Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 19:58, контрольная работа
Деловые отношения представляют собой целый комплекс связей, возникающих между людьми в процессе их профессионального взаимодействия. Важная особенность этих отношений – их материальная основа. Все они возникают как результат обмена умений, услуг, товаров и т.д. на деньги. Но одной только материальной основой они не исчерпываются. В ходе профессионального общения людей, в деловой сфере складываются также межличностные отношения, не связанные с денежным вознаграждением за труд. Они отражают личностные характеристики людей – сотрудничество, дружба, соперничество, конкуренция, конфликты и т.д.
Введение....................................................................................................3
1. Основные концепции в этике деловых отношений.
(Теория утилитаризма. Деонтическая этика. Этика
справедливости).......................................................................................5
2. Нравственность - основа этики предпринимательства ........................12
3. Визитные карточки и их использование ..............................................16
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………….……...23
НОУ ВПО «Международный институт рынка»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу: «Деловая этика»
Вариант №4
Выполнил:
Серков А.В.
Проверил: д.ф.н. Бодров А.А.
Оценка __________
г. Самара 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Основные концепции в этике деловых отношений.
(Теория утилитаризма. Деонтическая этика. Этика
справедливости)...............
2. Нравственность - основа этики предпринимательства ........................12
3. Визитные карточки и их использование
..............................
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………….…
Введение
Деловые отношения представляют собой целый комплекс связей, возникающих между людьми в процессе их профессионального взаимодействия. Важная особенность этих отношений – их материальная основа. Все они возникают как результат обмена умений, услуг, товаров и т.д. на деньги. Но одной только материальной основой они не исчерпываются. В ходе профессионального общения людей, в деловой сфере складываются также межличностные отношения, не связанные с денежным вознаграждением за труд. Они отражают личностные характеристики людей – сотрудничество, дружба, соперничество, конкуренция, конфликты и т.д.
Таким образом, изучая деловые отношения, мы сталкиваемся с межличностными отношениями, особенность которых в том, что их источником и причиной оказывается материальная заинтересованность сторон.
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.
В наше время, мало кто знает какой угол визитной карточки нужно загнуть, что нужно на ней написать, чтобы заявить о цели своего визита (то ли это выражение соболезнования, благодарности или это осведомление по поводу здоровья). А раньше визитки были неотъемлемой частью этикета. Кроме того, визитки представляли целую область полиграфического искусства, со своими шедеврами, канонами и табу. До недавнего времени визитные карточки в нашей стране считались прерогативой дипломатов и высоких должностных лиц. Но в последнее время этот полезный обычай получает все более широкое распространение. Сейчас визитка – это неотъемлемая составляющая бизнеса. Это наиболее эффективная форма рекламы, причем довольно недорогая.
1. Основные концепции в этике деловых отношений.
(Теория утилитаризма. Деонтическая этика. Этика справедливости)
Согласно принципу утилитаризма, решение этично, если оно обеспечивает большую конечную пользу, чем любой иной вариант решения. Решения, в основе которых лежит принцип утилитаризма, этичны, если они приносят максимальное благо для максимального числа людей. Например, требование не лгать клиентам. Утилитаризм действия утверждает, что ложь может быть этичной, если выгоды значительно превосходят издержки вранья клиентам. Утилитаризм правил ставит вопрос: «Каков будет эффект от обмана ряда клиентов в течение какого-то времени?» Доверие клиентов, сам бизнес будут потеряны.
Итак, ложь не приносит максимальную конечную выгоду. Следовательно, требование не лгать клиентам должно быть правилом. Если утилитаризм действия учитывает последствия отдельно взятого акта, то утилитаризм правил исследует последствия ряда актов. Можно сказать, что утилитаризм действия сосредоточен на краткосрочных последствиях, а
утилитаризм правил – на долгосрочной перспективе. Положения, разработанные в рамках утилитаризма правил, становятся своего рода моральным кодексом, которым руководствуются при принятии ряда решений, приносящих максимальное благо максимальному числу людей. Для разрешения конфликта правил, содержащихся в одном кодексе, необходимо разработать систему приоритетов.
Основоположник теории традиционного утилитаризма Иеремий Бентам (1748-1832) в своих трудах разрабатывал методику поиска объективных критериев, с помощью которых можно оценить соответствие целей социальной политики и общественного законодательства. Бентам выделял следующие критерии:
• степень соответствия образа
действия и существующих
• степень полезности и
Таким образом, Бентам считает возможным количественное измерение благ, возможность их суммирования и вычисления разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов, а значит, - определения действия с максимальной чистой прибылью или с минимальными расходами. Характерной особенностью данного подхода является ориентация на последствия и результаты действия. Сторонники теории утилитаризма приводят ряд доводов в защиту своих идей:
•
теория утилитаризма
• имеет много общего с
• трудность количественного
измерения полезности, а также
учет только полезности
• невозможность количественного измерения доходов и расходов в некоторых ситуациях (например, при страховании жизни или здоровья не употребляется термин "страховое возмещение", поскольку жизнь нельзя возместить, а используется оценка утраты человеком трудоспособности);
• невозможность
• несовместимость моральных категорий: права и справедливости.
