Проблемы этики деловых отношений в организации и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок, причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой . Но еще много вопросов и нерешенных задач остается в данной теме. В своей работе я бы хотел раскрыть специфичность делового общения и сложности отношений людей в деловой сфере.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Этика делового общения 5
1.1. Понятие этики деловых отношений 6
1.2. Принципы деловых отношений 8
1.3. Проблемы этики отношений в современном
деловом мире и пути их решения 12
Глава 2. Общие этические принципы и характер делового общения 15
2.1 Понятие принципов делового общения 15
2.1.1 Этика делового общения «сверху-вниз» 16
2.1.2 Этика делового общения «снизу-вверх» 20
2.1.3 Этика делового общения «по горизонтали» 21
2.2 Этические и культурные требования к выступлению в аудитории 23
2.2.1 Этапы подготовки и проведения публичного выступления 23
2.2.2 Способы выступление с речью 28
2.3 Установление контакта с аудиторией 29
2.4 Поза, жесты, мимика оратора 31
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Коробейщиков Дмитрий Word 97-2003.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Магнитогорский  государственный университет»

Факультет экономики  и управления

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

Курсовая работа по теории организации

на тему:

«Проблемы этики деловых отношений в организации и пути их решения»

 

 

 

Выполнил:

студент ФЭУ

группа  34, Коробейщиков Дмитрий Сергеевич

 

Проверил:

профессор

Мирошниченко  Людмила Алексеевна

 

 

 

Магнитогорск, 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                            3                                                                                                                 

         Глава 1.Этика делового общения                                                                   5

1.1.  Понятие этики деловых отношений                                                   6                                                                                                                                                                                                                                 

1.2. Принципы деловых отношений                                                         8                     

1.3. Проблемы этики отношений в современном

 деловом мире и пути  их решения                                                            12

Глава 2. Общие  этические принципы и характер делового общения    15

2.1 Понятие принципов делового общения                                             15                      

2.1.1 Этика делового общения «сверху-вниз»                                        16

2.1.2 Этика делового общения «снизу-вверх»                                        20              

2.1.3 Этика делового общения «по горизонтали»                                    21           

2.2 Этические и культурные  требования к выступлению в аудитории  23

2.2.1 Этапы подготовки и  проведения публичного выступления           23

2.2.2 Способы выступление с речью                                                        28                            

2.3 Установление контакта с аудиторией                                                  29                                                                         

2.4 Поза, жесты, мимика оратора                                                             31        

Заключение                                                                                                34                                   

          Список литературы                                                                                          37                                                                             

 

 

 

 

 

 

Введение  

Деловые отношения – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение определенной цели, конкретных задач. Специфической особенностью делового общения является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении. От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения.

В настоящее  время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Написаны много книг про этикет, деловой этикет и этику деловых отношений. Известные авторы Кукушкин В.С., Левашова Татьяна, Максименко О.И.  занимаются данной проблемой и издают интересные работы и статьи.

Этика изучает  нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной  философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике  менеджмента в частности. Главная  среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый  не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Профессионализм  и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике  индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий.

Этика деловых  отношений занимается анализом взаимоотношений  деловых партнёров с позиции  толкования нравственных оценок, причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой . Но еще много вопросов и нерешенных задач остается в данной теме. В своей работе я бы хотел раскрыть специфичность делового общения и сложности отношений людей в деловой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Этика  делового общения

Слово «этика» (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях: во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность; во-вторых, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы. Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы быть добродетельным. (1,С.12)

Важнейшие категории  этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть», «честь» и некоторые другие. Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, т. е. соответствует неким глубинным законам человеческого бытия. Стремясь разграничить добро и зло, определить, что такое добродетель, люди выработали нормы морального поведения – сложную систему правил, позволяющих людям сосуществовать. Нормы морали выражаются в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Должное в морали не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых связана часто с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно этот конфликт проявляется в деловом общении.

          Мораль всегда предполагает определение нравственного идеала, образца для подражания. В современной деловой практике такие черты, как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность, точность, справедливые решения и т. п., квалифицируются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и пр. оцениваются как аморальные. Понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения. Соответственно и в сфере деловой этики ценятся в первую очередь ненадежность, порядочность, умение выполнять обещание.

    1. Понятие этики деловых отношений.

 Деловые отношения – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений между людьми. Регулятором этих отношений являются этические нормы, в которых выражаются представления человека о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей.(4,С.52) В процессе делового общения каждый сознательно или стихийно опирается на эти представления. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может облегчить общение, сделать его более эффективным, но может и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Чаще всего нарушение моральных норм наказывается общественным порицанием, которое проявляется в различных формах: в виде критических замечаний, осуждения, отказа в общении, в нежелании продолжать дружеские и любые другие отношения. Нормы морали не зафиксированы в государственных документах, этим они отличаются от правовых норм, нарушение которых наказывается по законам государства. Этика делового общения занимается выявлением норм и правил общения, принятых в тех или иных ситуациях и условиях общения, а также прогнозированием и определением линии поведения и изучением факторов, влияющих на поведение в деловой сфере. Нравственная сторона делового общения играет большую роль. В практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не забывать в деловых отношениях золотое правило морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении есть ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать неудач в процессе общения:

• в морали следует  хвалить других, а предъявлять  претензии к себе;

• нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном

счете, только от нас самих;

• когда речь идет о практическом утверждении  норм морали, основной

императив –  начни с себя.

       Специфика деловых отношений обусловлена тем, что она возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей . Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

         Этику деловых отношений можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики. Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом (3, С.121). Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним. Основа современной деловой этики – социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

    1. Принципы деловых отношений.

      Принципы этики деловых отношений — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений (3, С.24).  Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

 • создание  материальных ценностей во всем  многообразии форм рассматривается  как изначально важный процесс; 

 • прибыль  и другие доходы рассматриваются  как результат достижения различных  общественно значимых целей; 

 • приоритет  в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

      В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять.

1. Никогда не  делай того, что не в твоих  долгосрочных интересах или интересах  твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не  делай того, о чем нельзя было  бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т.п.).

Информация о работе Проблемы этики деловых отношений в организации и пути их решения