Особенности этического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:35, реферат

Описание работы

У тех, кто начинает осваивать этику, может возникнуть вопрос: зачем, собственно, нужно приобщаться к этическому знанию по существу? Отвечая на него, в первую очередь придется вспомнить "аргументы вполне банальные, связанные с тем, что увеличение объема любых знаний естественно для развивающейся личности, поскольку существует достаточно простая закономерность: чем больше знаний (в количественном и, особенно, качественном отношениях) приобретает человек, тем более богатым становится содержание его внутреннего мира, тем интереснее он для других и для самого себя. Аргументация этого типа применима, безусловно, и для этического знания, но его личностная значимость определяется не только (и не столько) чисто информационным аспектом.

Содержание работы

Введение 3
Особенности этического знания 4
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 59.20 Кб (Скачать файл)

 Опасность таких потенциальных  возможностей, существовавших всегда  и становившихся реальностью  пока лишь в локальном, по  сравнению с общецивилизационным процессом, измерении, в настоящее время существенно усиливается. Переход человеческого сообщества к постиндустриальному, "информационному" периоду своего существования, объем его накопившихся за длительную историю "грехов" перед природой вообще и природой человека в частности, обилие неразрешимых проблем жизнеобеспечения, приобретших статус "глобальных", - все это не только провоцирует ломку традиционных (т.е. более-менее устойчивых) основ жизни и соответствующие нравственные трансмутации, но и впервые, пожалуй, столь серьезно инициирует вопрос о смертности не отдельного индивида, а человечества в целом. В таких условиях спасение от катастрофы неизбежно оказывается связанным с идейной зрелостью человеческого сообщества, невозможной вне общего нравственного контекста, в созидании которого этическое знание может выступать смыслообразующим элементом.

 Осталось ли еще "историческое  время" для осуществления такого  рода "благих упований"? Возможна  ли их реализация в принципе? История не дает ответа. Или,  возможно, дает, но мы, погрязшие  в суетности бытия, не умеем  его распознавать. Во всяком случае, она достаточно ясно свидетельствует  о том, что сам факт существования  в культуре этического знания, многоликость которого способна  чудесным образом складываться  в некую целостность, создает  уникальную возможность обеспечения  человеку "встречи" с самим  собой и с другими или, хотя  бы, пониманию путей, ведущих к  ней. "Практическая философия"  как бы приглашает к сознательному  жизненному творчеству любого "ученика", получающего равное с другими  право на заполнение пространства  этического знания, даже если  его опыты такого рода остаются  незамеченными или вступают в  противоречие с иными ценностными  установками. Именно такая ориентация  предлагается в качестве доминирующей для процесса более конкретного приобщения к различным фрагментам пространства этического знания. Особенности этического знания, обозначенные здесь в первом приближении, целесообразно иметь в виду при изучении всех его фрагментов, поэтому данный параграф можно рассматривать в качестве методологического основания при изложении последующего материала, а также теоретического ориентира индивидуального этического творчества, описанного во второй части книги.

 Что касается структурирования  этики, то можно отметить два  возможных варианта постановки  этой дискуссионной проблемы. Первый  предполагает выделение метаэтики и нормативной этики, т.е. фиксирует, упрощенно говоря, теоретический и прикладной уровни этического знания, которые, в идеале, должны быть тесно взаимосвязаны. Второй нацелен на вычленение более конкретных аспектов этического знания, представляющих собой относительно самостоятельные области его исследования (история этических учений, социология морали, генеалогия морали, профессиональная этика, теория нравственного воспитания и т.д.).

 

Заключение

Задумываться о смысле этического знания, подводить итоги его развития, всматриваясь в прошлое с целью  предвосхищения будущего, можно, разумеется, в любое время. Но на стратегическом временном рубеже (особенно в контексте  смены не века, а тысячелетия) размышления  такого рода приобретают специфическое  значение, насыщенное разнообразными, неминуемо чуть сакральными ценностными  нюансами, связанными с темпоральной символикой, которую человек всегда использовал с неослабевающим энтузиазмом. Переход к новому тысячелетию осознается как событие особого уровня, инициирующее небывалую масштабность и широкий спектр футурологических прогнозов, основывающихся на каком-то общем представлении о грядущих качественных изменениях облика человечества.

Многие из этих изменений невозможно пока обозначить даже в первом приближении, относительно них существуют лишь некие  аморфные полуинтуитивные предположения; другие прогнозируются с большей определенностью, т.к. их предпосылки достаточно "вызрели" и позволяют выдвигать более или менее убедительные гипотезы.

 

Список используемой литературы

1. И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева Этика: учебное пособие и практикум. - Мн. НТООО «Терра Системе», 1997.

2. Алексеев П., Панин А. Философия: Учебник. – М., 1998.

3. М.Н. Росенко Основы этических знаний. - Спб: Изд-во «Лань», 1998. - 256 с.


Информация о работе Особенности этического знания