Ответом на эти недостатки стала теория норм - утилитаризма - скрытой формы традиционного утилитаризма, основная мысль которой заключается в требовании ограничения сферы действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали, а не сводится только к определению максимальной полезности, например договоренности о цене с конкурентами.
Критики утилитаризма отыскали в положениях теории еще одно слабое место: они считают, что норм-утилитаризм - просто скрытая форма традиционного утилитаризма. По их мнению, законы (правила), допускающие некоторые позитивные отклонения, в итоге позволяют получить больше прибыли, чем законы вовсе без исключений. Но, утверждают они, коль скоро правило имеет исключение, это может привести к тем же несправедливостям и нарушениям прав человека, которые оказываются допустимыми в рамках теории традиционного утилитаризма.
Деонтическая этика
Деонтическая этика (этика долга) оказывается наиболее эффективной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. В рамках этого подхода речь идет о моральных правах (правах человека), особенностью которых являются:
•
неразрывная связь с
•
возможность самостоятельного
•
возможность оправдания и
Основой для данного подхода послужила рациональная этика И. Канта (1724-1804), а именно его категорический императив, Кант дал несколько формулировок категорического императива.
Категорический императив
Его первая формулировка гласит: «Поступай только согласно такой
максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы
она стала всеобщим законом». Максима означает принцип. Кант утверждает,
что действие правильно с точки зрения морали только в том случае, если вы
хотите, чтобы все люди в подобной ситуации поступали так же. Этот принцип содержит два критерия определения морально правильного и морально ложного – критерий универсальности (так должны поступать все) и критерий обратимости (вы являетесь объектом действий других людей).
Вторая данная Кантом формулировка морального (практического)
императива гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Кант доказывает, что людей ни в коем случае нельзя воспринимать лишь как средства достижения каких-то целей; к людям следует относиться как к цели или как к средствам и целям.
Используя людей для достижения собственных целей, вы обязаны уважать их и содействовать их способности достигать желаемых ими целей. Кант считал категорический императив моральным законом. Согласно Канту,
категорический императив – безусловная команда.
Кант строил свою этическую теорию на фундаменте человеческой рациональности (практический разум). Этот подход заставлял думать
о моральных правилах с точки зрения влияния индивидуального действия на целое. С точки зрения этики бизнеса, наиболее важна вторая формулировка, поскольку у человека всегда есть искушение использовать для воплощения
своих личных планов других людей как средство. В отличие от утилитаризма кантовский подход делает акцент на внутренних мотивах, а не на последствиях действий. Он способствовал универсализации права и декларации ценности человека как такового.
Однако и эта теория не остается бесспорной с точки зрения морали. Можно ли назвать счастливым человека, который всегда поступает в соответствии
со своим долгом? Как определить границы долженствования?
Индивидуальные права приводятся в американском Билле о правах и во
Всеобщей декларации прав человека. Дж. Кавана называет следующие шесть
прав, которые, по его мнению, являются основными для предпринимательской деятельности:
1) право на жизнь и безопасность;
2) право на достоверную информацию;
3) право на неприкосновенность личной жизни;
4) свобода совести;
5) свобода слова;
6) право на частную собственность.
Эти права порождают основные обязанности, причем право на жизнь и
безопасность имеет приоритет перед остальными правами, которые
равноценны.
Этика справедливости
Справедливость – этическое и социальное понятие, которое отражает равенство людей в обществе. Концепция этики справедливости связана исключительно с отношениями бизнеса и общества в целом. Основанием для справедливости служат моральные права индивида. Суть концепции состоит в том, что человек - это общественное существо, живущее и развивающееся в обществе и поэтому обязанное обеспечивать его функционирование. Основной принцип - равенство и, как его выражение, справедливость. Следовательно, моральный долг - это подчинение закону, который одинаков для всех, отрицает привилегии и дискриминацию, то есть справедлив. Тем не менее положения концепции могут быть истолкованы по-разному, так как существует, по крайней мере, четыре трактовки понятия "справедливость":
• эгалитаристический;
• капиталистический;
• коммунистический;
• Д. Ролза.
Эгалитаристичесий подход (эгалитаризм - от фр. равенство) отрицает какие-либо различия между людьми, которые могут служить причиной для неравного к ним отношения. Поэтому распределение благ общественного достояния должно быть равномерным.
Капиталистический подход - справедливость в этом случае подразумевает разделение благ в соответствии с размером вклада группы, организации, общества в общее дело, предприятие.
Информация о работе Основные концепции в этике деловых отношений