких, как трудолюбие, патриотизм, мужество, целеустремленность, являются общечеловеческими. И речь может  идти не о монопольном обладании  какой-либо этнической общностью той  или иной черты, а лишь о различиях  между отдельными народами в формах (оттенках и стилях) ее проявления.

Проблема менталитета  является весьма актуальной в социально-политических исследованиях зарубежных и отечественных  ученых в последнее время. Изучение менталитета того или иного этноса обязывает политиков учитывать  в своей деятельности его внутренний мир, национальный характер, влияние  на поведение людей окружающих условий, географической среды, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств. Изучение национального менталитета  помогает корректировать национальную политику. Как отмечают исследователи  проблемы, менталитет означает совокупность устойчивых, исторически сложившихся  в достаточно большие промежутки времени социально-психологических  характеристик, выражающих отношение  социального субъекта к себе и  окружающим. Это определенная направленность сознания, самосознания и деятельности. Иначе менталитет отражает социально-психологическое  состояние этноса, которое складывается в результате исторически длительного  и достаточно устойчивого воздействия  естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания субъекта менталитета  и проявляется в различных видах деятельности 

Глава 2. Национальные особенности

2.1. Требования национального этикета

Хотя в последнее время  наблюдается значительное сближение  правил этикета, принятых в разных странах, в направлении европейских правил хорошего тона, что особенно заметно  в деловой практике, тем не менее, национальный колорит в поведении  людей постоянно присутствует. Не случайно иностранцы говорят, что на улицах Европы представителя восточных  славян можно определить, даже если он не произнес ни слова: по его манере одеваться, поведению.

Информация о работе Национальные особенности этикета в различных государствах